Описание и история: Гора Баба-Даг 300м. Над уровнем моря - 584м. Общая площадь - 90 га.
1. Мыс Чамну-Бурун (мыс Сосновый)
2. Мыс Чуфут-Чеорган-Бурун (мыс Призыва иудеев)
3. Мыс Елли-Бурун (мыс Ветренный)
4. Мыс Тешкли-Бурун (мыс Дырявый)
1. Овраг Табана-Дере (Кожевенный овраг)
2. Овраг Гамам-Дере (Банный овраг)
3. Овраг Капу-Дере (Восточный овраг)
4. Овраг Алмалык-Дере (Яблоневый овраг)
Несколько десятков миллионов лет назад Мангупское плато в результате тектонических и эрозионных процессов отделилось от массива Чардаклы-Баира, входящего во Внутреннюю гряду, обширной сквозной Ходжа-Салинской долиной и образовался сложенный известняками останец, поднимающийся над уровнем моря на 584 метра.
С трех сторон плато ограничено вертикальными обрывами, достигающими на западной стороне высоты 70 метров. Северный склон прорезан тремя глубокими ущельями. Образованные этими ущельями четыре мыса придают Мангупу сходство с четырьмя пальцами гигантской руки или лапы.
Между оврагами - четыре выступа, или мыса, точно четыре гигантских пальца, вытянутых к северу. Средневековые их названия (вернее дотатарские) неизвестны. Восточный мыс называется Тешкли-Бурун (Дырявый мыс), он весь изрезан пещерами; следующий к западу-Елли, или Элли-Бурун (Ветреный, по другому предположению, Эллинский мыс, т. е. греческий); затем Чуфут-Чоарган Бурун (мыс призыва иудеев) (Происхождение последнего загадочно: оно может быть связано с поселением здесь в XVIII в. караимов.) и, наконец, Чамны-Бурун (Сосновый мыс).
У подножия Мангупа сейчас находится село Ходжи Сала (Священное Село). Через него и лежит наш путь на Мангуп. Предприимчивые татары устроили здесь «пункт сбора бабок», но на что берутся деньги так никто и не понимает, потому что это вроде собирают не представители заповедника, а местные жители.
Также в этом селе живёт Свидлов Борис Иванович. Он предлагает всякие разные услуги от проживания, питания, автосопровождения до экскурсий и т.д. Информацию о услугах можно получить, написав ему на mangyp@rambler.ru
Добраться до Мангупа можно разными способами, но на наш взгляд самый оптимальный это из Симферополя доехать на электричке до Бахчисарая, а с вокзала Бахчисарая на маршрутке прямо до озера под Мангупом (сразу за селом Залесным).
Объездивший полмира турецкий путешественник Эвлия Челеби писал в 1661 г.: "Раскинулась эта скала как плоская равнина, поросшая травой и тюльпанами, а вокруг нее зияют пропасти глубиной в тысячу аршин - настоящие бездны ада!.. Аллах создал эту скалу для того, чтобы она стала крепостью <... > Если крикнуть в тех долинах, которые раскинулись у основания обрывов, гора гудит полчаса, словно гром, а человека охватывают страх и удивление".
"Что же такое Мангуп? Отчаяние мое. Выезжать из него скорее, ибо нет ничего досаднее, как неудовлетворенное любопытство". Но беги не беги, а каждого, кто хотя бы раз побывал в Мангупе, непреодолимо влечет туда снова.
«Ничто в какой бы то ни было части Европы, не превосходит ужасающей величественности этого места!» восторженно говорил английский путешественник. ХVIII в. Эдуард Кларк. Подобные впечатления на протяжении уже ни одного столетия оставляет у путешественников Мангуп-Кале - наиболее выдающийся памятник из всех "пещерных городов", расположенный на плато одноименной горы Мангуп, на высоте около 600 м над уровнем моря.
Но, пожалуй, наиболее своеобразным обозревателем мангупских далей стал командующий немецкой армией генерал Манштейн, устроивший во время Второй мировой войны при штурме Севастополя на плато Мангупа наблюдательный пункт. Впоследствии он вспоминал: «Перед нами открылось незабываемое зрелище. Это был единственный в своем роде случай в современной войне, когда командующий армией видел перед собой все поле сражения». Но задолго до Манштейна это преимущество Мангупа оценили византийские военачальники, наблюдавшие с плато за передвижениями варварских племен.
