Волонтерский лагерь "Привал Лесоруба" - поселок Поча, Кенозерский национальный парк (июнь 2018)

Mar 30, 2019 15:55





В июне 2018 я принял участие в волонтерском проекте, который проходил в поселке Поча в Кенозерском национальном парке. Вот мой запоздалый рассказ об этом месте и нашей работе.

Поселок Поча - в прошлом крупный пункт добычи и сплава леса в Архангельской области - был образован еще в 1959 году. Его невеселая судьба вполне обычна для такого рода поселений - с окончанием лесозаготовок у людей не стало работы, и некогда обжитое и многолюдное место постепенно опустело и словно погрузилось в затяжной сон. Хотя назвать это место заброшенным тоже будет неправильным: здесь по-прежнему проживает несколько сотен человек. Но даже несмотря на это Поча выглядит тихим и запущенным местом, глядя на которое сложно представить, что раньше в местной школе единовременно обучалось до четырехсот детей, в поселке тренировалась своя волейбольная команда, работала парикмахерская, общественная баня и крупные магазины. При местном клубе функционировала библиотека, которую посещали три сотни читателей, а лесозаготовительные бригады ставили рекорды по добыче древесины, перевыполняли планы и побеждали в социалистических соревнованиях.





Поча

С начала девяностых годов поселок является частью Кенозерского национального парка, но кажется, что до недавнего времени Почу не затронули никакие глобальные изменения, и поселок не привлекал к себе почти никакого внимания. По крайней мере, в сравнении с той активностью, которая благодаря парку происходит в соседних деревнях.



Берег Почи

Традиционно основными объектами туристического притяжения Кенозерского парка считаются легендарные деревянные часовни с их знаменитыми рукописными «небесами» и красота раскинувшихся вокруг многочисленных озер. Поче в этом отношении не повезло - часовни здесь нет, стоит не на озере, а на реке, именем которой и названо. В каких-то двадцати километрах находится туристический центр парка - деревня Вершинино с заполненными в сезон гостевыми домами, визит-центром и роскошными музеями, еще ближе - вниз по течению деревня Усть-Поча, где тоже есть и озеро, и часовня, и визит-центр, и даже кузница, где проводятся мастер-классы. То есть основные туристические потоки проходят рядом, но все больше мимо. Однако есть вероятность, что скоро эта ситуация может поменяться в лучшую сторону.



Спряталась

Ведь если до недавнего времени интерес посетителей парка в основном был сосредоточен вокруг поморского быта, народных промыслов, деревянного зодчества и старинных традиций, то такое место, как Поча, может стать частью нового направления - так называемого ностальгического туризма. Уже сейчас здесь можно прикоснуться к истории советского лесодобывающего поселка.



Здание клуба в Поче

В Поче также работает  дом народного мастера «Ляпачиха», появились первые гостевые дома для туристов. А в прошлом году группа активных местных жителей задумала привести в порядок здание бывшего детского сада, чтобы сделать в его помещении общественное пространство - Дом поселка, где можно собраться по торжественному поводу или реализовать какой-нибудь культурный проект - концерт или выставку, принять большую туристическую группу. Проект получил название «Привал лесоруба», средства на восстановление здания были собраны вполне по-современному - с помощью краудфандинг-проекта на planeta.ru. В то же время была начата работа над информационным центром «Поча: жили, работали, любили», который рассказывает о жизни рабочего поселка времен СССР, и экологической тропы «Поча  - Будылгина. Лес и судьбы (Тропа серогонов)». Для оказания помощи в работах над этими объектами администрацией национального парка был организован волонтерский лагерь, в котором я принял участие. Девять дней мы жили и работали в Поче в компании других волонтеров из Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга, Чебоксар и Ярославля.



Поча

В назначенный день в середине июня мы и еще несколько участников проекта выгрузили свои рюкзаки из разных вагонов поезда Москва - Северодвинск на станции Плесецкая, чтобы тут же покидать их внутрь встречающего нас микроавтобуса, который почти сразу помчал нас к цели, встряхивая всем своим металлическим телом на многочисленных ухабах, мимо зарослей борщевика и одиноких деревянных домишек.



В пути

На месте мы получаем продукты, расселяемся и приходим в себя с дороги, осматриваемся. Поча сразу впечатляет: все вокруг выглядит как готовые декорации для какого-нибудь фильма о буднях лесозаготовки в СССР. Кажется, что с тех пор здесь почти ничего не изменилось. Наверное, это странно - сравнивать с декорациями для кино что-то само по себе настоящее, но здесь такое сравнение приходит в голову потому, что место настолько живописное, что куда не посмотри, видишь готовый идеальный кадр, куда осталось только поместить актеров. Да и без актеров все элементы пейзажа способны задать особое настроение: массивный подвесной мост, здание клуба, моторные лодки на берегу, двухэтажные бараки из почерневшего дерева, фигурно покосившиеся сараи, штабеля бревен, пыльные собаки у магазина и бредущие по пустынной улице коровы.



