Российский государственный музей Арктики и Антарктики - впечатления. Часть 1.

Oct 08, 2017 12:22

Во время нашего пребывания в Санкт-Петербурге этим летом, нам посчастливилось побывать в Российском государственном музее Арктики и Антарктики, о котором мы вам сейчас и расскажем. Начать надо с того, что этот музей находится в здании бывшей Никольской единоверческой церкви. В 1931 году храм был закрыт, а в 1934 году после реконструкции в здание въехал музей Арктики, где он пребывает до сих пор.


Попадая в музей, вы поражаетесь огромному пространству, которое стало храмом науки и Севера. В первом, самом большом зале вы погружаетесь в мир живой природы Арктики. Где кроме экспонатов открываются окна на северную жизнь. Этими окнами служат уникальные диорамы „Птичий базар”, „Лежбище моржей”, „Тундра зимой”, „Тундра летом”, „Ледник Шокальского на Новой Земле”, „Пролив Маточкин Шар”, выполненные в 1935-1936 гг. авторами Платуновым и Цыпалиным. На эти диорамы стоит обратить внимание ещё и потому, что они сами по себе уже являются историей. Им больше 80-ти лет! В этом зале вы словно попадаете в старый музей, такой, какими мы помним музеи в советского времени. Мы слышали, что у некоторых посетитилей это вызывает недовольство. Мы же считаем это очаровательным. Здесь не только музей Арктики и Антарктики, но и музей музея. Тем более, что внешность обманчива и, на самом деле, тут много от современного музея - интересные экскурсии, выставки, детские программы. Просто всё это овеяно романтикой прошлого. По крайней мере нам показалось именно так. И мы в полном восторге ходили он экспоната к экспонату.



Фрагмент диорамы «Птичий базар»
Птичий базар - массовые колониальные гнездовья морских птиц: чистиков, чаек, ржанок, трубконосых, бакланов, утиных, олуш, иногда пингвинов. Обычно расположены на скалах, круто обрывающихся к морю. Наиболее известны птичьи базары полярных широт, особенно на необитаемых островах и берегах северных морей.


Фрагмент диорамы «Птичий базар»
В России птичьи базары широко представлены в северных приполярных широтах, когда в летний период оживают тундра и лесотундра. Известны своими птичьими базарами Таймыр, Кольский полуостров, Земля Франца-Иосифа, Камчатка, Курильские острова, различные мелкие острова.


Фрагмент диорамы «Птичий базар»



Фрагмент диорамы «Маточкин шар»
Маточкин Шар - пролив, отделяющий Северный остров Новой Земли от Южного и соединяющий Баренцево море с Карским морем. Маточкин Шар достаточно глубок (около 12 м), имеет якорные стоянки (лучшая у мыса Бараньего). Берега высокие, местами обрывистые. Длина около 100 км, ширина в наиболее узкой части около 600 м. Покрыт льдом большую часть года. На поморском диалекте слово «шар» имеет значение «пролив». Название проливу дала река Маточка, впадающая в него. Кроме того известно, что поморское название Новой Земли - «Матка».


Фрагмент диорамы «Тундра летом»
На этом фрагменте диорамы вы можете увидеть короткое и прохладное лето в тундре. Безморозный период длится всего 2-3 месяца. Даже в июле средние температуры на южной границе тундры не превышают +13-14 градусов Цельсия. Освещаемый солнцем снег быстро тает, образуя многочисленные озера , болота и временные водотоки, которые на водоупорном слое многолетнемерзлого грунта и при незначительном испарении могут существовать довольно долго. Иногда вечная мерзлота отдает людям свои сокровища, и мы начинаем чуть больше узнавать о древних растениях и животных, которые населяли эти просторы в далекие времена.


Череп шерстистого носорога.
Шерстистый носорог (лат. Coelodonta antiquitatis) - вымершее млекопитающее семейства носороговых отряда непарнокопытных. Обитал на обширных открытых пространствах Европы и окончательно исчез 8-14 тыс. лет назад. Значительная часть периода существования этого животного пришлась на время последнего в истории Земли оледенения. Шерстистый носорог был типичным представителем так называемой мамонтовой фауны.


Зубы мамонта.
У мамонта было всего 4 зуба: два вверху и два на нижней челюсти. Верхняя (жевательная) часть зуба представляет собой своеобразную терку, которой он перетирал траву, мелкие ветки и листочки. Несмотря на свой грозный вид, мамонт был травоядным животным. Зуб мамонта состоит из множества поперечных пластин, которые уходят глубоко в челюсть. Постепенно зуб стирался, и на его месте из этих пластин вырастал новый зуб.