Он так огромен, что, глядя снизу, не понимаешь, что там…..
Озеро, которое раскинулось у подножия, не простое. Это, собственно, пруд, устроенный в 1995 году. Экскурсоводы глухо расскажут вам, что воды скрыли деревню и церковь, якобы современные. На самом деле, на дне озера - средневековое поселение и базилика. Там жили люди, которые прятались на Мангупе лишь в минуту опасности, а так - занимались сельским хозяйством. Когда рыли котлован для пруда, все это нашли. Выехали археологи, но их отпихнули, и все затопили. Теперь, когда озеро мелеет, руины видны сквозь воду.
Лес вырос лишь в самом начале 20 в, до этого на городище и склонах было голо. Подъемного материала нет, что неудивительно: в древности этой дорогой почти не пользовались, была нормальная, но длинная, петляющая, со стороны Алмалык дере (Яблоневого оврага); но она длиной 7 км,
На плато существует грот с родником. Ни в одном из других "пещерных городов" нет второго такого чуда. Обилие воды на изолированном плато высотой около 600 м над уровнем моря объясняется накоплением воды в трещиноватой толще известняков, которое происходит благодаря осадкам и конденсации атмосферной влаги.
Величественный Мангуп прекрасен во все времена года - весной, когда деревья в цвету, а склоны покрываются молодой травой и душистыми полевыми цветами; осенью, когда пестрые краски лиственного леса в сочетании с зеленью хвои образуют великолепную цветовую гамму. В конце лета и погожие дни золотой осени Мангуп привлекает к себе не только любителей природы, старины, но и сборщиков диких плодов и ягод, орехов и грибов. Красив Мангуп и зимой, когда его вершина и склоны покрыты снегом.
Нам известны 4 пути подъёма на Мангуп, но ходили мы только по одному, хотя…… вот мной найдено описание пятого.
1. По древней колесной дороге, которая выводит на плато с восточной стороны, у подножия Тешкли-Бурун.
Она хотя и длиннее, но живописна и не столь крута, как другие. По ней можно проехать на автомашине, довольно удобная она для пешеходов.
По долине идите между зарослей деревьев и кустарников к востоку, оставляя Мангуп справа. В открытом поле сверните на юг. На небольшой лесной полянке - развилка, но надо идти по основной дороге прямо и далее по лесной чаще до перевала. Здесь снова развилка, свернуть надо вправо. Вскоре увидите восточные обрывы мыса Тешкли-Бурун. Поднимаясь все выше и выше, дорога приведет к подножию скалистого выступа мыса и, обогнув его, к главным крепостным воротам. А если свернуть с дороги налево у того места, где она сворачивает на север вдоль мыса Тешкли-Бурун, и идти вверх к восточному подножию плато, потом - вдоль обрыва на запад, в одной из естественных пещер начинается лестница, вырубленная в скале. Она ведет в верхний грот, из которого можно попасть в пещерную церковь. На ее стенах сохранились остатки фресковой росписи XIV-XV веков. Напротив церкви - пещерные кельи для монахов и хозяйственные помещения монастыря. После осмотра монастыря вернитесь на дорогу, ведущую на плато. Идти очень долго!
2. Через Овраг Табана-Дере. Дорога довольно крута, но подъём занимает намного меньше времени. Мы поднимались и спускались по ней. Подъём занимает около часа и начинается практически рядом с деревней - за одним из домов виднеется протоптанная сотнями ног туристов тропка. …
3. Через Овраг Гамам-Дере. Дорога немного длиннее чем через Овраг Табана-Дере, но пологее. Многие туристы предпочитают её.
4. Через «Мышеловку» - это такое место, где тяжело пройти с рюкзаками, но реально. Здесь подъём самый крутой и самый непродолжительный.
5. Ещё один путь. Обходим водохранилище по правой стороне по дороге. Через 7-10 минут после дамбы у ручья за водохранилищем поворачиваем на развилке направо. Далее идем в западном направлении по лесной дороге, в сторону виднеющейся впереди горы Мангуп-Кале. Придерживаемся, направления на ущелье Джан-Дере между этой горой и горой Чардаклы-Баир, обрыв которой высится справа от нас.
