В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка
"Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения." Более 200 экспонатов: 120 живописных полотен и 55 произведений графики, а также изделия из фарфора, архивные документы, макеты кораблей и морские навигационные приборы предстали перед глазами зрителей.
Фрагмент выставочного зала
Выставка открывает всю многогранность художника, предлагая нам убедиться, что Айвазовский создавал не только удивительные произведения на морскую тематику. Здесь вы встретите виды русских приморских городов и портов, «сухопутные» пейзажи, вдохновлённые путешествиями Айвазовского по Кавказу, Италии, Турции и другим странам и даже картины на библейские сюжеты. И, конечно же, здесь действительно много моря. Раздел «Морские симфонии» представляет основные состояния марин Айвазовского - от штиля к урагану: море спокойное и море бушующее, море при разном освещении. И всегда оно удивительно живое, кажется, что и правда плещет волна по ту сторону рамы и вот уже сейчас услышим мы её шум, нужно только чуть прислушаться.
Девятый вал. 1850. Холст, масло.
Государственный Русский музей.
Айвазовский прожил долгую (83 года) жизнь. По его личному свидетельству он успел написать более 6000 картин, что говорит о его поразительной работоспособности. Более того, сам о себе он говорил так: "... писать тихо, корпеть над картиною целые месяцы - я не могу. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, покуда не выскажусь на нём моею кистью". Такая система писать "всё сразу", завершать картину в максимально короткий срок требовала от художника блестящего владения техникой живописи. И погружаясь в созерцание его картин вы убеждаетесь, что это на самом деле так.
Фрагмент. Девятый вал. 1850. Холст, масло.
Государственный Русский музей.
"Девятый вал" - наиболее прославленное произведение Айвазовского. Картина входила в экспозицию Русской галереи Императорского Эрмитажа и стала одной из первых в коллекции Русского музея императора Александра III, созданного в 1897 году. Несомненно, не только по мастерству, но и по драматургическому содержанию, это наиболее совершенное и эмоционально-многослойное творение мастера.
Фрагмент. Девятый вал. 1850. Холст, масло.
Государственный Русский музей.
Грядёт девятый вал - самая грозная, самая разрушительная, самая мощная волна по бытовавшему среди моряков преданию. Но отчаянная человеческая воля к спасению победит разбушевавшийся океан. Для многих поколений эта картина обрела символическое значение, вселяя веру в победу человека, человечества, самой жизни над любой грозной стихией.
Фрагмент. Девятый вал. 1850. Холст, масло.
Государственный Русский музей.
Картина наполнена высоким драматизмом, она буквально завораживает, заставляя одновременно восхищаться и ужасаться тому, что может сделать разъярённая стихия. И всё же она оставляет надежду. Да, девятый вал ещё впереди, а моряки уже выбились из сил. Но тёплые тона картины делают море не таким суровым. Из-за облаков уже начинает проглядывать солнце, заставляя волны переливаются словно радуга - символ надежды.
Некоторые биографы Айвазовского полагают, что столь высокий драматизм и эмоциональный накал был достигнут художником потому, что ему самому пришлось пережить шторм в одном из своих морских путешествий в Бискайском заливе в 1844 г. Корабль посчитали погибшим и многие газеты Петербурга и некоторых стран Европы написали о трагической гибели талантливого русского художника, который был известен уже тогда. К счастью корабль выжил, а пережитое, возможно повлияло на создание Айвазовским этого шедевра.
Восточная сцена "Каик с турчанками". 1846.
Холст, масло. Государственный музей-заповедник "Петергоф"
В 1845 году Айвазовский, в свите Великого князя Константина Николаевича, совершил плавание на военных кораблях к берегам Турции, Малой Азии и островам Греческого архипелага. В этой экспедиции он, уже не первый раз, встретился с адмиралом Литке, не только выдающимся мореплавателем, но и учёным-географом. Делясь впечатлениями об экспедиции Айвазовский писал: "Вояж мой с его имп[ераторским] высочеством Константином Николаевичем был чрезвычайно приятный и интересный, везде я успел набросать этюды для картин, особенно к Константинополе, от которого я в восхищении". А 18 мая 1846 года в Феодосии открылась выставка работ художника, на которой были показаны "Восточная сцена. "Каик с турчанками" и "Восточная сцена. "Турецкая кофейня".
Фоагмент. Восточная сцена "Каик с турчанками". 1846.
Холст, масло. Государственный музей-заповедник "Петергоф"
Композитор А.Н. Серов в письме В.В. Стасову особенно отметил эти небольшие картины: "Из маленьких прелестны две сцены из константинопольской жизни: одна в кофейне, другая в лодке, наполненной женщинами. Я даже никогда не знал, что он хорошо пишет человеческие фигуры; везде столько жизни, столько блеска, и теперь уже нет утрировки, за которую его прежде упрекали".
