Лучший в мире район - Bo01

Feb 06, 2012 07:05

Сегодня пост про лучший в мире новый район. Пост опять в виде интервью с моими фотками, мы вместе с Евой Вастермарк гуляли по району, и она мне всё рассказывала, я это записал, перевёл и вот:



Так как наш разговор больше походил на её личный рассказ, то формат, возможно, не самый лучший для поста. Если не понравится - пишите, буду перерабатывать такие "полевые лекции" в посты от себя.

Об этом районе я в любом случае сделаю потом пост, содержающий мало букв и много фоток (такие всегда лучше идут). А пока выложу as is.



(Эва): Я могу рассказать тебе немного о концепции и идее, которая скрывается за этим планом. Главный планировщик Клос Тамм. У него огромный опыт планировок, он работал в различных сферах. Когда-то он работал на Ральфа Эрскина, известного архитектора. Тот всегда проявлял огромный интерес к людям. Клос Тамм сказал, что вся эта территория - это самый лучший пример того, как выглядит приемлемый для всех квартал. В конце 90-х кодов, услышав словосочетание «sustaineble cities», люди чаще всего думали об экологии. Но он сказал, что это не единственный фактор, который имеется в виду. Мы должны сразу думать об экономической, социальной и экологической сторонах развития. Поэтому необходимо создать такое место, где людям будет комфортно встречаться друг с другом. И у него свой собственный взгляд на такой аспект, который он сам называет «неизмеряемой ценностью». Одно из качеств - это красота. Тамм говорит что красота - это одна из составляющий удобного города.



В общем, как ты сам можешь видеть, в большинстве случаев это такое «интегрированное искусство» с применением высококачественных материалов, сооружением тротуаров - в общем, все должно быть красивым, приятным в использовании и полезным.



Ты можешь присесть на вот эту штуку. Это не просто подсветка, но еще и скамейка. Я не знаю, много ли людей этим пользуется. Но ты видишь, что вот эти все водные приспособления и декор - это все используется в той или иной мере. Можно играть с этими большими шарами, дети могут резвиться у воды. Не знаю, по-моему, сейчас вода не течет, но вот летом это вполне возможно.



Но он также сказал, что людям нужны сюрпризы. Он имеет свою собственную концепцию, согласно которой вся эта зона должна стать местом, которое, если я сейчас переведу правильно, «поможет вам отыскать свой затерянный путь». Так что даже если ты живешь в этом месте и бываешь здесь каждый день, все равно всякий раз должно быть что-то, что ты будешь открывать для себя впервые. Также очень важно, чтобы эта территория не просто предлагала место, где люди могут встречаться друг с другом, но и для того, чтобы побыть наедине с самим собой. И я думаю, что такое взаимодействие очень важно. Возможно, ты слышал уже на занятиях в Gehl Architets, что вот этот пятачок перед зданием, вот этот квадрат, или внутренний дворик - это то место, где происходит наибольшая активность.

(Макс): Да, я слышал.



(Эва): Потому что здесь люди чувствуют себя на своей территории, более защищенными, и всегда можно выбрать: хочется ли вам общаться с окружающими людьми или же вы просто удаляетесь в одиночестве. Вот и относительно общественных мест мне тоже кажется, что при создании нужно обязательно делать так, чтобы этот принцип работал. Обязательно нужно делать такое место, где человек мог бы отстраниться от всех окружающих его людей. Там должно быть очень «безопасно», и при желании человек может выйти из своего «укрытия» и начать общение.

Еще один аспект, который затрагивает Там, - это климат. Если мы посмотрим  на эту территорию снаружи, то увидим, что по всему периметру расположены высокие здания, по 5-6 этажей.
И если мы сравним эту местность вооон с той территорией в далеке (нет фотки), где высокие здания стоят параллельно водной линии, то мы явно увидим, что второй участок планировался с учетом того, чтобы вода было видна для всех жителей строящихся домов. Вот почему здания так расположены. Между ними хорошо проходит свет, в них самих очень светло. Это так называемый типичный план 40-х, очень красивые квартиры, но они абсолютно не пригодны для жизни с точки зрения удобства.

(Макс): Это из-за сильного ветра?

(Эва): В основном, из-за того, что пространство между ними не просто продувается ветром, но вообще просто обнажено. К примеру, если у вас есть передний дворик, то в этом случае пространство слишком видно для окружающих, оно полностью открытое. Намного спокойнее находиться внутри него, чем на территории между зданиями, потому что никогда не знаешь, кто там может оказаться из посторонних, ведь жители практически не пользуются этим пространством.



Итак, возвращаясь к вопросу о климате, здесь мы хотели построить что-то вроде щита вокруг всего квартала, чтобы внешние строения были выше, а дома внутри прятались за ними и были всего в 2-3 этажа. Мы можем пройти по этим тропинкам для такой небольшой экскурсии. Идея была сделать не просто прямые дорожки, а вот такие тропинки небольшими «группами», чтобы ветер сюда не задувал.