Примерно через 25 минут после развилки у водохранилища выходим на поле, протянувшееся по ущелью Джан-Дере. Через 10 минут на развилке сворачиваем налево на лесную дорогу. Через 5-7 минут снова развилка. Теперь направо. Начинается довольно крутой подъем. Через 10-15 минут выходим на дорогу огибающую высоту 495 м. Поворачиваем направо. Дорога ведет на Мангуп. Она огибает мыс Тешкли-Бурун (Дырявый утес), проходит под стеной Мангупа и через 25 минут выходит на плато. Мы на Мангупе.
История
У исследователей Мангупа нет единого мнения о времени его возникновения. Одни считают, что город построен в VI веке и тогда же стал центром юго-западной Таврики, ее главной крепостью. Другие относят его возникновение к X-XI векам и связывают это событие с разрушением укреплений Эски-Кермена хазарами.
Раскопки последнего времени показали, что уже в первые века нашей эры на плато Мангупа в районе мыса Чуфут-Чеарган-Бурун существовало поселение. В V-VI веках возникла небольшая крепость на мысе Тешкли-Бурун. В XI веке началось строительство большого города, занявшего со временем почти всю территорию плато.
Ранний Мангуп (V-VIвв.н.э.) занимал в основном территорию верхнего города, расположенного на мысу Тешкли-Бурун. Доступ в него и в настоящее время преграждают руины цитадели. Затем город расширился, и остальные три западных мыса вошли в территорию нижнего города. Позднее была заселена и часть Кожевенного оврага. Верховья Табана-Дере превратились в ремесленный район.На Сосновом мысу до конца существования города оставался пустырь, своего рода запасная территория, хотя все его расселины и были закрыты стенами. Пустыри, расположенные за пределами оборонительных стен мысов Чуфут-Чоарган и Чамны, в момент опасности тоже использовались: здесь укрывались от врагов жители расположенных вблизи Мангупа селений вместе со своим скотом и движимым имуществом. В мирное время на пустырях этих, вероятно, паслись домашние животные.
Дошедшие до нас остатки оборонительных сооружений относятся к более позднему времени - к XIV-XV векам. Стены с башнями и полубашнями опоясывали все плато с севера, запада и частично с юга. Их не было только там, где обрыв скалы достигал нескольких десятков метров.
Надписи на камнях, связанные со строительством крепостных стен, а также письменные источники говорят о том, что в ХШ- XV веках город именовался Феодоро. В русских и западноевропейских источниках его называют Мангупом. Владели городом, как предполагают, с XV века князья из армянского рода Гаврасов, видных византийских деятелей, правивших ранее в Трапезунде. Генуэзцы именовали их «господами Феодоро», русские - мангупскими князьями, а княжество - Мангупским. Территория, которую занимало княжество, в западноевропейских документах часто называлась «Готией».
Время возникновения княжества точно не установлено, но, безусловно, оно существовало до татарского нашествия и было одним из самых больших в юго-западном Крыму. Его границы на северо-востоке доходили до реки Качи, на западе - до земель Херсонеса, а на юге княжеству до появления генуэзцев, принадлежало, по-видимому, все побережье от Алушты до Балаклавы.
Население княжества состояло из огрсченных потомков тавров, скифов, сарматов, аланов; были также греки и караимы, армяне и татары, принявшие христианство.
Занимались в основном полеводством, огородничеством, садоводством, виноградарством и виноделием, скотоводством. Жители прибрежных районов - рыболовством, горожане - ремесленным производством: гончарным, кожевенным и другими.
Когда золотоордынский темник Ногай в 1299 году разгромил города юго-западной Таврики, Мангуп уцелел. Княжество Феодоро не погибло и в 1399 году, когда полчища хана Едигея огнем и мечом прошли снова по этому краю, разрушили и сожгли многие города и селения, в том числе Херсонес.
Правда, Мангупское княжество потеряло часть территории, на которой обосновались татары. А генуэзцы захватили некоторые приморские владения, включая район нынешней Балаклавы, где построили крепость Чембало. И все же княжество сохранило ) свою независимость и еще долго оставалось довольно сильным. В XIV-XV веках оно играло заметную роль не только в истории Крыма. Письменные источники упоминают о связях княжества с Москвою, Валахией (Молдавией). Это была политическая сила, с которой считались не только генуэзцы, но и татары.
