Я продолжаю свой рассказ о выставке
"Мода Петербурга XIX - начала XX века", которая, как вы помните, открылась 31 июля в Коломенском, в выставочных залах Сытного двора.
Сегодня я хочу рассказать вам о зале, посвященном святая святых женского гардероба - нижнему белью.
Здесь вы сможете увидеть корсеты, отделанные кружевом нижние юбки и халаты, тончайшей ткани сорочки и панталоны и многое другое, что никогда не было доступно взгляду постороннего зрителя.
Корсет являлся одной из важнейших деталей женского туалета, придававшей фигуре тонкость и хрупкость, а так же создававший необходимый силуэт. Шились корсеты из мягких хлопковых тканей на каркасе из пластиковых, металлических косточек или китового уса, украшались тесьмой и атласными лентами. Жёсткие "косточки" позволяли делать талию максимально изящной, хотя и не без последствий для здоровья.
Корсет. Хлопчатобумажная ткань саржевого плетения, кружево, атласные ленты. Россия, конец XIX века. Коллекция Натальи Костригиной.
Флакон туалетный. Кобальтовое стекло, гранение, роспись золотом. Россия, Санкт-Петербург, мастерская К.И.Теребенева и П.П.Семечкина, 1840-е. Галерея "Три века".
Представленный корсет относится к типу "кираса" и имеет удлинённый покрой, который формировал основы модного в 1880-х годах "русалочьего силуэта", при котором дамы могли лишь полулежать, а не сидеть прямо.
А рядом с корсетом мы видим изумительной работы флакон, в котором когда-то, скорее всего, содержались дорогие духи.
И тут же, рядом, уголок дамской комнаты. Кресло, с изящно разбросанными интимными принадлежностями. Она собиралась куда-то, подбирала лучшие чулочки и бельё, пудрила носик и уже вышла на прогулку, а горничная ещё не успела прибрать в комнате. Что же мы видим?
Кресло-бержер. Дерево, резьба. Россия, конец XIX - начало XX века. МГОМЗ.
Чулки фильдекосовые. Хлопок. Россия, начало XX века. Коллекция Натальи Костригиной.
Наволочка. Шёлковый репс, вышивка шёлковой и металлической нитью. Россия, конец XIX века. Коллекция Натальи Костригиной.
Бюстгальтер. Батист, льняное коклюшное кружево. Россия, начало XX века. Коллекция Натальи Костригиной.
Фильдекос происходит от французского "Fil l'ecossais", что означает буквально шотландская нить. Это была специально обработанная хлопковая нить, имеющая вид шёлковой, шедшая на изготовления чулок.
Бюстгальтер же, как элемент нижней одежды появился в России в 1910-е годы и назывался незамысловато: бюстодержатель. По прошествии некоторого времени он стал называться бюстгальтер. Значение бюстгальтера трудно переоценить. Он стал символом свободы женщин от корсетов, которые на протяжении многих веков причиняли вред здоровью. Надо сказать, что в различных феминистских кругах XIX века корсет вообще ассоциировался с рабством женщины. Самым крупным московским промышленником в данной области был И.Г.Абрамсон.
А вот ещё два прелестных элемента нижнего белья:
Сорочка. Батист, коклюшное и машинное кружево. Россия, начало XX века. Коллекция Натальи Костригиной.
Панталоны. Нансук, прошивка, батистовое шитьё. Россия, 1920-е. Коллекция Натальи Костригиной.
Нансук - тонкая хлопчатобумажная ткань, полотняного переплетения, отбеленная и отделанная в подражание льняному полотну. Использовалась на белье и т. п. работы.
И вновь мы заглядываем в дамскую комнату. На этот раз глазам нашим предстаёт туалетный столик, таким, каким мог быть около века назад.
Столик туалетный с выдвижным биде. Красное дерево, резьба; бронза, золочение. Россия, первая половина XIX века. Галерея "Три века".
Прибор для умывания (таз и кувшин). Фаянс. Россия, Тверь, товарищество М.С.Кузнецова,1889-1900-е. МГОМЗ.
Валик для создания причёски. Металл, кожа. Россия, 1904-1910-е. Коллекция Натальи Костригиной.
Платок носовой. Шёлковый батист, игольное кружево, вышивка гладью. Россия, конец XIX века. Коллекция Натальи Костригиной.
