11 апреля в Выставочном зале Успенской звонницы и Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля открылась выставка
"Индия. Драгоценности, покорившие мир".Начать рассказ об этой выставке надо с перечисления всех участников: это и крупные музеи, и частные коллекции. Всего более 20: Музей Виктории и Альберта, Британcкий музей и Национальная портретная галерея в Лондоне, Музей Барбье-Мюллер в Женеве, собрание Аль-Сабах в Кувейт, собрание Халили в Лондоне, собрание Фарбер в Женеве, Cartier, Chaumet, Van Cleef & Arpels, Bhagat, Gem Palace, FD Gallery, Siegelson, Amrapali Jewels и другие частные собрания.
Выставка рассказывает о непрерывных индийских традициях в ювелирном искусстве, о многочисленных влияниях, которые были ассимилированы, а так же о взаимовлиянии культур Индии и Европы.
Это первая выставка, которая сумела собрать столько разрозненного материала и проиллюстрировать весь путь индийского ювелирного искусства. Так же здесь представлены множественные фотографии правителей Индии конца XIX века. Некоторые украшения с этих фотографий представлены на выставке.
Выставка условно разделена на пять тем.
Часть первая. Южная Индия.
Ювелирные традиции Южной Индии никогда не прерывались. Самыми ранними свидетельством ювелирного производства являются бусы, датируемые ранее, чем I веком нашей эры, и найденные в древнеримской фактории в Арикамеду на юго-восточном побережье Индии.
Здесь находится знаменитая древнеиндийская крепость Голконда, именно отсюда по преданию начали свой путь алмазы Кохинур, Дерианур, Хоупа, и Регента.
Украшение для тюрбана (калги,саратти, и шпилька) Тамилнад XIX вук. Золото, алмазы, рубины, стекла. Коллекция Халили, Лондон.
В Индии короны и украшения для тюрбана подобного типа являлись символом верховной власти. Их могли носить только правители и члены их семей. Саратти при дворе Великих моголов были символами имперской власти. Саратти в форме султана было интерпретацией пера цапли, которое крепили в складках тюрбана как символ победы и имперской чести. В XIX столетии такие украшения получили распространение при дворах всех княжеств Индии.
Серьги в виде кобры (нагавадура), пара. Тамиланд, около 1880 года. Золото. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Серьги, выполненные в форме змей, являются проявлением культа нагов и поклонения змеям, очень распространенного в Южной Индии.
Часть вторая. Империя Великих Моголов.
Этот длительный период в истории Индии поднял на новую высоту ювелирную технику, работу с эмалями. В то время португальцы открыли морской путь в Индию. А падишах Акбар накопил несметные сокровища, для хранения которых потребовалось шесть крепостей.
Северная Индия или Дели(?), XIX век. Золото, нефрит, эмаль. Коллекция Халили, Лондон.
Индийская семья. Фотография. Около 1890 года. Аукционный дом Bonhams, Лондон.
Часть третья. Пять великих драгоценных камней - махаратнани.
Здесь речь пойдет о прекрасных камнях, завораживающих взгляд. О технике гравировки на драгоценных камнях.
По индийской легенде демон Бала принес себя в жертву главному богу Индре, который принял эту жертву и превратил зубы Балы в жемчуг, его кости в алмазы, его глаза в сапфиры, его кровь в рубины, его желчь в изумруды.
Так родились пять великих камней - махаратнани - занимающих главное место в индийском ювелирном искусстве, - алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и жемчуг.
Очки со стеклами из изумрудов «Райские врата». Индия, конец XIX века. Золото, серебро, алмазы, изумруды. Частное собрание.
Линзы сделаны в XVIII веке во время правления династии Великих Моголов, из одного кристалла. Изумруд предположительно колумбийский. Оправа сделана в XIX веке.
Изумруд -подвеска. Индия, владения Моголов, 1650-1675. Изумруд. Коллекция Халили, Лондон.
Обе стороны камня украшены резьбой. На одной стороне растения с пышной листвой, на другой цветок хризантемы. У верхней и нижней стороны камня имеются выступы с просверленными вдоль них отверстиями.
Этот изумруд входит немногочисленную группу уникальных резных изумрудов, созданных в мастерских при дворе Великих Моголов.
Шпинель с надписями правителей. Индия, владения Моглов, 1632-1633 гг.Коллекция Халили, Лондон.