История мангупских правителей изучена недостаточно. Первым из наиболее известных князей был Алексей, который именовал себя «господином и владыкою Феодоро и Поморья». Он правил до 1434 года. При нем велось интенсивное крепостное, дворцовое и церковное строительство. Росла внешняя торговля, построили собственный порт Авлиту недалеко от устья реки Черной, впадающей в Северную бухту Севастополя. В 1427 году для его защиты была перестроена крепость Каламита. Скоро Каламитский порт стал главным в юго-западном Крыму. Это чувствительно ударило по торговым интересам генуэзцев и закончилось вооруженным столкновением.
Энергичного князя Алексея, вступившего в открытую борьбу с итальянцами, поддерживал хан Хаджи-Гирей, который, однако, стремился извлечь свои политические выгоды.
В 1433 году Алексей предъявил консулу Кафы Батисте де Фаранри свои претензии на Чембало и, не дождавшись ответа, направил в крепость под видом купцов своих лазутчиков, а затем и войска. Местные рыбаки, недовольные установленными генуэзцами порядками, поддержали мангупские войска. Солдаты генуэзского гарнизона бежали в Кафу (Феодосию). Крепость перешла во владение Мангупского княжества.
Действия князя Алексея вызвали переполох в Генуе. Чтобы восстановить свой престиж и вернуть утраченную крепость, итальянцы отправили к берегам Таврики эскадру из двадцати галер и шести тысяч отборных воинов под командованием Карла Ломеллино.
В июне 1434 года эскадра появилась у Чембало. После недолгой осады генуэзцы ворвались в крепость, истребили ее защитников и многих горожан. Сына князя Алексея и его приближенных, попавших в плен, заковали в кандалы и отправили в Геную. Каламита была сожжена.
После генуэзцы отправились в Кафу по суше и по морю, повсюду чиня разбой. Ломеллино пошел на Солхат (Старый Крым), решив проучить и татар, но был наголову разбит Хаджи-Гиреем и бежал в Кафу. Генуэзцы запросили у татар мира, который и был подписан в Солхате.
Вскоре после этих событий Алексей скончался, и княжеством управляли его сыновья - Алексей, которому генуэзцы вернули свободу, Олубей и Исаак (в русских источниках - Исайко).
Была восстановлена Каламита, процветала торговля, успешно конкурируя с итальянцами. Почти четыре десятилетия их политика оставалась неизменной.
После смерти Алексея -младшего, судя по татарским источникам,княжил его сын Олубей, или Улубей ("большой князь). Это было татарское прозвище. До 1475г. все князья Феодоро исповедовали христианство и носили православные имена. Православное имя Олубея до нас не дошло. По-видимому, при нем наметилось сближение Мангупа с татарами.
В 1471г. Олубей умер и правителем Феодоро стал его брат Исаак (по генуэзским документам-Саик, по русским-Исайко). При нем генуэзцы ищут союза с Мангупом, что, несомненно, связано было с турецкой угрозой. Исаак посетил Кафу, где и заключил союз с генуэзцами (итальянцами).
Княжество Феодоро в этот период имело важное политическое значение в Северном Причерноморье. С мангупскими князьями не только считались, но и стремились породниться правители соседних стран. Сваю дочь Исаак выдал замуж за Стефана III, государя Валахии. Московский великий князь Иван III намеревался женить сына на другой дочери Исаака. Предварительные переговоры вел русский посол Н.В. Беклемишев, боярин А.И. Старков должен был посетить Мангуп, передать Исааку подарки, начать переговоры о сватовстве.
Однако весной 1475 года Исаак умер, и власть, видимо, захватил один из сыновей Олубея.
Старший сын Исаака Александр в это время гостил у своей сестры в Молдавии. Узнав о смерти отца, вернулся в Крым с отрядом валахов (молдаван) в 300 человек, который дал ему в помощь Стефан III. Александр высадился в бухте Ласпи и, прибыв в Мангуп, вступил на престол.
Но через несколько дней турецкий десант высадился у Кафы, и она пала. Вслед за нею были захвачены и другие генуэзские колонии в Крыму.
Турецкая армия подошла к Мангупу в июле 1475 года. Почти шесть месяцев длилась осада, пять раз противник штурмовал крепость, но так и не смог ее взять. Только в декабре голод заставил защитников Мангупа сложить оружие. Турки разграбили город, большинство зданий сожгли или разрушили, многих жителей, в том числе и членов семьи князя, увели в плен. Александр был казнен.
В живых остался лишь его малолетний сын, который стал впоследствии в Турции родоначальником знатной, но не влиятельной фамилии.
