Воспоминания автобусного фаната

Aug 22, 2012 13:02

Сейчас это уже история, хоть прошло всего лишь пару лет. Я ещё застал времена старых киевских автобусов. В начале 2000х можно было спокойно покататься на раритетах и редких современных автобусах. Это было славное время, когда можно было встретить сразу три поколения ЛАЗов - 695Н, 5252* и А183. А подвижной состав был настолько разнообразным, что часто называли «зоопарком». Это и ЛАЗ-695Н (695НГ), ЛАЗ-697Р, ЛАЗ-699Р, ЛАЗ-4207, ЛАЗ-А141, ЛАЗ-52523, ЛАЗ-52527, ЛАЗ-525270, ЛАЗ-А291, ЛАЗ-А183, ЛАЗ-А292, ЛАЗ-А191, ПАЗ-32054, МАЗ-103, МАЗ-103.075, МАЗ-105, Богдан-А144.5 (А144), Богдан-А231, Ikarus-250, Ikarus-280, Saffle-VolvoB10M-55 (двух вариантов), Aarbenaa-Volvo, Arna-Volvo, Van-Hool-Volvo, VBK; микроавтобусы Iveco TurboDaily, Богдан-А091, Богдан-А092. В наше время такого разнообразия нету.

Помню, ездил в 2004-2005 годах на ЛАЗ-695Н на маршрутах №31, 71, 82. Некоторые маршруты обслуживались в основном только такими ЛАЗами. В частности, это маршруты №№78, 31, 72, 82, 103. Если в 80-е ЛАЗы-695Н выглядели вполне современно, в 90-е морально устаревшими, но продолжали поступать в Киевские автобусные парки, то в 2000-е они казались архаичными и неудобными. ЛАЗ-695Н - автобус средней вместимости, поэтому на загруженных столичных маршрутах с трудом справлялся с пассажиропотоком. Помимо недостаточной вместимости автобус не совсем походил для работы на столичных маршрутах: имел узкие двери, в салоне пахло бензином. Но всё же с ностальгией вспоминаю завывающие звуки ЗИЛовского двигателя и тёплые задние сиденья, нагретые мотором. В районных центрах Украины ЛАЗы-695Н ещё попадаются до сих пор.

Один раз даже проехался на Икарусе-«гармошке» на Петровке (маршрут №21 или 101). А однажды видел на Оболони на 88 маршруте Ikarus-260.

Жаль, что тогда интересовался только троллейбусами. Потому что когда увлёкся коммунальными автобусами за старинными и редкими автобусами нужно было погоняться. Помогали в этом некоторые форумчане, которые извещали о подвижном составе на маршрутах. Но не всегда было время и возможность туда съездить. Да и под 2008-2009 годы ходовые ЛАЗ-695Н/НГ, ЛАЗ-699Р, Ikarus-280 были в единичных экземплярах и на маршрутах их встретить было крайне трудно. После запрета эксплуатации старых автобусов они эпизодически появлялись на периферийных маршрутах. Что уж говорить о автобусах советской разработки, если даже болеее современные ЛАЗ-52523 «подпирали забор» в автобусных парках, а почти новые микроавтобусы Iveco TurboDaily были редкими гостями на таксомоторных маршрутах. Постепенно старые и редкие автобусы «переквалифицировались» в заказные и служебные, потому это усложняло задачу.

Последний раз на маршрутах ЛАЗ-695НГ №2350 увидел и сфотографировал в 2009 году на 82 пригородном маршруте в День рождения. Это было словно подарок. Хотя этому предшествовали длительные наблюдения за маршрутом. В то время ЛАЗ-695Н ездили всего лишь на двух маршрутах - №82 и 103. В апреле увидел этот автобус ещё раз, стоящим в автобусном парке. Но из-за сумерек (или из-за отсутствия фотоаппарата) не сфотографировал. Однажды увидел едущий службный ЛАЗ-695Н №2310 около автобусного парка. Но заснять не удалось: он появился неожиданно и так же неожиданно его скрыла толпа машин перед светофором. Сколько потом не пытался вычислить данный автобус так и не получилось его увидеть .

Потом неоднократно пробирался по тропинке сквозь заросли кустарника к тылу автобусного парка в надежде хоть что-то увидеть. Автобусов, которые уже не ездили в АП-3 было больше ходовых. Поэтому «подзаборные» ряды были стройными. Было на что смотреть. Фотик в то время у меня был слишком простеньким с небольшим зумом, однако кое-что всё-таки удалось сфотографировать. Там была лазейка, но по тропинке ходили люди, а по территории АП бегали собаки и изредка крутились слесари, поэтому рисковать не стал. Тем более, сколько не пытался, так и не смог придумать отмазку в случае обнаружения. Из-за этого так и не набрался наглости туда пробраться. Может и зря. Ведь утилизировали их как-то неожиданно.

Ещё одна встреча с ЛАЗ-695Н произошла на Дорогожичах. Там находится автозаправочный комплекс автобусного парка №8. Когда я заглянул на территорию, ЛАЗов-695Н было 4-5 штук. Стояли они под забором, далеко от дороги, но в этот раз набрался наглости и полез через овраги к забору площадки. Через сетку толком не получилось сфотографировать. Тем более, против освещения. Зато остались фотографии. ЛАЗов-695Н на площадке уже давно нет. В этом году бывал в тех краях, так вместо ЛАЗов теперь стоят разбарахоленные Богданы-А144.5 и IvecoTurboDaily. Вот какие очередные исчезающие автобусы Киева.

После отстранения Икарусов от работы на маршрутах казалось бы увидеть их можно только на территории автобусных парков. Но на пригородных маршрутах автобусного парка №6 продолжали использоваться Икарусы. Это были Ikarus-280.33 Ikarus-280.03. Не верил, пока лично не убедился в этом. Жаль, что проехаться так и не решился. Зато нафотографировал. Несколько лет как Икарусов на 793 и 794 маршруте уже нет. В этом году, правда, случайно издалека увидел служебный Ikarus-263 из АП-2. Но сфотографировать не удалось. Дежурил возле ворот автобусного парка, но безрезультатно.

По состоянию на 2012 год в Киеве интересных коммунальных автобусов не осталось. Появились новые МАЗы-107 и 203, ЛАЗы-А183 потихоньку изнашиваются, снуют многочисленные маршрутки Богданы-А091 и А092. Линейных автобусов ранее 2000 года в «Киевпасстрансе» уже нет. Что ж, это делает «фотоохоту» менее азартной, однако и нынешние модели автобусов когда-то будут раритетами.

Товарищ-коллекционер посоветовал не разбрасываться фотографиями и попридержать, выпустить книгу. Что на это ответить? Есть знатоки по киевским автобусам, которые имеют более ценные снимки и знают об транспорте больше, чем я. Да и наснимать удалось не так уж и много автобусов.

громадський транспорт, спогади

Previous post Next post
Up