-


Когда находишься внутри этой территории, то чувствуешь, что ветер здесь намного спокойнее. Здания ниже, освещенность внутри этого квартала тоже другая. Получается, что внутренняя часть уже с другим микроклиматом. Когда этот проект обсуждался, то специалисты пришли к мнению, что не нужно строить стену в виде заграждения, чтобы ветер поднимался и шел верхом; вместо этого лучше посадить деревья, чтобы поток воздуха как бы разряжался, но все же проходил внутрь, но уже не с такой скоростью.

Эти внутренние дворики находятся в частном владении, но любой из здешних жителей может зайти сюда. Это еще называют полуобщественной/получастной собственностью. По сравнению с остальной территорией тут вполне ясно, что сюда зайти мы не можем. Люди, которые живут в этих домах, чувствуют в большей степени, что это их собственное пространство.



Теперь о вопросе с водой. В процессе дискуссии все согласились, что каждый должен иметь вид на воду, но, возможно, не на часть водной глади со стороны океана. Можно создать несколько небольших водоемов внутри квартала. Будь то небольшой парк снаружи на той сторонеулицы, или же можно создать искусственные водоемы во дворах. Вода - это вообще такой элемент в дизайне, который нравится всем и который люди хотели бы видеть близко со своим жильем. Впрочем, то же касается и зелени. Так что зелень тоже была тем фактором, который проектировщики хотели привнести в дизайн, чтобы зелень занимала достаточное пространство.



(Эва): Итак, каждый должен иметь вид на воду, но эта вода будет разной природы. Но также идея заключалась в том, чтобы создать место с совершенно другой атмосферой. Я не знаю, заметил ли ты, но за пределами этого квартала цвета более светлые, белый и серый, а вот внутренняя часть  очень теплая, со множеством цветов, контрастов, с различным архитектурным стилем. Ведь каждый дом выглядит по-своему.

(Макс): Да, Ларс говорил, там было правило, что внутри блоков дома должны строить обязательно разные архитекторы, чтобы было разнообразие.

(Эва): Да, я согласна с этим, но я даже могу развить эту мысль еще больше: ни один разработчик не сделает двух одинаковых кварталов. Потому что это касается не только архитекторов, но и тех, кто работает в одном углу блока, другой разработчик - в другом углу. Иногда даже бывает и один разработчик, но все равно он пытается внести что-то новенькое в каждую часть проекта. Этот квартал вообще очень разный, все строения очень отличаются друг от друга.



Итак, мы поговорили о красоте, климате, опыте и различии. Я вообще считаю, что понятие «различие», разные архитектурные стили, относится также и к пространству. Нам нужен целый ряд разных типов местности. Но все эти небольшие пространства можно назвать «внутренними территориями». Дети могут выходить и играть во дворе, а вы в это время можете с легкостью наблюдать за ними из дома.



(Макс): я всегда обращаю внимание на тротуары, потому что сейчас в России у нас развернулись такие жаркие дискуссии по этому вопросу. Мне интересно, насколько стоимость этих покрытий отличается от обычных.



(Эва): Я могу дать тебе имена архитекторов, которые работали над этим проектом. У меня есть общие цифры того, сколько стоило возведение дороги и всех этих построек. К примеру, у меня есть друг, который живет в том доме, у него трое детей. Родители могут без проблем отпустить детей погулять во дворе. Двоим старшим по 10 лет, а младшему - 6. Взрослые доверяют им, дети могут кататься на велосипедах в округе. Движения здесь почти нет, так что кататься тут можно почти всегда, если у вас есть свой гараж для транспорта. В общем, дети очень часто гуляют и пользуются общественным местом, которое вот здесь повсюду окружает здания. Но чаще всего они бывают все же в самой-самой близости от дома, в этих так называемых «внутренних территориях».

(Макс): Интересно, а есть тут еще такие небольшие участки общественного пространства?

(Эва): Ну да, вроде должны быть… Можем проити подальше и посмотреть. И вообще, я считаю, все эти внутренние общественные территории, которые по-английски, кажется, называются «биотопами», пытаются познакомить обитателей с разными новыми видами растительности, которые также будут пригодны и для животных. На мой взгляд, если вы хотите создать удобную среду, то разнообразие это ключевой момент. Например, если бы мы засадили всю территорию только одним видом деревьев, который потом оказался бы подверженным заболеванию, то это стало бы большой проблемой. Но если у вас разумное многообразие видов растительности, то пересаживать пришлось бы всего небольшой участок зеленых насаждений.

Итак, мы поговорили о создании этого комплекса. На самом деле я расскажу тебе побольше об истории этого вопроса, истории создания. Обо всех моментах в планировке, в общем, о том, что важно и может хоть как-то относится к будущему успеху этого проекта.

Я думаю, только тот факт, что тут находятся разные типы квартир по площади, говорит о том, что обычно власти города хотят, чтобы как можно больше семей жило в городе. И я думаю, что для этого надо подобрать самый оптимальный вариант. У людей должны быть выбор и условия, чтобы их дети могли выходить на улицу, играть на земле, чтобы сами дома напоминали что-то близкое к природе. Но даже такие дома бывают спроектированы так, что квартиры находятся на верхних этажах, хотя сам дом стоит на земле.

