В сентябре 2014 года я совершил свое первое самостоятельное плавание на парусной яхте. Самостоятельное плавание - это когда на яхте есть только ты и команда твоих верных друзей-матросов. И больше никого! Ты сам решаешь куда плыть, как плыть, оцениваешь погодные условия, рассчитываешь скорость, время прибытия и самое главное - именно ты несешь ответственность за безопасность своих пассажиров. В марте 2014 года я успешно сдал экзамен, получил сертификат шкипера и начал осваивать море. В нескольких постах я расскажу о своем первом опыте шкипера на чартерной яхте и что я делал, чтобы не пустить ее ко дну в первый же день! Пусть это будет серия постов, похожих на мой судовой журнал.
Выбор страны
Получив сертификат шкипера, я решил, что обязательно надо закрепить полученные знания. Для этого надо взять яхту напрокат. Я не очень долго выбирал акваторию для плавания. Мне хотелось, чтобы это была новая для меня страна. Еще в этой стране должно быть тепло в сентябре. Я планировал купаться и загорать. Еще я решил, что морские переходы не должны быть утомительными для членов экипажа и не должны быть дольше 5-6 часов в день. Под эти критерии идеально подходила Греция. Последней каплей на чашу весов упали дешевые авиабилеты Москва-Афины Эгегейских авиалиний. Предварительный маршрут для плавания вырисовывался по островам архипелага Киклады (Cyclades). Я сделал первые наброски нитки маршрута и нашел информацию о достопримечательностях на островах этого архипелага.
02.
Поиск яхты
Первое требование к арендованной яхте (равно как и к машине, вертолету, велосипеду) - чтобы она была новой. Для прокатного транспорта возраст 5 лет - уже слишком большой срок. Я искал яхту с датой выпуска 2012-2014 г. Но прокат таких яхт стоил нереально дорого. Пришлось снизить планку до 2011 года.
Второе требование - яхта должна вмещать не более 6 человек. Тут действует четкая взаимосвязь между количеством кают и длиной самой яхты. Мне хотелось, чтобы длина моей яхт не превышала 12 метров. В условиях маленьких и тесных марин Греции это неоспоримое преимущество. Из отчетов других путешественников стало ясно, что проблема со швартовками в Греции не хуже чем в Москве с парковками. Мест на всех не хватает.
03. Огромное количество яхт в маринах Греции - норма.
Третье требование - парусное вооружение. Мое обучение проходило на яхте с классической конструкцией грота. Парус поднимался и опускался на ползунках по мачте и убирался в лэйзи-бэг. Стаксель был на закрутке. Большинство же прокатных яхт были с гротом на закрутке в мачту. Я читал, что такая конструкция упрощает работу с парусами, но, в то же время, случаются закусывания паруса и тогда одному ничего не сделать. Я решил, что для первого чартера испытывать судьбу не стоит, поэтому искал яхту с привычной мне системой.
Получилось три основных пожелания: год выпуска яхты, ее длина и система парусного вооружения. Казалось, что теперь найти яхту будет плевым делом! Но не тут-то было… либо цена была запредельной, либо на конкретные даты ничего не было. Постоянно одно из моих требований сурово нарушалось.
Я внес свои пожелания в анкеты более чем на 30 сайтах. Где-то на 31-м сайте я случайно попал на сайт-агрегатор и мой запрос разлетелся по еще большему количеству фирм. Предложения с яхтами посыпались на меня как из рога изобилия!
В ходе долгих поисков я все же нашел фирму, которая предложила мне яхту, удовлетворяющую всем параметрам. Это была Beneteau Oceanis 37 выпуска 2011 года. Яхта носила гордое название Smaragda и была пришвартована в марине Алимос, города Афин.
04. По моей просьбе мне прислали фотографию яхты. Конечно, из этой фотки много о яхте не поймешь. Ясно лишь, что есть посудина с названием Smaragda!
За яхту, как и за любой другой прокатный транспорт, надо было внести депозит. Пообщавшись про депозит со знакомыми, кто уже брал чартерные яхты, я понял, что у меня нулевые шансы вернуть его в полном объеме. Так уж у греков принято, что за какую-нибудь мелочь типа порванного сальника или царапин на борту они обязательно удержат 50-100 евро. Поэтому особых иллюзий на этот счет я не испытывал.
В первых числах мая 2014 года я забронировал яхту и начал подготовку к плаванию.
Команда
Я перечислил предоплату за яхту и начал поиски экипажа. Вторым членом экипажа стала моя верная спутница - Наташа. Ей давно хотелось попробовать такой вид отдыха, но опыта походов на яхте у нее не было. Хотя до поездки было еще 4 месяца, я все же не скидывал со счетов самый тяжелый вариант - отправиться в плавание только вдвоем. Да, швартовка вдвоем доставляет определенных сложностей, но я ни за что не отказался бы от этого плавания!
