Корпорация Honda Motor Company, специализирующаяся на производстве и продаже легковых автомобилей, трёхколесных транспортных средств и мотоциклов, а также различных типов двигателей, была основана в 1946 году японским автогонщиком и, в том же время, великолепным механиком Соичиро Хондой.
А начиналось всё в 1928, когда молодой и перспективный Хонда открыл в городе Хамамацу ремонтную мастерскую. Он сразу же прославился своими гениальными идеями, за реализацию которых с завидной регулярностью получал патенты. Первой из таких идей была замена на колёсах деревянных спиц на металлические. В 1937 Хондой была основана компания Tokai Seiki Heavy Industry, которая после изобретения поршневого колеса занималась именно их производством и реализацией.
После Второй мировой войны, когда Соичиро за 450 тыс. йен продал полуразрушенные производственные мощи Tokai Seiki, он практически сразу же сгенерировал новую идею. Конструктору удалось своими собственными руками собрать около десятка мопедов для себя и своих друзей, после чего Хонда решил поставить производство «на конвейер».
Так был основан Технологический Исследовательский Институт Хонды, который занимался приобретением списанных двигателей, осуществлением их ремонта, установкой на велосипеды и последующим обеспечением жителей японских деревень транспортом.
А в 1948 году предприятие было переименовано в Honda Motor Company, после того как руководство компании приняло решение переквалифицироваться в производство собственных силовых агрегатов. Вице-президентом реструктуризированной компании стал Такео Фуджисава, а её главным конструктором - Киоши Кавашима, который занялся разработкой двигателей типа А.
Уже в 1949 году был выпущен первый мотоцикл, оборудованный двигателем объёмом в 98 куб. см. Он получил название Dream Type D. А 1950 перенёс коммерческую деятельность компании из Хамамацу в Токио, где был открыт филиал, занимающийся продажей продукции. Кроме того, на месте выкупленной компанией швейной фабрики вырос один из крупнейших в Токио заводов, где Dream Type D стал производиться массово. Тем не менее, в 1951 году работа над ним прекратилась, а заменил первую модель мотоцикл Dream Type Е. Его 4-тактный двигатель объёмом в 146 куб. см позволял разгоняться до 72 км/час.
Следующий год был ознаменован переездом главного офиса в Токио и строительством завода в Сайтаме. В 1953 было построено ещё две фабрики, а в 1954 акции Honda Motor Company стали принимать участие в биржевых торгах. За эти годы разработчики компании представили общественности массу новых проектов, самым успешным из которых стал скутер Juno K-Type, который начал американский экспорт компании.
Вторая половина 50-х стала успешной для Хонды в спортивном плане. Новейшие разработки корпорации, оснащённые двигателями объёмом в 250, 350 и 500 куб. см, начали одна за другой выигрывать различные соревнования, проводимые во всех уголках земного шара. Наиболее успешными моделями мотоциклов оказались Honda Dream SB-type и Honda Super Cub.
Именно во второй половине 50-х Honda возглавила японский рынок производства и реализации трёхколёсных транспортных средств. Успех десятилетия был дополнен открытием в 1959 году американского подразделения компании под названием America Honda Motor. После этого Хонда стала лидером не только японского, но и мирового рынка в сфере производства и продажи мотоциклов. В то же время началось активное учреждение иностранных представительств. В период с 1961 по 1969 они возникли в Германии, Бельгии, Франции, Великобритании, Австралии и Канаде.
Начало нового десятилетия продолжило успех Honda Super Cub. За один лишь 1963 год компания смогла продать более 900 000 мотоциклов этой модели, причём максимальным показателем стала продажа 100 000 экземпляров за месяц. Тот же 1963 оказался дебютным для Хонды как для компании, которая специализируется на производстве автомобилей: сначала вышел небольшой фургончик Т360, а затем была представлена спортивная модель S500, достигавшая скорости в 145 км/час.
Однако это было лишь начало! В 1964 году Honda Motor Company вместе с машиной, построенной на основе шасси RA271, дебютировала в Формуле-1. Это авто было оборудовано 1,5-литровым 12-цилиндровым V-образным двигателем, разработанным специально под королевские гонки. А уже в следующем сезоне к команда получила свои первые очки, заработанные в Бельгии, а затем и первая победа в Мексике. Однако в 1968 году, после смерти гонщика Жо Шлессера во время проведения его домашнего гран-при Франции, «формульная» карьера Хонды приостановилась.
К тому времени модельный ряд компании существенно обновился. В свет успели выйти такие модели автомобилей как компактная Honda N360, спортивная Honda S600, а также её последовательница - Honda S800, получившая сразу несколько модификаций. К слову, сразу же начался и экспорт 800-й модели, которая в конечном итоге стала знаменитой. Не забыли представители Хонды и о мотоциклах. В частности была представлена модель Honda Dream CB-750 Four, ставшая хитом продаж начала 70-х. В свою очередь, 60-е запомнились тотальным триумфом мотоциклов Honda в соревнованиях абсолютно всех классов. Это была самая настоящая мировая экспансия!
