В ГМИИ имени А.С. Пушкина проходит выставка под названием
«Translatio nummorum - Языком монеты. Римские древности и римские императоры в эпоху Возрождения». Выставка является частью междисциплинарного проекта «Translatio nummorum», посвященного исследованию классических древностей в эпоху Возрождения с помощью античных монет.
Благодаря этой выставке у гостей музея появилась необыкновенная возможность увидеть античность, через призму эпохи Возрождения. Еще одно направление, еще один взгляд на времена двенадцати Цезарей, который отразился в монетах, геммах, камеях. Прекрасные образцы монет соседствуют в витринах выставочного зала с фолиантами Ренессанса. Мы предлагаем вам окунуться в античную нумизматику, и прикоснуться к артефактам Римской Империи.
Тиберий (14 - 37 до н.э.). Дупондий. Бронза. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Дупондий (лат. dupondius) - древнеримская монета. Название происходит от латинского термина dupondius - двойной номинал, двойной вес.
Тиберий (14 - 37 до н.э.). Дупондий. Бронза. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Биографии императоров составили книгу жизнеописаний, изданную Губертом Гольцем в 1557 году. Сопровождающие биографические заметки большеформатные монетные изображения до сих пор производят впечатление на зрителя.
Таблица IV. Портрет Калигулы. Губерт Гольц. "Живые портреты почти всех императоров от Г. Юлия Цезаря вплоть до Карла V и его брата Фердинанда I". Анверпен. 1557. РГБ Музей книги.
Возникший и активно развивавшийся в эпоху Возрождения как научный, так и коллекционный интерес к античной и прежде всего римской нумизматике привел к изготовлению копий с античных монет.
В числе таких изделий следует прежде всего упомянуть так называемые "падуанские" - монеты и медали размером с римский бронзовый сестерций, имитировавшие античные оригиналы или фантазии на античные сюжеты изготовлявшиеся падуанским мастером Джованни Кавино (1500 - 1570).
Падуанская имитация сестерция Калигулы работы Джовани Кавино. Бронза. XVI век.
В течение своей карьеры резчика Кавино воспроизвел более 100 типов античных монет, а так же изготовил штемпеля для чеканки монет, оригиналы которых не были известны, но по его мнению должны были существовать. Для коллекционеров нумизматики эпохи позднего Возрождения факт подлинности монеты был вторичен по отношению к ее художественным достоинствам или сведениям исторического порядка. Поэтому "падуанцы" Кавино представляли собой приемлемую замену особенно редких типов.
Октавиан Август (31 до н.э. - 14 н.э.). Квинарий. Серебро. 29 - 27 до н.э. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Квинарий (лат. quinarius - «пятёрка», пять ассов) - мелкая серебряная монета, ходившая в Древнем Риме. Стандартные вес и размер квинария колебались в районе 1,5 грамм и 15 мм в диаметре соответственно. Во времена империи квинарий имел фиксированный дизайн. Как правило, на аверсе было отчеканено изображение самого императора в профиль, а на реверсе - богини Виктории в той или иной позе. Такое отличие от разнообразно оформленного денария, видимо, объясняется тем, что квинарий был предназначен для выплаты жалования легионерам.
Октавиан Август (31 до н.э. - 14 н.э.). Кистофор. Серебро. 19 - 18 до н.э. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Кистофор (лат. Cistophorus; др.-греч. Κιστοφόρος - носящий изображение ларца или корзины) - название серебряной монеты, разновидности тетрадрахмы, имевшей хождение на территории Малой Азии во II-I вв. до н.э. В разное время кистофоры чеканились в 15 различных городах Малой Азии (Эфес, Лаодикея, Ниса и др.). В период римского господства чеканка продолжалась вплоть до правления императора Адриана, при этом римляне не стали изменять монетную систему, к которой привыкло местное население. Вначале внешний вид монеты оставался практически неизменным (на монетах появляются надписи на латыни). Но со времени правления Марка Антония изображение ларца (кисты) на аверсе монеты заменяется портретами римских императоров.
