Выставка "От Александра I до Александра III - эпоха Льва Толстого" - отчёт.

Oct 26, 2017 14:48

В Толстовском центре на Пятницкой открылась интереснейшая выставка под названием "От Александра I до Александра III - эпоха Льва Толстого". Не так часто в Первопрестольной бывают портреты из коллекции Мемориального музея А.В. Суворова из Петербурга.


Суворов Александр Васильевич. Неизвестный художник. 1800-гг. Холст, масло.
Казалось бы, что же общего между прославланным полководцем и не менее знаменитым писателем? Ведь они разминулись даже в веках. Что общего между музеем А.В. Суворова и музеем Л.Н. Толстого? Они же даже находятся в разных городах. Однако даная выставка покажется вам, что общего достаточно. Ведь коллекция Петербургского музея иллюстрирует жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого. Герои произведений и частной переписки писателя предстают в полотнах собрания музея Суворова.

Конечно, музей не мог не привезти один из портретов великого полководца. Этот портрет был передан музею в 1900 году через военного министра А.Н. Куропаткина мужем последней правнучки полководца А.А. Суворовой С.В. Козловым.

Л.Н. Толстой живо интересовался историей России, в том числе событиями первой половины XIX века - Отечественной войной 1812 года и движением декабристов. Он собирал материалы из эпохи Александра I и Николая I для создания романа о декабристах и для романа «Война и мир». 1 марта 1881 года террористами-народовольцами был убит император Александр II. Л.Н. Толстой узнал об этих событиях через несколько дней и вскоре начал работать над письмом к Александру III, в котором пытался убедить нового императора помиловать террористов. Фрагмент черновой редакции этого письма можно видеть на выставке. Как и фрагменты других писем, рукописных записей и черновиков.

Царствование императора Александра II - один из самых сложных и противоречивых периодов в новой истории России. Оно заняло более четверти века (1855 - 1881) и стало временем великих реформ, которые коренным образом изменили весь строй русской жизни. Эпоха реформ приходится на 1861 - 1874 годы (крестьянская, судебная, земская, военная реформы). На портретах изображены государственные деятели, руководившие внутренней политикой Российской империи в XIX веке.

Большинство персонажей - и военные, и гражданские - были членами Государственного совета, некоторые служили министрами внутренних дел и военными генерал-губернаторами на местах. На портретах изображены представители четырех поколений, которым выпало служить российской верховной власти при Александре II.

Первое поколение - герои Отечественной войны 1812 года, заканчивавшие свой жизненный путь в первые годы царствования Александра II.


Ермолов Алексей Петрович. А.В. Шмидт, с ориг. Дж. Доу. Холст, масло.
Алексей Петрович Ермолов (1777 -1861) - выдающийся русский военачальник и государственный деятель, участник многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790-х по 1820-е. Генерал от инфантерии (1818) и генерал от артиллерии (1837). Главнокомандующий на первом этапе Кавказской войны (до 1827 года).


Перовский Василий Алексеевич. Е.И. Ботман. 1875. Холст, масло.
Перовский В.А. внебрачный сын А.К. Разумовского. В 1812 году отличился в Бородинском сражении, при отступлении войск из Москвы был взят в плен, в котором оставался до взятия Парижа. В 1814 году зачислен в Гвардейский генеральский штаб, был на Венском конгрессе. В 1819 назначен в адъютантом к великому князю Николаю Павловичу. С 1845 года член Государственного совета. В 1851-1857 оренбургский и самарский генерал-губернатор. На потртете изображен в мундире-чекмене Оренбургского казачьего войска со свитским шитьем на воротнике и обшлагах, с генерал-адъютантскими эполетами и аксельбантом с вензелем Николая I.


Репнин-Волконский Николай Григорьевич. Неизвестный художник, с орг. В.Л. Боровиковского 1806 г.
2-ая половина XIX века. Холст, масло.
Николай Григорьевич старший брат декабриста Репнина. Участник заграничных походов, где побывал в основных сражениях - под Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом. Был назначен генерал-губернатором Саксонии. В 1805 году отличился при Аустерлице, был тяжело ранен и попал в плен. Эта сцена описана Львом Николаевичем в романе «Война и мир». И на выставке вы сможете увидеть страницы из книги, известной всем нам ещё со школьной скамьи. Словно из текста сплетаются образы и оживают в портретах. Вы когда-то о них читали, а теперь смотрите на них. Получается живой и интересный диалог.


Левашов Василий Васильевич. Е.И. Ботман. Россия, середина - 2-ая половина XIX в. Холст, масло.
В.В. Левашов в 1805 году в составе Кавалергардского полка сражался при Аустерлице. В 1806-1807 участвовал в сражениях при Пултуске, Янкове, Ландсберге, Прейсиш-Эйлау. Участвовал в Отечественной воне 1812 года и в Заграничных походах. С 1815 по 1822 год командир лейб-гвардии Гусарского полка. За отличие в подавлении восстания на Сенатской площади произведен в генерал-лейтенанты. Член следственной комиссии по делу декабристов.


