Мы снова возвращаемся к нашем рассказу о
музее Арктики и Антарктики, хранящем героическую историю освоения северных территорий. Каждый предмет здесь рассказывает о непростой борьбе с природой, мужестве и преодолении своих возможностей. Север всегда манил людей своим богатством и своей неизведанностью, но и собирал кровавую жатву из смельчаков, бросивших ему вызов.
Эмалированная тарелка с надписью «Fram». Металл, эмаль белая.
В музее вы сможете узнать не только о наших соотечественниках, штурмовавших северные широты. Например эта тарелка с одного из самых знаменитых судов, исследовавших Арктику. Норвежская полярная экспедиция 1893-1896 годов на корабле «Фрам» преследовала цели исследования высоких широт Арктики и достижения географического Северного полюса. Руководитель и начальник экспедиции - Фритьоф Нансен. Экспедиция стала существенным прорывом в методах полярных исследований: впервые в мировой практике небольшая команда сознательно вморозила специально построенное экспедиционное судно в паковые льды с целью систематических комплексных исследований бассейна Северного Ледовитого океана. Нансеном и Ялмаром Йохансеном была предпринята попытка достижения Северного полюса на собачьих упряжках, в результате 6 апреля 1895 года они добрались до 86° 13.6’ с. ш., что было на тот момент абсолютным мировым рекордом. Первая полярная экспедиция XIX века, в ходе которой не было потеряно ни одного человека.
Конечно же, музей не мог обойти своим вниманием ледокол «Ермак». К сожалению, этот первый ледокол, прослуживший долгие годы и имевший удивительнейшую судьбу, отправили на слом. А какой бы это был музейный экспонат! Сейчас различные детали этого ветерана северных путей разбросаны по различным музеям. Есть они и в музее Арктики и Антарктики.
Штурвал ледокола «Ермак».
Ермак - ледокол русского и советского флотов. Первый в мире ледокол арктического класса. Назван в честь русского исследователя Сибири - Ермака Тимофеевича. Ледокол был заложен в Ньюкасле на стапелях английской фирмы Armstrong Whitworth в декабре 1897 года по заказу России. Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые льды двухметровой толщины. Технические условия для первого ледокола разрабатывались правительственной комиссией во главе с вице-адмиралом С. О. Макаровым. 26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем «Ермак» был награждён орденом Ленина за боевую деятельность в годы Великой Отечественной войны и освоении Северного морского пути. В 1963 году ледокол был списан.
Фрагмент диорамы. «Поход ледокола «Красин» для спасения итальянской экспедиции на дирижабле «Италия». 1928 г.»
Художник Н.Д. Травин, О.Х. Торосян.
Еще одно событие приковавшее внимание всего мира, отражено в диораме и витринах этого прекрасного музея. Арктическая экспедиция на дирижабле «Италия» (итал. Italia) состоялась в 1928 году под руководством итальянского исследователя Умберто Нобиле. Дирижабль с экипажем из 16 человек вылетел из Ню-Олесунна на Шпицбергене 23 мая, пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла, оставшиеся около месяца провели на льду в лагере, который получил известность под названием «красная палатка». Для спасения выживших в разных странах было организовано несколько экспедиций. Последних членов экспедиции Нобиле 12 июля забрал советский ледокол «Красин».
Фрагмент диорамы. «Поход ледокола «Красин» для спасения итальянской экспедиции на дирижабле «Италия». 1928 г.»
Художник Н.Д. Травин, О.Х. Торосян.
