Часть 01.
Итак, о поезке. Ездили мы на машине (Субару Легаси, универсал) вчетвером (2 взрослых, 2 детей) на 8 дней и семь ночей. Постараюсь описать всё, что может оказаться полезным впредь, поподробнее.
Путешествие наше было полностью спланированно Серёгой, еще когда мы с детьми сидели в Питере.
Серёга с вызывающим восхищение педантизмом расчитал всё: от того, куда мы едем, сколько нам в день надо проехать километров, что посмотреть, до того, в каком кемпинге остановиться на ночлег.
Идея ночевать в кемпинге была для нас в определенной степени новой. Как все нормальные российские "туристы" мы привыкли ставить палатку где-нить в лесу, где найдется приличная полянка и рядом готовое кострище. Вообще о том, как мы ездили раньше можно было бы рассказывать долго, но мне в данный момент важно не отвлекаться от темы. Иначе мы так и не доедем до западного побережья ;)
Первый раз мы опробовали ночвку в кемпинге в Geilo этим летом (о Яйло я так и не написала, зато
написал Серёга) и мне так понравилось, что я даже не поняла, как мы раньше-то жили. И если в начале этой нашей поездки Серёга еще надеялся, что мы пару раз переночуем где-нить в поле, то я сразу была решительно за кемпинг.
Во-первых и главных - не надо ничего искать. Вот место для машины, вот место для палатки, все уже ровное, гладкое и готовое к употреблению. Во-вторых, не всегда, но часто, там же присутствует и столик с сидениями. И в-третьих (чего уж точно нет в условиях дикой стоянки) это т.н. sanitær anlegg. То есть домик(и) в которых размещены туалеты, души, прачечные, кухни и все такое прочее.
Если вы не планируете лениво матрасничать на берегу озера две недели, а рассматриваете место стоянки как место, где надо быстро сообразить поесть, быстро поставить палатку, а с утра быстро собраться и уехать - лучшего и желать нельзя.
Правда, кемпинги тоже бывают разные, в чем мы имели возможность убедиться.
Все это так подробнро я пишу для питерских друзей, которым, я надеюсь, наш опыт сможет пригодится в будущем. Ну и всем остальным может будет интересно.
Первый день был положен на то, чтобы выехать из дома и продвинуться как можно дальше на север. Мы вообще-то живем почти на самой южной оконечности страны, в точке, находящейся ближе всего к Дании по прямой. Наверх мы поехали долиной Setersdal - такое же путешествие вполне можно было бы начать от Кристиансанна.
Сначала доехали до Эвье (Evje), где мы уже были раньше и, задежавшись только на покупку мороженого детям, выехали в долину Утры (Otra) и поехали по ней на север.
Когда живешь в большом городе и ходишь каждый день на работу, можно не заметить какая погода - да что там - можно даже не заметить, какое время года. Совсем не то, когда ты едешь в путешествие по стране на машине и с палаткой.
Мы выехали из Гримста под неутешительный прогноз "дожди каждый день", но для начала все шло неплохо. Дождь и правда появлялся время от времни, но не надолго. Где-то над Эвье Утра разливается в большое озеро Byglands fjorden.
Светка решила искупаться, мы остановились на хо-орошеньком мыске, живо напомнившим Карельский перешеек.
Поглядев на печаный пляж мы с Темкой тоже решились окунуться, тем более вокург никого не было и можно было обойтись без купальников. Пока мы купались, Серёга набрал моховиков на первый в походе грибной суп.
За то время, что мы отдыхали, погода испортилась и до следующей остановки доехали уже под дождем.
Шлюзы на Утре.
Такое соседство разновозрастных мостов мы потом всретчали во многих местах.
В Valle была остановка на перекусить.
Вот что мне нравится в норвежских трассах, так это (далеко не всё, поверьте ;) ) достаточное количество хороших мест для отдыха.
Знаете такой дорожный знак, где ёлочка наклонилась над скамейкой? В Ленобласти он означает закатанную асфальтом площадку у дороги. На норвежских дорогах эти площадки непременно включают столики и мусорные бачки. Встречаются они довольно регулярно, причем на трассах как федеральных, так и местных. И даже на совсем заштатных трехзначных дорожках. Сам знак ёлочка + скамейка означает только наличие столиков и места для машины, но нередко делается площадка сразу и для отдыха, и с туалетами и с информацией.
Тогда она предваряется знаком с буквой i и знаком wc. Что написано, то и будет - исключения крайне редки.
К слову сказать, при въезде в каждую коммуну обязательно стоит информационный щит (иногда с халявными брошюрами и картами. Иногда без). А коммун в Норвегии, кажется, 400.
Площадка для отдыха, на которой мы остановились в Валле, была выбрана совершенно случайным образом, но так обаяла наших детей, что они теперь желают ехать туда уже специально. В этом месте Утра разливается на несколько маленьких рукавчиков, и на одном из них сделано что-то вроде маленькой купальной заводи.
Это за камнем.
Под мостиком вода быстро бежит по плоскому камню и потом стремительно закручивается в бухточке. Если слезть в реку перед мостом и просто сесть на попу :) то через три минуты визга оказываешься в заводи внизу.
Даже наш Тёма, который при альтернативе "делать - не делать" всегда выбирает второе, и тот залез в воду. Поглядев на детей я тоже решила посмотреть, что же здесь такого прикольного. Тут Серёга собрался это дело запечатлеть. Дети к тому моменту уже вылезли.
Вода была реально холодная, как на Ладоге в не очень теплое лето. Но весело.
Накупавшись в Утре, мы поехали выше (по карте и по рельефу). Hovden (Хувден) - последний населенный пункт Setersdal, находящийся в нашей филке Aust-Agder.
За Хувденом мы выехали на видду.
Продолжение
следующим постом.