Закревский Арсений Андреевич. Неизвестный художник, с ориг. И. Сергеева. 1825 г.
А.А. Закревский в 1802 году начал службу прапорщиком. В 1805 году отличился при Аустерлице. В 1811 году назначен адъютантом к к военному министру М.Б. Барклаю-де-Толли. Участник Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода. В 1825 году член верховного уголовного суда на декабристами. В 1828 году министр внутренних дел, а в 1829 - генерал от инфантерии. С 1848 по 1859 год Московский генерал-губернатор.


Депрерадович Николай Иванович. Дж. Доу. 1821 г. Холст, масло.

Н.И. Депрерадович происходил из сербского дворянского рода. В русско-турецкую войну 1787-1791 участвовал во взятии Аккермана и Бендер. В 1792 году воевал в Польше. Принимал участие в заговоре против Павла I. В 1803 году назначен командиром Кавалергардского полка, оставался им 20 лет. В 1805 году при Аустерлице произвел блистательную атаку, дав возможность отступить гвардии. Участник Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода.
Невероятно интетесно рассматривать эти портреты в деталях, обращать внимание на форму, на ордена и медали, которыми были когда-то награждены изображённые здесь люди. Всматриваешься в лица, представляешь характеры, читаешь описание и рисуются целые истории. Истории в духе Льва Николаевича. Кстати, отдельно хочется похвалить выставку за описания к портретам. Они достаточно подробные, прочитав их вниматеьно вы сможете довольно полно составить себе представление о человеке, перед чьим портретом вы стоите. Возможно, не хватает более подробного описания наград. Но это уже детали.



Энгельгардт Антон (Карл-Антон-Густав). Извеков И. 1853 г. Холст, масло.
А. Энгельгардт Участник Отечественной войны 1812 года, заграничных походов 1813-1814 года. В 1843-1848 командир лейб-гвардии гусарского полка. С 1858 года генерал от кавалерии.


Фрагмент. Энгельгардт Антон (Карл-Антон-Густав). Извеков И. 1853 г. Холст, масло.
Изображен в мундире лейб-гвардии Гусарского полка со знаками различия генерал-лейтенанта, с золотой саблей с надписью «За храбрость».


Фрагмент. Энгельгардт Антон (Карл-Антон-Густав). Извеков И. 1853 г. Холст, масло.
А какой песик изображен на картине! Посмотрите какой взгляд.


Блудов Дмитрий Николаевич. Неизвестный художник с ориг. Е.И. Ботмана. 1870-е гг.
Дмитрий Николаевич один из учредителей литературного общества «Арзамас». «Арзамасское общество безвестных людей» или просто «Арзамас» - закрытое дружеское общество и литературный кружок, объединявший сторонников нового «карамзинского» направления в литературе. «Арзамас» поставил себе задачей борьбу с архаическими литературными вкусами и традициями. Членами «Арзамаса» были как литераторы (среди прочих В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин), так и политические и общественные деятели (С. С. Уваров, Д. Н. Блудов, Д. В. Дашков и другие). Заседания «Арзамаса» имели характер весёлых дружеских встреч. Название «Арзамас» было взято из памфлета Блудова, а все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского. Так, сам Жуковский стал Светланой, Вяземский - Асмодеем, Пушкин - Сверчком. В 1838 году Блудов стал министром внутренних дел. В 1855 -1864 президент Петербургской Академии наук. С 1862 председатель Государственного Совета. На портрете Дмитрий Николаевич изображен в парадном мундире члена Государственного Совета с жалованным парным портретом императоров Николая I и Александра II.

Обязательно обращайте внимание на витрины, установленные возле портретов. Здесь вы найдёте книги и фотографии, письма и скульптуры. Всё это иллюстрирует эпоху, ведёт вас сквозь время и помогает глубже заглянуть за завесу истории, туда, где жили великие люди, где творились великие дела и где величайший писатель создавал свои произведения, которым суждено было остаться в веках.



Корф Модест Андреевич. Е.К. Макаров. 1876. Холст, масло.
М.А. Корф в 1817 году окончил курс в Царскосельском лицее, вместе с А.С. Пушкиным, работал под началом М.М. Сперанского. С 1834 государственный секретарь. С 1843 года глава Государственного совета. В 1839-1861 директор Публичной библиотеки, статс-секретарь Николая I.


Панин Виктор Никитич. П.И. Солдаткин. 1870-1880. Холст, масло.
В.Н. Панин младший сын вице-канцлера Н.П. Панина. В 1819 году поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В 1832 году стал товарищем министра юстиции (заместитель министра). С 1841 по 1862 министр юстиции.

Первое поколение - герои Отечественной войны 1812 года, заканчивавшие свой жизненный путь в первые годы царствования Александра II. (А.П. Ермолов, М.С. Воронцов и более молодые их современники - братья Перовские, А.Е. Энгельгардт). К этому первому поколению относится и стоящая отдельно группа государственных деятелей, работавших на гражданском поприще - Д.Н. Блудов, М.А. Корф и В.Н. Панин.