На этой шпинели нанесены две надписи. Более ранняя - с именем императора Джахангира и датой 1024 год Хиджры (1615-1616 гг). Вторая была добавлена во время равления Шах-Джахана (1628-1658) и представляет один из его титулов: «Второй Господин благоприятствующих планет» (Сатурна и Юпитера). Титул подражает титулу Тимура, который первый именовался таким пышным образом.
Королева Мария Румынская. Фотография, 1921. Архив Cartier, Париж.
На этой фотографии Королева Мария запечтлена в ожерелье с гигантским сапфиром. Вес камня 478,62 карата. Камень был найден в Шри-Ланке на рубеже XIX и XX веков. Первое упоминание о нем связано с фирмой Cartier в 1913 году. Сохранившаяся до наших дней оправа была создана в парижской мастерской Анри Пика. В 1921 году камень был продан королю Румынии Фердинанду I.
Подвеска с сапфиром. Шри-Ланка, начало XX века; оправа Cartier Париж, 1910-е гг . Сапфир, бриллианты, платина. Музей мусульманского искусства, Доха.
Часть четвертая. Княжество Хайдерабад, Декан.
Эта часть коллекции знакомит нас с сокровищами низамов Хайдерабада. Семь поколений низамов правивших Деканом с 1724 по 1947 годы собрали огромную коллекцию предметов ювелирного искусства, сейчас рассеянных по всему миру.
Махал-и-Мубарак, жена Османа Али-хана Бахадура, последнего низама Хайдерабада. Фотография, около 1915 года, дворец Чоумахала, Хайдерабад.
Ожерелье и серьги с этой фотографии можно увидеть на выставке.
Часть пятая. Индия и Европа. Взаимное влияние ювелирных традиций.
В этом разделе рассматривается проникновение ювелирных традиций в Европу и наоборот.
Тюрбан-корона. Лакхнау, конец XIX века. Золото, серебро, алмазы, рубины, жемчуг, ткань, золотые нити, перья. Музей мусульманского искусства, Доха.
Тюрбан-корона. Лакхнау, конец XIX века. Золото, серебро, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, стекло. эмаль, золотые нити, бархат. Коллекция Халили, Лондон.
В описании к этому великолепному тюрбану-короне есть фраза, что здесь изображены львы, как символ близости Великобритании и Непала. Все посетители пытаются их найти. Мы тоже не смогли. Кроме двух орлов никаких животных нам не повстречалось. Однако, у нас есть подозрение, что в музее просто перепутали описание к двум тюрбанам. Обратите внимание, если убрать перья на первом, то они довольно похожи.
Настольное украшение в виде попугая. Джайпур, XIX век. Золото, бриллианты, эмаль, Коллекция Халили, Лондон.
Настольные украшения в виде попугаев стали популярны в Индии в XIX -XX веке. Подобные украшения, не имеющие утилитарного применения, получили распространение, вероятно, в результате европейского влияния.
Бхупиндер Сингх, махараджа Патиалы. Фотография, Дели, около 1911 года. Архив Cartier.
Бхупиндер Сингх, махараджа Патиалы, с членами своей семьи. Фотография. 21 января 1931 года. Национальная портретая галерея, Лондон.
Раджендра Сингх Део, махараджа Патны, в колье от Cartier. Середина XX века. Частное собрание.
Корсажная брошь в виде пера павлина. Chaumet, Париж, около 1867 года. Проспер Морель. Золото, серебро, сапфиры, рубины, бриллианты. Коллекция Фарбер, Женева.
Сапфир из данного украшения может быть снят и использован в качестве броши. Вес сапфира более 32 карат.
К сожалению, мой рассказ охватывает только малую часть выставленных в Кремле сокровищ. И никакие фотографии не смогут передать их блеск и сияние. Непременно посетите эту выставку. Вы окунетесь в загадочный мир сокровищ махараджей и падишахов. Сверкающая сказка откроется перед Вашими глазами и переплетется с историей реальных людей.
Огромную благодарность хочется высказать сотрудникам Музеев Московского Кремля, которые смогли собрать такую репрезентативную выставку, посвященную такой загадочной стране, как Индия.
Выставка продлиться до 27.07.2014
Адрес: Московский Кремль.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 350 руб. Есть льготы.
Все подробности
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!