Один из тех синих домов продается. За него просят около 6 миллионов шведских крон.

(Макс): Когда я первый раз был здесь один, я зашел внутрь. Там как раз находился фотограф, снимавший этот дом; он дал мне книгу с фотографиями. Этот дом продается?

(Эва): Да, вон тот, на углу. Можешь зайти на вебсайт и посмотреть кое-какую информацию о нем. Так, вот тут кое-какой документальный материал.

(Макс): Да, теперь он делает фотографии вот этой местности.

(Эва): Так, вот тут большой новый парк. На самом деле, большинство семей, которые живут здесь, говорят, что такие маленькие пространства возле домов очень хороши, когда в семье есть маленькие детки. Единственное место, которого не хватает, - это футбольная площадка. Даже не поле, а именно небольшая площадка. Вроде бы ее должны построить тут.

А вообще это часть огромного пляжа. Это искусственный пляж, созданный человеком. В Мальмё вообще очень мало нетронутой природы. Его еще часто называют городом парков. В Мальмё очень много посадок деревьев. Их столько же, наверное, сколько и жителей. Вот этот пляж был создан искусственно. У нас нет природных холмов, а вот те, которые ты можешь видеть, были созданы искусственно, построены, как здания.

Что касается моей личной точки зрения… У меня тоже есть семья и двое детей. Я бы хотела жить в городе, но при этом иметь небольшой садик. Поэтому этот квартал стал бы идеальным решением для меня. Он близок к городу и при этом в нем есть такие небольшие дома. Как ты видишь, это большой жилой квартал, и вот эти небольшие дома как бы помещены внутрь квартала. Получается, что в одном и том же здании находится и квартира, и небольшой домик, а дворы внутри квартала предназначены для всех его жителей.

Кстати, у нас есть тут свое судно в этом доке. То, которое самое жуткое. Вот как раз все это и говорит о том, что у нас тут особо нет никакой притягивающей взор естественной природы, но зато у нас есть море, отличные рекреационные ресурсы, не беря во внимание парки… Да, кстати, вон та посудина с маленьким развевающимся шведским флагом. Только не смейся.

(Макс): Да я не смеюсь. Может, это у вас в Швеции это сущий пустяк, но на самом деле я знаю не так много людей у кого есть хоть какая-то своя лодка :)



(Эва): На самом деле это очень классно, потому что можно выходить в море и рыбачить. Да, у нас нет лесов и большой растительности, но море окупает это все. Потому что можно выйти в него и посмотреть всю фауну и природу, которая видна вам с того места, откуда вы наблюдаете. Но я думаю, что нам стоит перейти на какое-нибудь плавучее средство, как это, к примеру.

Ты хочешь зайти внутрь, выпить чашечку кофе и поговорить об истории вопроса?

Вообще это то место, куда приезжают люди со всего Мальмё и округи. Потому что здесь открывается просто потрясающий вид: пляж, который простирается вплоть до той фабрики вон там. У нас есть этот пляж, но нет городской набережной. Здесь можно выдумать много разных занятий. Я всегда называю это место большой деревянной палубой. Здесь просто дощатый тротуар, всегда можно прогуляться, показать себя окружающим. Даже назову это «подиумом».



(Макс): В России бывает так, что при постройке новых домов, подобных этим, получается, что в округе нет пожилых людей. Они же мало двигаются, а жизнь здесь очень быстро меняется. Но на самом деле не очень хорошо, когда в округе вообще не живут пожилые люди.

(Эва): Вон то желтое здание, если я не ошибаюсь, из разряда тех, в которых живут только пенсионеры. Там селятся люди не моложе 55 лет, насколько я знаю.



(Макс): Правда? Прямо если моложе - нельзя купить квартиру?

(Эва): Да, на самом деле, такие здания для людей от 55 лет - не редкость. Это ведь хорошо, когда жильцов селят исходя из их возраста, чтобы все соседи имели что-то общее друг с другом.

(Макс): А что, такое жилье дешевле?

(Эва): Нет, я так не думаю. Я думаю, все это происходит потому, что в таких домах людям могут предложить больший набор услуг, если они уже старые и нуждаются в помощи. Возможно, мне надо уточнить кое-что по этому вопросу, чтобы не наговорить что-то не то… Да, я не сказала тебе, что это был выставочный дом. И когда была открыта выставка, были также открыты некоторые квартиры, в которые можно было зайти и посмотреть их внутренний вид. И вот те квартиры внутри желтого здания, на мой взгляд, были лучшими. Все эти более дорогие квартиры, которые спроектированы и оборудованы по последнему слову техники, на самом деле бывают очень запутанными: например, двухуровневые и с лифтом. Все это, конечно, мило, но чересчур наворочено. А квартира в этом доме была простая, но очень милая.
Продолжение следует...

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА

Мальме, bo01, дневник обучения в Gehl Architects, Швеция

Previous post Next post
Up