На смену им приходили представители второго поколения - молодые военачальники, ставшие офицерами уже в 1820-е годы - В.А. Долгоруков и А.А. Суворов-Рымникский (внук А.В. Суворова). Отечественную войну 1812 года они уже не застали - были участниками войн с Турцией (1828-1829) и Персией (1826-1828).

Самая многочисленная группа - третье поколение, 1830-х годов рождения, те, кто стал офицерами в 1840-1850-е годы (Д.А. Татищев, П.А. Шувалов, М.И. Драгомиров, А.А. Суворов-Рымникский (правнук полководца). Их служба большей частью пришлась на время царствования Александра II. Некоторые из них были участниками Крымской войны 1853-1856 годов, некоторые участвовали в боевых действиях на Кавказе и почти все воевали в Русско-турецкую войну 1877-1878 годов.


Суворов Александр Аркадьевич. Е.И. Ботман. 1877. Холст, масло.
А.А. Суворов в 1824 году поступил на службу юнкером в лейб-гвардии Конный полк. Причастность Александра Аркадьевича к событиям на Сенатской площади едва не оказала влияние на его дальнейшую судьбу, но Николай I отнесся к нему снисходительно. Наказанием явилась отправка Александра Аркадьевича в отдельный Кавказский корпус генерала Ермолова. Участвовал в войне с горцами, Персией, отличился в Русско-турецкой войне 1828 года. С 1848 года - генерал-губернатор Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губернии и военный губернатор Риги. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 года находился при Александре II на театре военных действий.


Фрагмент. Суворов Александр Аркадьевич. Е.И. Ботман. 1877. Холст, масло.
Александр Аркадьевич изображен в свитском мундире генерал-адъютанта Николая I, с орденами св. Андрея Первозванного, св. Владимира 1-й степени, св. Александра Невского с алмазами, крестом «За службу на Кавказе»; на колодке орден св. Георгия 4-й степени «За выслугу лет».


Фрагмент. Суворов Александр Аркадьевич. Е.И. Ботман. 1877. Холст, масло.
На портрете из-за Андреевской ленты выглядывает орден Святого Благовещения Сардинского королевства.

А мы с вами, проходя по выставке движемся всё дальше сквозь время. А может всё ближе? Дальше от Александра I, ближе к Александру III.



Обер-офицер лейб-гвардии Гусарского полка. Н.Е. Сверчков. Последняя четверть XIX века. Холст, масло.



Татищев Дмитрий Александрович. Н.Е. Сверчков. 1865-1867 гг. Холст, масло.
Д.А. Татищев в 1865-1867 году командир лейб-гвардии Гусарского полка. В 1867 году выйдя в отставку поселился в Париже, где под влиянием художника Н.Е. Сверчкова, с которым был давно знаком, стал заниматься живописью. В его доме собиралось по воскресеньям общество молодых русских художников, которых он всячески поддерживал.

Четвёртое поколение военных эпохи Александра II - люди, родившиеся на рубеже 1830-х и 1840-х годов. Они стали офицерами в 50-60-е годы XIX века, некоторые из них сумели повоевать и в XX веке, а один послужил даже Советскому государству.


Брусилов Алексей Алексеевич. М.А. Канеев с фотографии 1915 г . 1960 г. Холст, масло.
А.А. Брусилов в 1902-1906 годах начальник Офицерской кавалерийской школы. Во время Первой мировой войны командовал 8-й армией, Юго-Западным фронтом. Организатор крупнейшего наступления в Галиции в 1916 году - Брусиловский прорыв. С 1920 года в центральном аппарате Наркомвоена, инспектор кавалерии РККА в 1923-1924 годах.


Фрагмент. Брусилов Алексей Алексеевич. М.А. Канеев с фотографии 1915 г . 1960 г. Холст, масло.
Брусилов изображен в генеральской форме Офицерской кавалерийской школы с саблей «За храбрость» с георгиевским темляком.

На выставке также представлены портреты русских императоров XIX века - Николая I (отца Александра II), самого Александра II и его сына, императора Александра III.

Дорогие друзья приходите на эту насыщенную, но не очень длинную выставку и вы погрузитесь в историю нашей Родины, увидите как она отражалась в произведениях Льва Толстого, ближе познакомитесь как с его современниками, так и с теми, о ком он писал в своих произведениях. А ещё просто , получите невероятное наслаждение от прекрасной портретной живописи. Уже церез месяц эта красота вернётся в Северную столицу. А сейчас вы можете ближе с ней познакомиться всего лишь доехав до музея.

Выставка продлится до 19 ноября 2017 года.

Адрес: г. Москва, ул. Пятницкая, 12. ст. метро Новокузнецкая, Третьяковская.
Время работы: Вторник, четверг - с 12.00 до 20.00, среда, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00.
Кассы прекращают работу за 30 мин. до закрытия музея. В понедельник и последнюю пятницу каждого месяца музей закрыт.
Цена билета: взрослый - 250 руб., льготный - 150 руб. Подробнее здесь.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

ГМТ, отчёт, актуальные выставки

Previous post Next post
Up