Сам Мангуп со всеми землями бывшего княжества был превращен в турецкий кадылык (округ). Оборонительные стены служили теперь новым хозяевам; до XVIIIв. здесь стоял турецкий гарнизон. К названию города турки прибавили слово кале (Мангуп-Кале значит "Мангупская крепость"). На картах Крыма ХVП-начала ХIX в. в числе немногих крымских городов Мангуп еще значится.
Жизнь в городе постепенно угасала.
Когда турки, потерпев поражение в войне с Россией, ушли с полуострова, крепостью недолго завладели татары. После присоединения Крыма к России (1783) Мангуп покинули последние его обитатели.
Так прекратил свое существование большой средневековый город Мангуп.
А вот предлагаем Вашему вниманию ещё одну историю (довольно необычную интересную интерпретацию)
Мангуп: столица княжества Феодоро
Мангуп самой природой создан быть крепостью. Гора-останец с плоским плато площадью 90 га, с источником воды, которую дает скала, конденсирующая атмосферную влагу даже в засуху в столь мощный поток, что при турках на горе устроена была баня - все это уникально даже для Крыма. Неудивительно, что еще в бронзовом веке на Мангуп пришли первые обитатели, были здесь и тавры. С 3 в по РХ население горы (тогда еще не крепости) все возрастает. Насельцами были готы, которые пришли в Причерноморье именно в это время. Повоевав с Римской империей, готы постепенно сели на землю, окультурились, стали искренно считать себя греками, а уже в конце 4 в скрывались на Мангупе от кочевников-гуннов. Рим в то время почти ничем не мог помочь крымским готам, если бы и хотел.
О раннем периоде истории горы Мангуп повествует надпись, найденная совсем недавно в руинах Большой базилики. Эта находка пока не достаточно оценена. На мраморной плите нанесено 23 строки, в которых чествуется некий человек, который, когда страну постигла засуха, прошел через вражеские земли и добыл хлеб для сограждан. Он также за свои деньги организовал посольство к наместникам Мезии Сабину и Элиану, и добился от них исполнения большинства просьб. Видимо, речь шла опять о хлебе, поскольку ниже сказано, что покупать его гражданину пришлось за свои деньги. Как раз, когда он был у наместников, разразилась война с сарматами, и гражданин сообщил римлянам все, что знал об их планах. Вернувшись от римлян, он поехал к варвару Уабию и к "величайшим царям Аорсии", но, видимо, это были варвары, союзные Риму. Декрет датируется I в по РХ, так, "война с сарматами" отождествляется с волнениями 62 г. Считается, что камень был принесен на Мангуп из какого-то полиса, но какого, когда и зачем? По языку вроде бы подходит Ольвия (в Херсонесе говорили на другом диалекте), но что за смысл тащить плиту, чтобы уложить ее в базилику, так издалека? Публикаторы надписи (а она анализировалась два раза) ответа не дали. Есть по крайней мере два варианта: либо надпись все-таки происходит из Херсонеса, и тогда видно, что при строительстве базилики на Мангупе в 6 веке часть стройматериала доставили оттуда, либо надпись была в самом начале поставлена на Мангупе. Можно только фантазировать, какое отношение имел Мангуп к этим событиям. Может, "величайшие цари Аорсии", в частности, Уабий, жили на Мангупе, и пожелали иметь копию почетного декрета в честь гражданина Ольвии, с которым их связывали дружеские отношения? Или сам этот человек был вовсе не из Ольвии, а с Мангупа? Но тогда придется пересмотреть всю раннюю историю Мангупа и дать ответ, почему там нет более внушительных остатков этого времени. Впрочем, мысль о том, что Мангуп основательно обживается не ранее 6 в, которую сегодня активно проводят в многочисленных работах, стоит, вероятно, отбросить. Хотелось бы обратить внимание [сб. Феодальная Таврика, Киев, 1974, с. 123 сл], что на городище часты находки позднеантичной посуды, найдена также монета императора Феодосия I (379-395 гг), из той самой серии, что, очевидно, чеканилась или в самом Херсонесе, или для него в Константинополе. Это говорит о том, что уже с 4 века как минимум на Мангупе живут люди, включенные в орбиту экономических связей с Херсонесом. Собственно, и Юстиниан не стал бы строить базилику и стены на совершенно необжитом месте.