Графин для масла. Стекло бесцветное и марганцевое, гранение. Россия, XIX век. Галерея "Три века".
Ароматическая подушечка. Шёлк, кружево. Россия, 1890-е. Коллекция Натальи Костригиной.
Идём дальше?
После русско-японской войны 1905 года в Россию пришла мода на туалеты и аксессуары a la japon. В наибольшей степени ориентализм повлиял на домашние туалеты, отразившись как на покрое кофт и халатов, приобретших сходство с кимоно, так и на декоре - изысканных вышивках с использованием традиционных японских мотивов.
Платье-халат в ориентальном стиле. Шёлк, вышивка гладью. Россия, 1900-е. Коллекция Натальи Костригиной.
Грелка постельная. Латунь, железо, дерево; выколотка, гравировка. Восточная Европа, конец XVIII - начало XIX века. МГОМЗ
В решении представленного платья-халата восточные традиции сказываются лишь в выборе ткани, мотивах вышивки и декоративной отделки, тогда как фасон отражает вошедший в это время в моду покрой платья "реформ", название которого свидетельствует о произошедшей в мире моды революции в связи с отказом от корсета.
На заднем плане, за халатом видна постельная грелка. Такие грелки использовались в холодные дни, металлический контейнер заполнялся горячими углями из камина, и помещался под одеяло, чтобы нагреть и высушить постель перед использованием.
Уголок витрины, возле которого можно стоять очень долго, разглядывая детали прекрасного туалетного набора в шкатулке. Любоваться-любоваться..
Туалетный набор из 9 предметов в шкатулке. Шкатулка: орех, латунь, перламутр, интарсия, шёлковый муар. Флаконы и баночки: стекло, шлифовка, металл, серебрение. Англия, конец XIX - начало XX века. Коллекция Натальи Костригиной.
Платок носовой. Шёлк, вышивка по тюлю. Россия, начало XX века.Коллекция Натальи Костригиной.
Кошелёк-кувшинчик. Бисер, вязка крючком, хлопчатобумажная нить, вязка на спицах, металл, штамповка. Россия, 1830-1840-е. Коллекция Натальи Костригиной.
Щипцы, для завивания ресниц. Латунь, резина, пайка. Россия, начало XX века.Коллекция Натальи Костригиной.
Флакон туалетный. Кобальтовое стекло, гранение, роспись золотом. Россия, Санкт-Петербург, мастерская К.И.Теребенева и П.П.Семечкина, 1840-е. Галерея "Три века".
И в завершение сегодняшнего рассказа, нежнейший пеньюар, носить который, должно быть, сплошное удовольствие. А рядом небольшая чашечка, из которой так приятно пить чай солнечным утром.
Пеньюар. Шёлк, коклюшное кружево. Россия, 1900-е. Коллекция Натальи Костригиной.
Чашка с крышкой и блюдцем. Фарфор, крытье, роспись, золочение. Россия, завод А.П.Попова, середина XIX века. МГОМЗ.
И такая вот милая записная книжечка, размером не больше ладони, носящая название Агенда.
Агенда. Кожа, кость, золотое тиснение. Франция, начало XX века. Коллекция Натальи Костригиной.
Агенда (от английского - agenda) являлась небольшой книжечкой, в которую заносили список проблем, вопросов, памятные заметки и сроки платежа по учтённым (приобретённым) и выданным векселям. В Росии традиция планировать дела появилась при императрице Екатерине II, которая сама всё планировала и придворным советовала. Наличие ежедневника (или "памятных цидул", как их именовали в те времена) говорило о том, что перед вами уважаемый деловой человек - ведь ему есть что записывать. Дамы второй половины XIX - начала XX столетия имели в употреблении различные книжечки для записей, среди которых выделялись карне-де-баль. книжечки для стихов, а также ежедневник, чтобы помнить о предстоящих делах.
Как видите, выставка предлагает довольно разносторонний взгляд не только на моду, но и на образ жизни женщины в конце XIX - начале XX века. Обязательно её посетите.
Первая часть описания выставки
тут.
Выставка продлится до 26 октября 2014 года.
Адрес: проспект Андропова, д.39. Выставочные залы Сытного двора. Проезд до ст. м. "Коломенская", "Каширская". Подробнее
тут.
Режим работы: вторник - пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00
Понедельник - выходной.
Цена билета: полный - 150 руб, льготный - 50 руб.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!