Часть восьмая Эти посты не претендуют на профессиональную критику. Единственной моей квалификацией является гора прочтённых за 23 года жизни фантастических рассказов.
Приветствуются комментарии уже читавших, ещё не читавших, а особенно (чем чёрт не шутит?!) - писавших эти рассказы. Заранее предупреждаю - мнение об этом сборнике после его прочтения у меня осталось не самое лучшее, но несколько ярких моментов в нём, к счастью, нашлось.
17. Иван Наумов, "Три узелка на память"
Сюжет: (для просмотра - выделите скрытый текст)
Действие рассказа происходит где-то толи в Индии, то ли в Тибете. Греческая армия Александра Великого дошла до этих мест, и теперь, в ожидании новых приказаний, занимается разработкой местной золотой жилы при помощи рабского труда. Рабами, естественно, являются местные жители, мирные, но свободолюбивые.
Один из рабов - бывший вождь племени - сбегает, забравшись на крутую гору около лагеря. Он остаётся на склоне, на виду у всех, но за пределами дальности луков греков, тем самым подстрекая других рабов к повторению его пути. Попытки солдат добраться до него заканчиваются плохо - он легко защищает свою позицию, да и лазают греки заметно хуже местных, с детства привыкших к горам.
Вниз беглец посылает послания при помощи узелков на отрезках верёвки. Женщина-рабыня, которую взял в любовницы командир греков, неохотно переводит ему эти послания, но ничего интересного они не содержат.
Рабы начинают убегать на гору уже группами, убивая стражников по ночам. Греки начинают всерьёз побаиваться. Тем временем, до них доходят новости, что империя Александра не пережила его смерти, и новые войска, которые должны были идти на смену охранникам лагеря, скорее всего уже никогда не придут. Наместник этого округа тоже ведёт себя подозрительно.
Кончается всё тем, что командир греков отпускает оставшихся рабов на свободу, а своих солдат - в поход домой, а сам идёт в горы вместе со своей любовницей, которую он по-настоящему полюбил.
К жанру фантастики всё это относится исключительно в силу некоторых исторических вольностей. В остальном же - рассказ ничего особенного из себя не представляет. Ну, греки. Ну, свободолюбивые туземцы. Что вы хотели нам сказать, господин автор?
Моя оценка: 5/10, скучно.
18. Александр Сивинских, "Фактор Массы"
Сюжет: (для просмотра - выделите скрытый текст)
Российские солдаты-разведчики вынуждены первыми отправиться к месту приземления инопланетного корабля. Там они встречаются с крайне враждебно настроенными существами. Одного из солдат они убивают и утаскивают к кораблю.
Но бравые разведчики, конечно, побеждают инопланетян и узнают их злобный план: оказывается, это был всего лишь корабль с биороботами, который должен был подготовить Землю к заселению. Для этого они собирались разгладить её ландшафт и разделить её невидимыми полями на три слоя. Первый, над самой землёй, отведён для "низших существа", то есть - людей и зверей. Второй, средний - для людей, захваченных и превращённых в слуг инопланетян. Ну, и в третьем должны были бы обитать сами господа инопланетники.
Всё это им рассказывает тот самый их товарищ, которого они потеряли в первой схватке с биороботами. Твари откусили ему голову и приставили к своему телу - это у них такой способ обретения более продвинутого интеллекта. Но пока ещё тело не совсем подчинило голову, поэтому он успевает выложить всю информацию.
Самое приятное для Земли во всей этой истории - если этот, уже уничтоженный, корабль инопланетян не пришлёт своих хозяевам сигнал - они сюда не прилетят.
Обычная боевая фантастика, в принципе. По сценарию "Доблестные солдаты [вставить страну - родину автора] при помощи доблести и хитрости отбивают вторжение инопланетян". Единственной оригинальной идеей является разделение пространства на три слоя, но, к сожалению, не объяснено, зачем же это на самом деле нужно инопланетянам - просто не хочется касаться грязных туземцев, или здесь какой-то более глубокий смысл?
Моя оценка: 7/10, не худший, но довольно примитивный рассказ.
19. Рассел Д. Джонс, "Эльфы проходят бесплатно"
Сюжет: (для просмотра - выделите скрытый текст)
Довольно обычный офисный служащий получает от своей девушки задание купить ей подарок. Девушка у него - из разряда людей необычных. Любит необычные стихи, судя по всему - фэнтези, амулеты-талисманы и т.п. В принципе, они друг другу не пара, но как-то вот сошлись.
Подарок себе она присмотрела в одном магазинчике, расположенном так, что и не сразу найдёшь. Это - типичная "Лавка Чудес", хотя хозяин у неё не совсем обычный - накачанный мужик.
Подарок купить не получается - его из-под носа выхватывает другая девушка. В результате, герой со своей подругой ссорится, и весь оставшийся рассказ пытается помириться с невнятной помощью хозяина лавки.