Кистофоры становятся настоящими «колониальными монетами», их называют императорскими кистофорами. В некоторых городах эти монеты чеканились из металла низкого качества и обращались по стоимости одного денария. Выпуски кистофоров продолжались на территории Малой Азии вплоть до III века н.э.
Изображения на античных монетах копировались не только в книгах или на "падуанцах". Они начали свое проникновение во все слои искусства, в частности архитектуру, где выступали элементами украшения зданий.
Неизвестный мастер. Италия. XVI - XVIII века. Римский император (профиль влево). Медальон. Мрамор, резьба. Следы полихромии.
В ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945 года.
Неизвестный мастер. Италия. XVI - XVIII века. Римский император (профиль вправо). Медальон. Мрамор, резьба.
Следы полихромии. В ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945 года.
Искусство плакеты - небольших односторонних металлических рельефов - тесно связано с медальерным искусством. На плакетах изображались святые и библейские персонажи. В эпоху Возрождения на них стали появляться сцены из античной мифологии, а так же аллегории, выполненные в античном духе. Плакеты имели декоративное назначение и использовались для украшения мебели, шкатулок, ламп, чернильниц, столов и т.д. Папа Павел II (1464 - 1471) обладал большой коллекцией гемм, с которых заказывал воспроизведения. Благодаря ему широкое хождение получили бронзовые плакеты, повторяющие композиции античных резных камней, в том числе с портретами римских императоров.
Гай Юлий Цезарь. Бронза. В ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945.
Император Домициан. Бронза. В ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945.
Тит Фла́вий Домициа́н (лат. Titus Flavius Domitianus), более известный в римской историографии как Домициан, - последний римский император из династии Флавиев, правивший в 81-96 годах. С его гибелью династия Флавиев прекратила своё существование. Домициан носил победный титул «Германский» с 83 года.
В сумраке выставочного зала, на сверкающие золотым и серебряным блеском богатства античности взирает бюст императора, который знал на что их употребить и как их добыть. Его полный титул к моменту смерти звучал как: «Император Цезарь, Сын Божественного Нервы, Нерва Траян Лучший Август Германский Дакийский Парфянский, Великий Понтифик, наделён властью народного трибуна 21 раз, Император 13 раз, Консул 6 раз, Отец Отечества» (лат. Imperator Caesar Divi Nervae Filius Nerva Traianus Optimus Augustus Germanicus Dacicus Parthicus, Pontifex Maximus, Tribuniciae potestatis XXI, Imperator XIII, Consul VI, Pater Patriae).
Портрет императора Траяна. Мрамор. Начало II века н.э. Боспор. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Ма́рк У́льпий Не́рва Трая́н (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus), больше известный как Траян - римский император из династии Антонинов, правивший в 98-117 годах. Известен своими обширными завоеваниями. При Траяне территория Римской империи достигла максимальных размеров. В результате двух кампаний в 101-102 и 105-106 годах была покорена Дакия. На Востоке аннексировано Набатейское царство, в 114-117 годах в ходе войны с Парфией император присоединил к Римскому государству Великую Армению и Месопотамию, в 116 году дошёл до Персидского залива и захватил столицу парфян Ктесифон.
Богиня Виктория, которую так любили изображать на монетах приветствует всех гостей выставки, которые решили соприкоснуться с дыханием эпохи первых цезарей и первых исследователей античной нумизматики времен Ренессанса. Две великие эпохи предстанут перед вами в сокровищнице ГМИИ им. А.С. Пушкина. Не упустите это редкую и прекрасную возможность лицезреть книги и монеты в одном месте, рассказы об эпохе и свидетелей оной.
Виктория на земном шаре. Бронза. Копия. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Подлинник: бронза конец I века до н.э. - I век н.э.; найден в Помпеях. Национальный археологический музей, Неаполь.
Выставка продлится до 08 февраля 2015 года
Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 19:00
по четвергам с 10:00 до 21:00
Выходной день - понедельник.
Цена билета: взрослый - 300 руб, льготный - 150 руб.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!