Поча

Правда, мост не всегда был частью этой картины, а появился здесь лишь в восьмидесятых. До этого с берега на берег во время сплава ходили прямо по плывущим по воде бревнам.



Поча

С прекращением лесозаготовок когда-то оживленный поселок опустел. Многие люди остались без работы, кто-то уехал, кто-то запил, лишь немногие нашли себя в новой реальности. Есть надежда, что развитие туристического направления может стать подспорьем для оставшихся местных жителей. Тем более что подобный положительный опыт уже имел место у соседей в Вершинино и Усть-Поче.



Поча

Уже на следующий день после прибытия мы приступаем к работе. Труд волонтера - это обычно набор действий, который не требует каких-то специальных знаний и квалификации. Так и в этот раз. Мы снимаем обшивку из досок с фундамента бывшего детсада, дергаем гвозди, разбираем крыльцо. А потом по кирпичику разносим топориками стоящие внутри печи. Все это для того, чтобы потом ничего не мешало выровнять покосившееся от времени здание при помощи домкратов.



Кирпич от разобранных печей снова пойдет в дело, из него сложат новые печи, а пока его нужно отсортировать и очистить

День за днем мы с удовольствием забываем город и погружаемся в тихую и уютную жизнь северной деревни. Живем в двух гостевых домах у местных. Кормим полчища особенно активных здесь в это время года насекомых. Приходим с работы в черной угольной пыли и топим хозяйскую баню, чтобы отмыться.



За работой в разговорах с местными оживает история поселка. Старожилы вспоминают о том, как жилось в Поче во времена лесозаготовок по-разному. Женщины больше говорят о том, как много было людей, как всем селом отмечали праздники, жили весело и дружно. Для прибывающих сотрудников строились многоквартирные дома, работала столовая и ателье. У мужчин за разговором периодически проскакивают более брутальные воспоминания о том, как когда-то левый берег деревни бился с правым, и разборках после танцев возле клуба - в одной из таких драк по словам одного из местных жителей как-то сошлась чуть ли не тысяча человек, причем мужского и женского пола. За жутким побоищем из-за угла клуба беспомощно наблюдал местный участковый…



Волонтеры возвращаются с работы на тропе

В один из дней мы выходим поработать в лес на обустройство готовящейся к открытию эко-тропы. В лесу сразу бросаются в глаза стволы деревьев, которые украшает странный орнамент из множества параллельных зарубок, сделанных под углом вниз, - выглядит похоже на схематичное изображение оперения стрелы острием вниз.





Раньше здесь работали серогоны. Так называли добытчиков серы. Сера - не знаю, почему это так называется, но в данном случае - она же живица, смола хвойных деревьев. Надрезы на стволах сделаны, чтобы смола стекала в подставленную емкость. Потом ее варили, разливали по бочкам и отправляли в Архангельск. Работа вредная. Поэтому занимались ей в основном заключенные на вольном поселении - что называлось «работать на химии». В деревне их так и называли - химики. И судя по некоторым рассказам, одним только противостоянием левого и правого берегов в Поче не ограничивались, периодически по поводу и без него доставалось и живущим здесь же несчастным «химикам». Нравы у части мужского населения Почи, судя по всему, царили самые суровые. Не знаю, насколько сильно преувеличил один из моих собеседников, когда рассказывал мне, что бедные зеки проклинали свою участь и говорили: на зоне такого не было, там хоть какой-то порядок был, а у вас в Поче беспредел какой-то!

Но все эти рассказы - информация, как говорится, не проверенная, из разряда баек. На любую историю, которую услышишь от кого-то в деревне, всегда найдется другой человек, который скажет: да ну не было такого, чего он выдумывает-то? Так что вся достоверность тут исключительно на совести моих собеседников.



Понятно одно - было здесь и хорошее и плохое, как и везде. Да и сейчас сказать что-то однозначное о том, как живется сегодня в северной деревне и какие там люди, не получится. Вот вам картина: иду я в субботу по поселку - выходной день, погода хорошая, какое-то семейство дружно и старательно поправляет и подкрашивает забор - приятно посмотреть, а через десять метров у другого дома - мужчина спит в канаве, похоже, не дошел пару метров до калитки, устал. Такие два способа провести выходной день, каждый выбирает свой.