Картины были приобретены императором Николаем I для цесаревны Марии Александровны, находились в столовой фермерского дворца в парке Александрия, где экспонируются и ныне. Но в ближайшие несколько месяцев обе картины можно увидеть на выставке в Третьяковской галерее, также, как и многие другие виды Константинополя.
Сотворение мира. 1864. Холст, масло.
Государственный Русский музей.
Ещё одна тема, затронутая Айвазовским, демонстрирует нам, что он не раз выходил за предели морской тематики. Это тема тайны мироздания, волновавшая художника ещё в годы его пенсионерской жизни в Италии, в самом начале 1840-х годов. Тогда он создал картину "Хаос" (Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция). В дальнейшем живописец не раз возвращался к занимавшей его воображение теме. В её основе лежат библейский стихи: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1: 2). В состоянии исключительного вдохновения, не отходя от холста в течение девяти часов, Айвазовский создал представленное выше полотно. Никто из современных Айвазовскому русских художников не пытался изобразить величие и трагедию мироздания, лишь он, по словам А.Н. Бенуа, "зажигался... вдохновенным восторгом от великолепия космоса".
Увы, никакой фотографией невозможно передать ту эмоциональную нагрузку, которую несёт это полотно.
Зимний обоз в пути. 1857. Холст, масло.
Смоленский государственный музеей-заповедник
А вот картина, которая оказалась для нас совершенным открытием. Она была представлена в 1857 году на Международной выставке в Париже и входила в серию из 4 картин "Четыре богатства России". Они были посвящены минеральным богатствам, земледелию, красоте природы. Предположительно, "Зимний обоз в пути" входил в эту серию под названием "Сибирская степь зимою с тянущимся по дороге транспортом золота (минеральное богатство)".
Фрагмент. Зимний обоз в пути. 1857. Холст, масло.
Смоленский государственный музеей-заповедник
Выбранный художником сюжет заснеженного каравана вызвал у французской критики ассоциацию со строками из поэмы В. Гюго: "Il neigeait, il neigeait..." (Шёл снег, шёл снег"). Для французской публики русская природа ассоциировалась прежде всего с зимним пейзажем. Но образ, созданный Айвазовским, не соответствовал страшной и беспощадной зиме Гюго. С виртуозностью исполнения световохдушной среды и мягкостью тоновых переходов художник представил русскую зиму светлой и прекрасной. В композиции нет яркости цвета, игры контрастов, свойственных морским пейзажам мастера; её главным достоинством является тончайшая проработка цветовых соотношений.
Фрагмент. Зимний обоз в пути. 1857. Холст, масло.
Смоленский государственный музей-заповедник
На парижской выставке картины имели шумный успех, за них Айвазовский был награждён орденом Почётного легиона и стал первым кавалером этого ордена среди русских художников.
Кроме привычной живописи, мы хотим привлечь ваше внимание к довольно необычным и милым подаркам, которые дарил Айвазовский своим друзьям.
Фотографии Айвазовского с миниатюрми картинами его авторства
Художник фотографировался на фоне своих картин, а затем вырезал из фотографии картину и на её место вставлял её же, но уже нарисованную им на самом деле. Тем самым подарок становился не только оригинальным, но и делался куда более дорогим. С другой стороны, говоря о 6000 картин, написанных Айвазовским, стоит помнить и про эти миниатюры.
Выставка действительно полно повествует об Айвазовском, раскрывая его для публики с самых разныи и, порой, неожиданных сторон. Здесь вы найдёте и лучшие его произведения и документы, отмечающие важные вехи жизненного и творческого пути художника. Здесь сможете совершить путешествие среди уже давно любимых вами картин или совершить для себя приятное открытие. Собрание такого количества прекрасных произведений Айвазовского в одном месте в следующий раз случится ещё не скоро. Так что не упустите возможности посетить выставку. Вы не пожалеете!
Выставка продлится до 20 ноября 2016 года.
Внимание, это важно!
Чтобы не стоять в очереди у музея, можно купить
электронный билет. Билет продаётся на определённую и дату и время. И приходить нужно к этому времени. В зал будут запускать по 250 человек каждые пол часа. Представители музея надеются, что это поможет избежать многочасовых очередей.
Сейчас уже нет билетов на июль, на предпродаже их было продано около 20000! Заранее спланируйте ваше посещение в музей.
Адрес: Крымский Вал, 10. Залы 60-62.
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье - с 10.00 до 18.00
(кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница, суббота - с 10.00 до 21.00
(кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной - понедельник
Цена билета: Взрослый - 400 руб. Льготный - 150 руб. Подробнее
тут.
По этому билету вы сможете посетить не только данную выставку, но и постоянную экспозицию и другие временные выставки, проходящие в это время в музее.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!