Если в 1971 компания работала над двигателем Compound Vortex Controlled Combustion (CVCC), соответствующим всем требованиям экологии, то 1972 год стал предвестником нынешней славы корпорации Honda. Компанией был разработан и представлен новый автомобиль под названием Civic, который оснащался 1,2-литровым двигателем мощностью в 50 лошадиных сил. Машина могла развивать скорость до 145 км/час, потребляя при этом целых 45 литров/100 км. И в 1975 году эта модель была признана автомобилем года в США.
1973 год положил конец эпохи Соичиро Хонды. Основатель компании, которому к тому моменту исполнилось 67 лет, подал в отставку, забрав с собой и Такео Фуджисаву. Однако оба продолжили участвовать в жизни корпорации, успех к которой пришёл благодаря их совместным усилиям. Новым же президентом стал Кийоши Кавасима, который управлял компанией следующие десять лет.
Несмотря на нефтяной кризис 1974 года, Хонда увеличила продажи на 76% за счёт снижения цен на продукцию и увеличения объёмов производства. А конструкторы продолжили расширять и модельный ряд.
Так в 1976 был презентован легендарный Accord, представленный в кузове хэтчбек. В следующем году дебютировал уже и седан с установленным на нём 1,6-литровым двигателем. Однако в 1978 объём двигателя был увеличен до 1,8 литра. Эта модель получила массу номинаций как лучший автомобиль года по разным версиям, а уже в 1980 году вышел его миллионный экземпляр. К слову, миллионный Civic сошёл с конвейера в 1976, а в 1978 компанию ждали новые юбилеи: летом был изготовлен 30-миллионный мотоцикл, а осенью - 5-миллионный автомобиль марки Honda. В то время как модели Civic и Accord продолжали усовершенствоваться, компания не забывала и об обновлении модельного ряда.
Так в 1978 году была представлена модель Prelude. Однако вскоре многие специалисты забыли о ней, ведь начало 80-х ознаменовалось тем, что Хонда вошла в тройку крупнейших японских автомобилестроителей. Кроме того, моторы компании, поставляемые для команд Формулы-1, стали одерживать более или менее регулярные победы. Кроме того, в 1982 году мотоцикл Honda XL500R выиграл ралли Париж-Дакар. В том же году в отставку ушел Кийоши Кавасимы, а на посту президента его заменил Тадаши Куме.
Продолжая спортивную страничку, следует отметить, что двигателями Honda болиды Williams оснащались с 1983 по 1987. Именно в 1987 году Нельсон Пике выиграл чемпионат, а его команда - кубок конструкторов. А с 1988 по 1992 компания поставляла двигатели команде McLaren, которая за эти годы четырежды выигрывала кубок конструкторов. К слову, в это время пилотами команды были легендарные Ален Прост, Айртон Сенна и Герхард Бергер.
В 1985 году дебютировало первое поколение автомобиля, вышедшего в кузове седан, Honda Legend, который сегодня считается одной из наиболее престижных машин премиум класса. Окончание 80-х получилось таким же успешным, как и окончание предыдущего десятилетия. Победы и награды следовали одна за другой, а вместе с ними приходили и продажи.
В 1990 стартовало второе поколение Honda Legend, в 1991 обновилась и Honda Prelude. В том же году умер 85-летний основатель компании - Соичиро Хонда. Последующие несколько лет были ознаменованы презентациями новых версий уже известных моделей Хонды, но в 1996 году дебютировал абсолютно новый универсал, получивший название Honda CR-V. Успех к новой модели пришёл моментально. Но в 1998 году конкуренцию этому автомобилю составила Honda HR-V. На первых порах 3-дверный кроссовер оснащался двигателем объёмом в 1,6 литра и мощностью в 105 лошадиных сил. Но если производство HR-V было прекращено в 2006 году, то модель CR-V до сих пор с успехом выпускается.
В 1999 компания объявила о выходе нового автомобиля Honda Insight, отличавшегося гибридным двигателем. Производство первого поколения продлилось вплоть до 2006 года, а в 2008 на выставке в Париже была представлена обновлённая версия машины, которая вполне может составить конкуренцию иным «гибридомобилям», производимым сегодня крупнейшими автомобилестроителями.
Из новинок образца XXI века необходимо обратить особое внимание на внедорожник Honda Element, представленный в 2003 году и пользующийся сегодня огромнейшим спросом в США. Следует также отметить массу обновлений, на которых компания и сфокусировала своё внимание в новом столетии. Выходят всё новые версии таких автомобилей как Accord, Civic, CR-V, ведутся работы и над другими моделями. Особенно хотелось бы отметить новый Honda Civic 5D 2008 года, который специалисты сразу назвали прорывом в будущее.
На сегодняшний день концерн Honda Motor Company обладает более чем 120 предприятиями по всему земному шару и продаёт немногим менее 20 млн. авто и мотоциклов в год. При этом количество продаваемых машин стремительно приближается к отметке в 5 млн. в год.
После назначения на пост президента компании Такео Фукуя в 2004 году, темпы роста корпорации еще возросли. Увеличились не только объёмы производства, но и количество продаж, а также прибыль. Сегодня на заводах компании работает около 150 000 человек, а чистая прибыль Honda Motor Company составляет более 5 млрд. долларов в год.
Источник