25 мая примерно в 10:30 утра дирижабль, летевший на высоте 200-300 метров, резко отяжелел и начал снижаться со скоростью приблизительно полметра в секунду и дифферентом на корму около 8 градусов. Для получения дополнительной динамической подъёмной силы увеличили обороты двух работавших двигателей и запустили третий, но скорость снижения даже возросла. Воздухоплаватели попытались сбросить балласт, но сделать это не удалось. Когда столкновение с землёй стало неизбежным, заглушили все три двигателя, чтобы свести к минимуму риск водородного пожара и уменьшить скорость полёта. Приблизительно в 10:33 дирижабль ударился о лёд кормовой моторной гондолой, а затем, когда мотогондола оторвалась и корма дирижабля взмыла вверх, - гондолой управления. Около 50 метров её тащило по снегу, пока не оторвало от воздушного корабля. Неуправляемый дирижабль, в котором находились шесть человек (Алессандрини, Понтремолли, Ардуино, Чокка, Каратти и Лаго - так называемая «группа Алессандрини») и бо́льшая часть снаряжения, продовольствия и оборудования, ветром унесло на восток. Остальные члены экипажа остались на льду. При катастрофе погиб находившийся в кормовой мотогондоле моторист Помелла, у Нобиле было рассечено лицо, сломаны голень и запястье, у механика Чечони - нога, у Мальмгрена - левая рука.
Фрагмент диорамы. «Поход ледокола «Красин» для спасения итальянской экспедиции на дирижабле «Италия». 1928 г.»
Художник Н.Д. Травин, О.Х. Торосян.
При крушении «Италии» на лёд выпало несколько мешков со снаряжением и жестяных контейнеров с едой. Большой удачей было то, что, в числе прочего имущества, выпал особый мешок со средствами навигации и связи, который был заранее подготовлен для исследовательской высадки на лёд. Зелёную палатку для лучшей заметности выкрасили в красный цвет; на это ушло содержимое шаров с красной краской, которые использовались на дирижабле для определения высоты полета.
Фрагмент диорамы. «Поход ледокола «Красин» для спасения итальянской экспедиции на дирижабле «Италия». 1928 г.»
Художник Н.Д. Травин, О.Х. Торосян.
3 июня советский радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма (Северо-Двинской губернии), поймал сигнал радиостанции Бьяджи на самодельный приёмник. По данным Самойловича, Бьяджи отправил «sos Italia general Nobile Isole Foyn», Шмидт принял «Italie Nobile Fran Uosof Sos Sos Sos Sos Tirri teno EhH». В тот же день Шмидт отправил телеграмму в Общество друзей радио в Москве.
Часть обшивки шведского самолета. Подарок летчика Лундборга членам экспедиции на ледоколе «Красин».
23 июня шведский лётчик лейтенант Эйнар Лундборг на одномоторном биплане «Фоккер» C.V вывез со льдины Нобиле вместе с Титиной на шведскую авиабазу, а на следующий день Нобиле был доставлен на «Читта ди Милано». Предполагалось, что Нобиле, как руководитель экспедиции, сможет координировать усилия по спасению остальных, в том числе отколовшейся группы из трёх человек. Затем Лундборг рассчитывал в течение двух дней эвакуировать весь лагерь. Но при второй посадке на льдину самолёт Лундборга потерпел аварию, перевернулся и стал непригоден для полётов; Лундборг сам присоединился к обитателям красной палатки.
Фрагмент диорамы. «Поход ледокола «Красин» для спасения итальянской экспедиции на дирижабле «Италия». 1928 г.»
Художник Н.Д. Травин, О.Х. Торосян.
12 июля члены экспедиции были спасены ледоколом «Красин». А мы помним эту экспедицию благодаря фильму «Красная палатка», рассказывающая об этих событиях. Впоследствии мы расскажем о живом свидетеле этой операции - о ледоколе «Красин», он сохранился и стоит на причальной стенке в Санкт-Петербурге. Теперь это музей и каждый желающий может посетить к этот седьмой покоритель льдов.
Экспозиция комплекса «Дрейфующая станция СП-1»
Дрейфующая станция «Северный полюс» - первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция. Высадка экспедиции на лёд была выполнена 21 мая 1937 года. Состав: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов. Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км.Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 года за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.