05. Наташа у штурвала. Обязательное селфи!
В конце мая я нашел еще трех отчаянных людей, которые горели желанием попасть на борт яхты. Один из них - мой старинный товарищ Андрей, пловец и спортсмен. Второй - его друг Сергей, увлеченный походами в горы. У обоих в планах на лето - покорение гор в Грузии, но неделю сентября они были готовы провести на море. Третий, точнее третья - это девушка Сергея. Правда, за две недели до поездки стало ясно, что состав сократился до 4 человек, т.к. ей не удалось решить вопрос с отпуском на работе. В последний момент к нам все же присоединился пятый член экипажа - знакомая Сергея и Андрея - Катя. Она отдыхала в Испании и с удовольствием променяла неделю в душном офисе на каюту на яхте. Таким образом ожидался недельный поход по Эгейскому морю в составе пяти человек, четверо из которых ни разу не ходили под парусом!
06. Матросы в ожидании распоряжений. Слева направо - Андрей, Сергей, Катя.
Маршрут и погода
Как я написал выше - примерный маршрут предполагался по островам архипелага Киклады. За месяц до поездки я начал собирать информацию и прогнозы погоды в районе плавания. И с каждым днем эти прогнозы меня все меньше радовали. В попытках найти хоть что-то успокаивающее, я наткнулся на сайт крупной чартерной компании, где было написано следующее:
Греческие острова в Эгейском море, называемые также Кикладскими островами, являются одним из самых ветреных районов мира и рекомендуются для опытных яхтсменов.
Одним из самых ветреных… в мире! Изучая интернет, я нашел описание такого сезонного явления как Мельтеми. Не буду грузить терминами, но в целом Мельтеми - это устойчивый и весьма сильный ветер северной четверти. Начинается обычно с восходом солнца, достигая максимальной силы к 14 часам и стихает с закатом. Ночью, обычно, устанавливается штиль. Сила ветра в районе Кикладского архипелага составляет 3-6 баллов по шкале Бофора, нередко 8-9 баллов.
07. Так выглядит погода в районе Киклад. Синий, зеленый и желтый цвет - ветер еще приемлем для плавания. Другие цвета - очень крепкий ветер.
Наибольшую силу и частоту мельтеми набирает в июле-августе, а к концу октября он спадает, постепенно сменяясь южным муссоном и зимними штормами. Возникает мельтеми при абсолютно ясной и безоблачной погоде. В районе Кикладских островов мельтеми разгоняет волну от 2-3 до 3-4 метров.
В каждом прогнозе погоды подтверждались мои самые худшие опасения - примерно с 9 до 18 часов каждого дня я видел зеленые и желтые участки на метеопрогнозе. Это говорило о ветре в 4-6 баллов по шкале Бофора. И чем ближе была дата старта, тем крепче был ветер в этом районе. Отчеты других путешественников подтверждали - в августе-сентябре в районе архипелага Киклады становится очень весело!
Видя такие хитрости местной погоды я сел за разработку запасного варианта маршрута. В итоге, для 6 дней плавания был составлен второй маршрут - по Сароническому заливу. Начинался он в Алимосе, затем на юг, на остров Эгина в городок Пердика, затем Порос и переход к острову Идра. Этот остров должен был стать разворотной точкой, после чего начинался обратный маршрут в Порос с вариациями через городки на материковой Греции на западе Саронического залива.
08. Запасной маршрут.
Чем ближе была дата старта, тем больше я склонялся к запасному маршруту. Сильный ветер и волны могут сыграть злую шутку и отдых на море превратится в постоянные попытки сдержать морскую болезнь! Очень не хотелось рисковать отдыхом и здоровьем людей, которые впервые окажутся на яхте.
В следующем посте я расскажу как я принимал яхту и готовил ее к выходу в море!
Оставайтесь на связи!
Читать дальше! Несколько полезных ссылок:
Кому интересно, то вот
здесь можно следить за погодой на Кикладах.
Вот
агрегатор, о котором я писал выше.
Вот
сайт прокатной компании, где я нашел яхту.
Содержание:
1. Поиск яхты и выбор маршрута
2.
Приемка яхты и старт3.
Из Алимоса в Пердику4.
Из Пердики в Порос5.
Из Пороса в... Порос!6.
Из Пороса через Вафи в Эпидавру7.
Из Эпидавры в Эгину8.
Из Эгины в Алимос. Сдаем яхту!