Выставка "Шедевры Византии" - отчёт. Часть 2.

Feb 21, 2017 10:31

Мы продолжаем наш рассказ о замечательной выставке византийского искусства «Шедевры Византии». И сегодня мы расскажем вам об уникальном экспонтае, который вы сможете увидеть в залах Государственной Третьяковской галереи.


Великомученик Георгий со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина(?). Двусторонняя икона. XIII век.
Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей.
Один из самых ярких экспонатов выставки - рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев - интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.



Фрагмент. Положение святого Георгия во гроб. Великомученик Георгий со сценами жития.
Великомученицы Марина и Ирина(?). Двусторонняя икона. XIII век.
Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей.



Фрагмент. Мучение горящими свечами. Великомученик Георгий со сценами жития.
Великомученицы Марина и Ирина(?). Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей.
Великомученик Георгий Каппадокийский, фигура которого выполнена в высоком рельефе, представлен в воинском снаряжении. У ног святого - коленопреклонённая фигура заказчицы иконы. На полях разворачивается житийный цикл святого Георгия. Из 12 клейм сохранилось 9. На левом поле - «святой Георгий раздает свое имущество нищим», «Святой Георгий перед царем», «Мучение горящими свечами», на правом -«Избиение воловьими жилами», «Мучение раскаленными щипцами», «беседа с царицей Александрой» и «Низвержение идолов» (в одном клейме), «Святой Георгий и царица Александра перед императором», «Молитва святого Георгия» и «усекновение главы великомученика» (в одном клейме), «Положение святого Георгия во гроб».


Фрагмент. Великомученик Георгий со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина(?).
Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей.



Фрагмент. Великомученик Георгий со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина(?).
Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей.



Фрагмент. Великомученик Георгий со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина(?).
Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей.
А вот эту коленнопреколненную заказчицу издалека легко перепутать с рыцарем в кольчуге, ну или задаться вопросом почему она в очках. Даже на фото очень похоже на очки. И только рассматривая икону вблизи своими глазами вы видите, что это утери красочного слоя, создавшие такой необычный визуальный обман.


Фрагмент. Великомученик Георгий со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина(?).
Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей.



Фрагмент. Великомученик Георгий со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина(?).
Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей.


Фрагмент. Великомученик Георгий со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина(?).
Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей.
На обороте иконы изображены две святые, в которых можно предположить святую Марину и святую Ирину. Последняя могла быть небесной покровительницей Ирины Комнины Дукены, супруги болгарского царя Ивана Асеня II и матери Михаила Асеня. Возможно, именно ее ктиторский портрет представлен на лицевой стороне, а создание иконы может быть отнесено к середине XIII века.


Фрагмент. Великомученик Георгий со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина(?).
Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей.
Ирина Дукена (Ирина Комнина) - болгарская царица, третья супруга царя Ивана II Асеня (1218-1241), младшая дочь фессалоникийского императора Феодора Ангела Дуки Комнина (1224-1230). Вышла замуж за овдовевшего болгарского царя в 1237 г.; в результате этого брака были освобождены ее отец и братья, около семи лет находившиеся в плену в Болгарии после поражения в битве у Клокотницы (район Филиппополя) в апреле 1230 г.


Фрагмент. Великомученик Георгий со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина(?). Двусторонняя икона.
XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей.
Ирина в этом браке родила трех детей: сына Михаила и дочерей Феодору и Марию. После смерти своего мужа в 1241 г. некоторое время управляла Болгарией в качестве регентши своего малолетнего сына Михаила II Асеня (1246-1257), а затем, вскоре после восшествия на болгарский престол своего пасынка Коломана I в 1241 г., вернулась в Фессалоники к своему брату Иоанну. Там она приняла монашеский постриг с именем Ксения.

Музей ждет вас, чтобы погрузить в мир икон Византии. Посмотрите на эти произведения и потом, в залах постоянной экспозиции Третьяковской галереи, вы сможете сравнить их с произведениями наших мастеров. И найти отличия и сходства в работах иконописцев православного мира.
Ещё наши статьи об это выставке: часть 1, часть 3.

Выставка продлится до 23 апреля 2017 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной - понедельник
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 200 руб.
Бесплатно - для лиц до 18 лет.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

выставки, один экспонат, отчёт, ГТГ

Previous post Next post
Up