Кончается всё тем, что герой приобретает какие-то непонятные возможности.
Бредятина страшнейшая, приправленная нелюбовью к толкиенистам и прочим, кто пытается разнообразить свою жизнь в ЭТОМ мире. Читаться всё это неприятно - глупое поведение главного героя напоминает, скорее, телесериалы, чем нормальную фантастику. Концовки нормальной нет тоже. Результат - худший рассказ второй части сборника (хуже ли он чем "Ненавижу телефон!" - сказать трудно).
Моя оценка: 2/10, ужас.
20. Наталья Козельская, "Билет на дивный новый Марс"
Сюжет: (для просмотра - выделите скрытый текст)
Отравленной и изгаженной Земле постепенно приходит окончательный кирдык, а человечество, тем временем, занимается терраформированием Марса, билет на который стал главной мечтой всего оставшегося на родной планете населения.
Как ни странно, ещё не все богачи улетели на бывшую Красную Планету. Но те их них, кто остался на Земле, заскучали, и от скуки выдумали новый спорт, родившийся из компьютерных игр. Суть в том, что идёт обычная такая беготня со стрельбой в Виртуальной Реальности, но с некоторым дисбалансом: тот, кто заплатил - получает почти полную неуязвимость и арсенал оружия, а нанятые служащие, изображающие ботов - тоже очень неплохую защиту (чтобы не умирать быстро), но минимальную возможность навредить клиенту.
Основная фича этой забавы в том, что файрбольщики (так здесь зовут человеко-ботов) испытывают настоящую боль, а потому доставляют клиентам-садистам большее удовольствие, чем компьютерные модели или люди-актёры, только изображающие боль.
После каждого матча, файрбольщик выходит физически невредимым, но получает психосоматические травмы, которые, впрочем, лечатся легче настоящих.
Главный герой работает как раз в этом бизнесе, и является одним из лучших файрбольщиков. Его менеджером является его девушка, с которой он, правда, ведёт себя очень грубо: уделяет ей мало внимания, не даёт покупать вещи и так далее. Экономности героя, впрочем, есть объяснение - он копит на билет на Марс. На двоих, естественно, что ещё усложняет задачу.
В одном из матчей, он оказывается настолько сильно травмирован, что приходит в себя довольно длительное время, большую часть которого проводит в забытье. Когда же он снова готов к работе, он почти сразу попадает на необычный матч - Лотерею. У них немного другие правила (а именно - файрбольщики играют друг против друга, а не только против клиента), зато призы ценные. Правда, какой приз будет в этот раз - герой посмотреть не удосужился.
Герой побеждает. А призом оказывается билет на Марс для менеджера героя. А сам герой своей победой автоматически заключает пожизненный контракт с телеканалом, показывающим эти матчи.
Лично я сильно сомневаюсь, что участие чувствующих боль людей сильно прибавит виртуальным поединкам реализма. Хотя, может быть, конечно. Основная тема рассказа - это очередная страшилка про шоу для садистов (см. много-много книг и фильмов на эту тему, появившихся очень давно. Ну, хотя бы, Бегущий Человек!). Ну, и предательство, конечно. Хотя, надо сказать, главного героя не слишком жалко.
Моя оценка: 6/10, слабое завершение слабого сборника.
Статьи
Много про две статьи, вошедшие в сборник, я писать не буду, потому что приводить их содержание - глупо, а спорить там особо не с чем. Тем не менее, некоторые мои мысли по этим поводам:
Г.Л.Олди. "О бедном романе замолвите слово"
Спросить с Олди я не буду, так как не имею достаточного опыта и образования. Я-то, как раз, отношусь к тому слою читателей, который считает романом любую толстую книжку - мне их так проще разбивать на категории. Короткий - рассказ. Длинный - роман.
Но вот мне хотелось бы заметить, что не только романы у нас разучились писать, но, судя по этому сборнику, короткие рассказы - тоже. Об этом я хотел бы поговорить более подробно, что и позволю себе в итоговом выпуске "Записок удручённого читателя".
Андрей Шмалько, "Реванш, погром, капут"
Автор сетует на то, что в российской фантастике развелось много любителей Империи, да вот только Империи у них получаются такие, что жить в них не хочется. Не ввязываясь в длительные обсуждения, хотелось бы задать автору вопрос - а часто ли вообще ему в фантастике встречались миры, в которые хотелось бы перебраться? Не в качестве главного героя, а в качестве рядового гражданина? Таких миров ОЧЕНЬ мало. Может быть, Основания Азимов, в период между двумя кризисами (хотя, это тоже не утопия). Ну, или некоторые эпизоды из будущего, предложенного Хайнлайном - более поздние, например, начало "Time Enough For Love".
Причём следует заметить, что не только положительного образа Империи не встречается в фантастике - другие устройства государств/федераций и так далее ничуть не лучше. Так что на что жалуется автор - мне не понятно.
Итоговый выпуск