Моя мама в конце 50, начале 60-х часто гостила у своей бабушки с дедушкой в поселке Порт-Артур. Жили они в той части, что называлась ранее Сибирская слобода. Сегодня о том времени практически ничего не напоминает, кроме названия отдельных улиц , сохранившихся в памяти жителей названий поселков, да пары строений. Тем ценнее воспоминания живших там. Мама еще успела застать старый Порт, его жизнь.
"Фотонегатив из фондов Челябинского государственного краеведческого музея" . Автор снимка неизвестен. Снято, вероятно, с крыши дома на пересечении ул Станционной и Пограничной.
Воспоминания о детских годах в поселке на КБС.
Я родилась и первые годы проживала у бабушки с дедушкой в поселке Порт в Ленинском районе. Дом находился на улице имени Касьяновых 33 ( бывшая Чумлякская). Дом был небольшой, его приобрели в 1924 году. Дед раобтал на железной дороге, бабушка хозяйничала дома. Когда семья стала разростаться, появились дети у старшего сына, пристроили к дому вторую половину-вглубь двора. А так дом состоял из большой передней комнаты, она была и кухней, и двух комнат по обе стороны. На кухне за печкой ютились бабушка с дедушкой. В одной комнате жил старший сын с семьей, во второй младший с семьей. И так 10 человек. Как они уживались все, понять сложно, но думаю потому что в доме хозяин был дед.
На фото мой прадед Агарков А.А. и Агаркова В.С. Порт-Артур. Фото 60-х.
К 60-м годам все разъехались по своим квартирам и дедушка с бабушкой остались одни. В это время они часто пускали квартирантов. На улице Курганской распологалась автошкола и там учились на шоферов со всей области. Учились примерно 6 месяцев, поэтому курсанты жили на квартирах.
Дом моей бабушки был из старых шпал и оббит досками, покрашенными светло-коричневой краской. Раньше ставни были в каждом доме. Были большие ворота распашные, а в них калитка-дверь. На ночь вход запирался на большой засов. Торцевая стена следующего соседнего дома выходила к нам во двор и получался такой закрытый квадрат. Огород совсем небольшой. Росло две яблони-ранетки. Бабушка умудрялась варить из мелких яблок варенье. Садили в основном зелень, да помилоры. В огороде был колодец, который служил нам холодильником и для поливки огорода. Помню бабушка часто меня посылала принести из колодца битончик топленого масла или банку молока. От соседей участок отгораживал высокий забор и заглянуть к ним можно было только через щелку. А вообще, высокие заборы, ворота, ставни-это от прошлого бандитского периода. Вечером особо не ходили по улицам. Ни в одном дворе не было бани, видимо, все ходили в общественную.
Наш дом был второй с краю от улицы Средней (Тухачевского), если идти от КБС (Гагарина), то налево. Рядом крайний двухэтажный бревенчатый дом. Внизу распологалась библиотека, а наверху жили железнодорожники. В этом доме всегда проходили выборы и по праздникам вывешивали красные флаги. А в конце улицы в сторону "полянки" находилась бревенчатая, с большими окнами школа. Эта была начальная железнодорожная школа. Туда ходил учиться мой двоюродный брат. Школа была обнесена изгородью, а вокруг высажены акации. В середине 60-х школа закрылась. На углу Чумлякской и Средней распологалась водоразборная колонка. Это было близко к нашему дому и мне было не так тяжело носить воду.
Вообще, на улице было мало посажено деревьев в основном акации и еще какой-то кустарник. Вдоль домов по обе сторны улиц шли дорожки, напротив каждого дома большие клумбы с цветами, в центре дорога. Улицы были широкими или мне так казалось. У каждого дома была скамейка. Дома стояли близко друг к другу, на ширину ворот. На зиму хозяйки украшали окна. Между рамами укладывали вату и елочные игрушки. Было красиво. Я когда шла по улице всегда заглядывала на окна-у кого красивее. Помню печи и золу, которую уже не куда было ссыпать. Ею засыпали дорожки, а потом и завалинки (теплее в доме). Дед умел подшивать валенки. Шли отовсюду. Это хоть и не большой, но приработок в семью.
Вечером закрывались ставни, рано ложились спать. Телевизора в семье, как и у многих не было. Засыпали под радио и бой часов. Больше никогда в доме не имела часов с боем-с детства наслушалась.
Улица Средняя со стороны КБС была выше, чем у улицы Станционной. Я приезжала к бабушке на трамвае, шла между высоких домов, а потом, в Порту, практически бежала с горы. Слева по пути был небольшой деревянный магазинчик.
Помню бабушка была очень покорная, спокойная, не сварливая. Во всем подчинялась мужу. Деда я никогда не видела пъяным или курящим. Сыновья не перечили, но и не сильно то подчинялись. Жили все своей жизнью. Детские воспоминания самые яркие в жизни и я часто во сне все еще вижу Порт.