Император Юстиниан (517-565 гг) захотел и смог возродить былую мощь Римской империи. Для союзных готов на Мангупе строится крепость. Видимо, это случилось ближе к 565 году, поскольку о Мангупе не говорится в архитектурной энциклопедии “О постройках”, написанной около 550 г. Крепость назвали “Дори” (название Мангуп появилось много позже). Готы должны были прикрывать Херсон, главный византийский город Крыма, с севера, и участвовать в его экономической жизни.
Но уже с конца 7 в Империя слабеет. Херсон лишь формально остается в ее границах. Однако, готы-греки в “стране Дори” хранят верность Херсону, потому что, работая вместе с ним, они могут зарабатывать немалые деньги. Этот период можно считать временем существования в Крыму полунезависимого государства с центром в Херсоне и с такими крепостями по периферии, как Дори.
Вторжение хазар в 8 в ненадолго прервало естественный ход жизни. Стали ли хазары занимать Мангуп? С одной стороны, восстание против них 787 года было вызвано именно тем, что они штурмом взяли Дорос, в котором видят Мангуп. С другой, А. Герцен пишет, что в 840 году хазары ремонтировали стены Мангупа, как будто это была их крепость (при этом исследователь ссылается на данные своих раскопок и на письменные источники). Таким образом, хазары могли сначала захватить Мангуп, потом посадить туда покорного феодала. Но, когда феодал стал непокорным, применить против него силу. Как полагают некоторые, именно из языка хазар взялось само слово “Мангуп”, которое, конкурируя с другими именами, с турецкого времени становится единственным названием этого места.
Около 10-11 вв жизнь в Дори, как принято считать, внезапно замирает. Причины этого совершенно загадочны, говорят даже о том, что виновато землетрясение. Причиной могли быть и гражданские войны в пределах Херсонского квази-государства. Известно, что в правление императора Феофила Константинополь восстанавливает свою власть над Херсоном. Это не обошлось без насилия. С другой стороны, можно предположить, что вхождение Херсона в орбиту Ромейской империи стабилизировало обстановку, и крепость стала не нужна. Люди предпочитали жить у подножия Мангупа. Стены юстиниановского времени медленно ветшали. В то же время еще в 70-е годы археологи не видели этого "темного" периода Мангупа и, датируя свои находки, свободно помещали их в 11-13 вв. Очевидно, за последние 20 лет резко поменялась шкала датировки керамики, что сразу вызвало специфическую лакуну в истории Мангупа. Шкала может поменяться еще не раз, а значит, коренным образом поменяется и представление об истории Мангупа. Там, где нет письменных источников, приходиться опираться на арехологию, которая только на первый взгляд очень уж объективна.
Новый поворот приносит 1204 год, когда Константинополь захватывают крестоносцы. Для греческого мира это стало сигналом к консолидации сил. Греки, жившие в горных местностях (мы уже говорили, что это были за “греки”), собираются в кучку и основывают княжество Феодоро, столицей которого и стал покинутый было Мангуп, который его жители называли тогда то “Мангуп”, то “Феодоро”. Когда это случилось, точно не известно, но задолго до того, как о “хане манлопском” Дмитрии впервые говорится в связи с событиями 1363 года (вместе с владетелями Солхата и Кырк-Ора он выступает против литовского князя Ольгерда). Факт, что Ногай в 1299 то ли не смог взять Мангуп, то ли там нечего было “брать”. Значит, к тому времени город был уже хорошо укреплен. Эски-Кермен был разорен Ногаем и больше не возрождался. Вероятно, это спровоцировало перенос всей жизни на Мангуп, вместе со столичными функциями. В Мангупе есть надпись от 1362 года о строительстве “Пойки”, в которой видят цитадель Феодоро.
Долгое время считалось, что княжество Феодоро не знало своей монеты. Но в 1998 году московский нумизмат А. Коршенко показал, что разряд крайне редких монет, находимых только на Мангупе, скорее всего, есть валюта этого княжества. Вы не встретите на этих монетах имен князей Феодоро - они подражают греческим, но нумизмат на то и нумизмат, чтобы понять, где его дурят.