Духколлекторная динамомошина «РМ-2»
Резервным источником получения электроэнергии на дрейфующей станции «Сверный полюс» являлась двухколлекторная динамомашина типа «РМ-2» с комбинированным ножным и ручным приводом. Динамо мог приводить в действие ногами - 1 человек, руками -1-2 человека. Нормальная работа генератора обеспечивалась при скорости 45-46 оборотов в минуту. Это устройство на станции использовалось мало, так как полярникам работать на ней в теплом экспедиционном обмундировании было очень неудобно и утомительно.
Фрагмент диорамы «Гидрологическая станция с борта судна в арктическом море».
Эта первая дрейфующая станция дала не только множество научной информации и но и анекдотические истории, которые вспоминают до сих пор. После того как Отто Юльевича Шмидта сняли с руководства Севморпути появилась этот стишок: «Примеров много есть на свете, Но лучше, право, не найти: Снял Шмидт Папанина со льдины, А тот его - с Севморпути». А уж прекрасная
история изложенная Веллером про Папанина, Кренкеля и маузер выше всяких похвал.
Фрагмент диорамы «Бой за Диксон 27 августа 1942 года. Художник А.П. Костенко, 1968 г.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь Севера. Теперь людям приходилось не только справляться с тяготами арктической природы, но и сражаться с врагом. В 1942 году Кригсмарине провел операцию «Вундерланд» (Страна чудес) для срыва советских перевозок в Арктике. В операции участвовали крейсер «Адмирал Шеер» и подводные лодки «U-601», «U-251», «U-255», которые обеспечивали крейсер ледовой информацией.
Схема боя с «Адмиралом Шеером» за Диксон.
В августе 1942 года «Адмирал Шеер» скрытно направился из Нарвика в Карское море, чтобы в районе пролива Вилькицкого нанести удар по советским караван и ледоколам, следующим по Северному морскому пути. Затем он должен был разрушить порты Диксон и Амдера.
Фрагмент диорамы «Бой за Диксон 27 августа 1942 года. Художник А.П. Костенко, 1968 г.
25 августа у о. Белуха «Адмирал Шеер» напал на пароход «А. Сибиряков». В ходе неравного боя советское судно потеряло ход и было затоплено. 27 августа крейсер подошел к Диксону 27 августа. Огонь по врагу открыло находившееся в порту судно «С. Дежнев». В бою с крейсером также принимали участие моряки пароходов «Революционер» и «Кара». После нескольких неудачных попыток крейсера подойти к порту, он ушел в море.
Фрагмент диорамы «Бой за Диксон 27 августа 1942 года. Художник А.П. Костенко, 1968 г.
Деревянный передвижной разборный домик дрейфующей станции „Северный полюс-3”.
В экспозиции отдела представлены подлинные предметы дрейфующих станций - одежда, бытовые вещи полярников, научные приборы, а также деревянный передвижной разборный домик дрейфующей станции „Северный полюс-3”.
Древко от флага, который Г.Я. Седов хотел установить на Северном полюсе в ходе экспедиции 1914 г.
Это древко все-таки побывало на Северном полюсе, он туда попало благодаря одной из советских успешных экспедиций.
Мы вам рассказали о небольшом количестве экспонатов и героических событий времен покорения Северного полюса. А сколько еще страниц этой эпопеи рассказывает музей. Приходите сюда, проникнитесь героической истории покорения этого фронтира, где до сих пор жизнь требует максимального напряжения. Вспомните о людях, которые приближали Север к нам, осваивали его, жертвовали ради страны своей жизнью.
Адрес музея: Санкт-Петербург, ул. Марата, 24а. Проезд до ст. метро Владимирская, Маяковская.
Время работы: вторник-воскресенье с 10.00 - 18.00 (касса работает до 17.30)
Понедельник выходной день.
В последнюю пятницу каждого месяца музей закрыт на санитарный день.
Цена билета: взрослый - 300 руб., льготный - от 80 до 225 руб. Подробнее
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!