Галина рядом с куском окаменевшего дерева.
А этот экспонат можно потрогать и узнать разницу между обычным и окаменевшим деревом. От этого куска так и веет холодом. Даже в тёплую летнюю погоду он, словно и не видел никогда солнца, источает ледяное спокойствие.

В центре главного зала расположен макет „Арктика”, который представляет собой сегмент глобуса с рельефной гипсометрической картой северного полушария до параллели 60° в масштабе 1:1 500 000. Макет создан на основе картографических материалов академика Ю.М. Шокальского в 1936 г.


Макет «Арктика» на фоне диорамы «Птичий базар».
А в воздухе над вашими головами в вечном полете замерли модели самолетов - покорителей Севера.


Как это ни удивительно, но музей может похвастаться настоящим самолетом, который нашел свое пристанище здесь после длительного труда в Арктике, где занимался ледовой разведкой.


Фрагмент. Самолет «Ш-2»
Самолет был сконструирован В.Б. Шавровым и построен в Ленинграде, представляет из себя 3-х местную амфимию с поднимаемыми сменными шасси. В 1930-е годы использовался в Арктике. Ш-2 (АШ-2) - первый советский серийный самолёт-амфибия. Эксплуатировался до середины 1960-х годов. Серийное производство Ш-2 было организовано на Таганрогском заводе № 31, первый самолёт был выпущен 1 апреля 1932 года. В 1933 г. Ш-2 использовался для ледовой разведки в экспедиции парохода «Челюскин», базируясь на его борту. Пилотировал самолёт М. С. Бабушкин. После катастрофы парохода Ш-2 был выгружен на лёд и позже перелетел в Ванкарем.


Фрагмент. Самолет «Ш-2»
Технические характеристики:
Мощность двигателя: 100 л.с.
Емкость бензобаков 330 л
Масса самолета 620 кг
Масса полезной нагрузки 277 кг
Крейсерская скорость полета 80 км/ч
Потолок 4140 м
Дальность (продолжительность) полета
1300 км (11 ч).
Всего в 1932-1934 годах было выпущено 270 машин, после чего их производство прекратилось. Ситуация изменилась с началом Советско-финской войны, когда выяснилась необходимость наличия малого гидросамолёта для оперативной связи в войсках, вывоза раненых и т. п. в условиях болотистой местности, большого количества рек и озёр. В связи с этим ГУ ГВФ (Главное Управление Гражданского Воздушного Флота) было принято решение вернуть списанные Ш-2 в строй. Восстановлением и капитальным ремонтом этих машин занимались Ленинградские авиаремонтные мастерские ГВФ (АРМ-21).В августе 1941 года мастерские были эвакуированы в Иркутск. После войны самолёт выпускался в Иркутске крупными партиями в 1946-1947 и в 1951-1952 годах.


Фрагмент внутренней отделки музея.
Отдельным экспонатом, конечно служит внутренняя отделка музея. Ведь многое в этом здании сохранилось от храма. Да вы не увидите здесь икон, но там где когда-то были написаны евангелисты провозгласившие благую весть, сейчас красуются корабли осваивающие Арктику. Северные герои! И они прекрасны! Это самый настоящий храм науки.




Таким предстал перед нам первый зал музея Арктики и Антарктики. Конечно, мы не показали вам его весь, приходите в музей и увидите всё своими глазми. Здесь перед вами раскинется огромный мир Арктики и откроются героические страницы ее покорения. Конечно же, залов в музее куда больше. И в следующей статье мы поведём вас дальше, к новым экспонатам и новым увлекатеьным открытиям.

Мы хотим выразить огромную благодарность дирекции музея и лично Ирине, за великолепную возможность посетить этот чудесный храм науки и за интереснейшую экскурсию.

Адрес музея: Санкт-Петербург, ул. Марата, 24а. Проезд до ст. метро Владимирская, Маяковская.
Время работы: вторник-воскресенье с 10.00 - 18.00 (касса работает до 17.30)
Понедельник выходной день.
В последнюю пятницу каждого месяца музей закрыт на санитарный день.
Цена билета: взрослый - 300 руб., льготный - от 80 до 225 руб. Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

музеи Петербурга, Маяк_Парнаса_путешествует, постоянная экспозиция, музей Арктики, не Москва, отчёт, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up