Подвергшись разгрому со стороны Тамерлана около 1395, Мангуп настолько быстро поднялся, что в 1399 уже дает отпор Едигею, который взять его не смог. В 15-м веке город и княжество переживают расцвет. Княжество сотрудничает с улусами Орды, потом с Крымским Ханством Гиреев, и воюет с генуэзцами. Все кончилось для греков в конце мая 1475 года, когда на Южнобережье высадились турки. Мангуп был единственной крепостью, которая оказала достойное сопротивление. Осада началась в июле и длилась полгода. Даже когда турки прорвались через внешнюю стену, цитадель еще продолжала сопротивляться, и защитники устроили даже кузницу прямо во дворце, где делали оружие. На помощь Мангупу пришли молдаване, готовили отряд венгры, русский князь Иван III собирался помочь - пусть не войсками, так устрашением - женить своего сына на феодоритской княжне, и тем самым припугнуть турок. На Мангуп собрался с визитом посол московского князя А. Старков. Но, видимо, не успел.
О завоевании Мангупа повествует турецкий источник, недавно лишь найденный и опубликованный, созданный в 1476 году. Сочинение блестяще написано: "Паруса наполнились воздухом. С позволения Аллаха двинулись в путь. Поверхность моря залилась светом лучей ислама. 70 тысяч завоевателей-суннитов днем и ночью, ночью и днем продвигались по морю. В один из дней они вошли в порт Кефе". Кафа сдалась сама, а вот Мангуп покоряться не хотел. Впрочем, правитель Мангупа уже выехал навстречу завоевателям, чтобы сдаться, а его противник затворился в крепости и решил дать бой. Царь из стана турок умолял крепость сдать, феодориты в ответ грозились выгнать из Мангупа оставшихся там его родственников. Ахмед паша понял, что крепость штурмом не взять. Он оставил немного людей для осады. Защитники, увидев, что основные силы отступают, сделали вылазку, но сил оставшегося осадного гарнизона хватило, чтобы прорваться в незапертые теперь ворота и занять крепость. В дополнение к этому источнику Челеби сообщает, что турки ходили на крепость семь раз, положив несколько тысяч человек, и главнокомандующего сняли с должности, поскольку он погубил так много солдат. Специалисты по военному делу выделяют три фазы осады Мангупа.
Захватив Мангуп в декабре 1475, турки в самом начале 16 в превращают его в сильную крепость, и оставляют лишь в 1774 году. Правда, после большого пожара 1592 года Мангупская крепость пришла в упадок и уже не восстанавливалась в прежнем величии. Есть мнение, что здесь жил гарнизон солдат-христиан, которые воевали в армии Крымского хана, составляя особый пехотный полк, вооруженный огнестрельным оружием. Правда, в статье Гайворонского нет никаких аргументов, что солдаты жили именно на Мангупе, но автор в это почему-то верит. В 1666 году турецкий путешественник Челеби не видит тут "никаких строений, кроме мечети с каменным куполом, перестроенной из храма, крытого черепицей, а также колодца с крышей", сам замок не в счет. В замке при Челеби хранилось оружие и амуниция. Крепость Челеби нашел всегда закрытой, ключи у коменданта, и - ни одного человека внутри цитадели. За пределами оной люди были; вместе с турецкими солдатами на Мангупе жили греки (для которых работала старинная церковь), и караимы-евреи, потомки хазар. Когда Крым захватила Россия, Мангуп опустел (караимам разрешили выехать, куда они пожелают, что было им прежде запрещено, и они разъехались по империи, а греков переселили в район Азова). И уже в начале 19 в восторженный путешественник восклицал - “прочь отсюда, ведь нет ничего страшнее, чем неудовлетворенное любопытство”. Действительно, здесь не оставалось уже никого, кто помнил историю города.
Предположения:
Когда готы поселились в горах Тавриды, точно не известно, но, вероятно, гунны загнали их сюда, а в частности на Мангуп. Нет сомнения в том, что на Мангупе и до готов было поселение, и можно быть уверенным, что во время Скилура и Палака (II-I в. до Р.Х.) это удобнейшее место для самообороны было крепость, как крепости Неаполись, Палакион, Хавы и др. Тавры, исконные обитатели близких к морю областей, бесспорно, и здесь имели свое поселение. Обилие роскошной ключевой воды на самом Мангупе, обилие лесов, окружающих Мангуп, с разнообразной четвероногой и крылатой дичью, безопасность от врага, легкость устройства жилищ в мягких скалах Мангупа невольно заставляют думать, что доисторическому человеку не нужно было искать более удобного места, чем Мангуп. Итак, нам представляется, что Мангуп искони должен был быть обитаем. Изыскания необходимы не только на его площади, но и в ущельях его.
По материалам сайта
http://sightofcrimea.com/