Фото из архивов жителей поселка



Слушаем историю Почи из первых уст под чаек и ватрушки

С нами работают местные жители - мужчины и женщины, которые инициировали проект восстановления здания детского сада и его превращения в клуб. Местных мужчин всего трое или четверо от всей деревни. Мужики ругаются: ведь все знали, что мы делать будем, все знали когда! Никто не пришел помогать, у всех свои дела нашлись именно в эти дни. Вот оно наглядно - то самое деревенское и общечеловеческое: моя хата с краю…



Когда росло производство и в деревню съезжалось все больше специалистов, которым не хватало жилья, были построены двухэтажные дома каждый на несколько небольших квартир. Два таких дома находятся в полуразрушенном состоянии. Почерневшие доски, темные провалы окон. Стоят рядом друг с другом - один, видно, сохранился чуть лучше, но все равно выглядит довольно жутко. Для того чтобы выровнять фундамент детского сада, нам понадобились бетонные столбики. Мужики решили вырвать их из фундамента одной из этих развалин. Стали цеплять трактором и выдергивать столбы из того дома, что выглядит похуже. На шум из второй развалины появился нетвердым шагом какой-то помятый жизнью человек и даже вдруг принялся помогать нам. «Что ты делал в этой развалине?» - спросил я его. «Так живу я там», - говорит. Вот уж я не мог подумать, что кто-то там живет. Стало интересно: «И давно ты там, всегда в нем жил?» «Да неее, там мой дом, - махнул куда-то рукой неопределенно, - сгорел!» Трактор ревет - кажется, что сейчас старое строение обрушится целиком, но нет, мы вытягиваем нужное количество бетонных столбов, а мертвое жилище остается стоять серой тенью на своем месте. «Жалко, что двухэтажку ломают, - делится со мной позже четырнадцатилетний местный парень, который помогает нам дергать гвозди из остатков крыльца, - столько связано с ней у нас». «А чего связано?» «Ну всяких там историй страшных, легенд, мы когда маленькие были, все в них верили». «А потом что?» «А потом, - вздыхает, - потом мы повзрослели»…





Обитатель двухэтажки.

Утром идем по поселку, нас догоняет какой-то общительный товарищ неопределенного возраста. Обычная болтовня: а, волонтеры, откуда приехали, чего делаете, как отдыхаете? Слово за слово, пошел разговор про рыбалку - могу, говорит, свозить на своей лодке, если бензин оплатите. Ну если надумаем, зайдем, говорю ему. Он показывает: вот там я живу, если что, спросите, где живет сын Золотого Ушка (это прозвучало прямо очень гордо), меня тут все знают, так и скажите - сын Золотого Ушка. Позже оказывается, что сын Золотого Ушка подходил знакомиться и к остальным волонтерам. За едой начинаем привычно болтать о том о сем. Кто-то вспомнил о нашем новом знакомом. А почему, кстати, Золотое Ушко-то? Тут за разговором вспоминаются рассказы про местные разборки, «химиков» на поселении и прочее страшные истории. Наверное, деревенский криминальный авторитет какой-то - такой следует общий вывод. Все же слышали, как важно он это сообщал, что Золотое Ушко тут все знают! Да не, лучше я как-нибудь без рыбалки. Тайна загадочного прозвища была раскрыта на следующий день самым забавным образом. Таскаем доски с местными женщинами, общаемся на самые разные темы: про политику, оппозицию, и вообще про что угодно - местные, кстати, когда не барахлит интернет, вовсю смотрят YouTube и в курсе про всякие события типа разгонов митингов в Москве и много чего другого. Мнения на этот счет, как водится, разные. Так что общаемся вполне интересно. Вдали показался знакомый силуэт. Кто-то из женщин говорит: вон пошел Золотое Ушко-младший куда-то. Ну тут я не мог не спросить: почему Золотое Ушко? Чем знаменит? Опасен ли? И если да, то насколько? Все смеются. Говорят: было их три сына у мамы, мама детей своих очень любила и называла одного ласково, когда он был совсем маленький: ты ж мое золотое ушко! Так с детства к нему и пристало, а заодно и ко всей его родне.



Так один за одним за работой и отдыхом прошли наши десять дней в Поче в июне 2018 года. Окончание нашего проекта совпало с Днем поселка. Тут принято отмечать такой праздник - на центральной площади ставится небольшая сцена, выступают приглашенные артисты (в нашем случае виртуозный дуэт баянистов из Вологды), местные фольклорные ансамбли. На расставленных на площади столах дымятся самовары, продаются знаменитые кенозерские рыбники и калитки с ягодами, которых я съел, кажется штук сто.  Дела были сделаны, вещи собраны, можно было просто отдохнуть перед предстоящей на следующий день дорогой домой.



Прошло чуть больше полугода, и 28 февраля 2019 года поселок Поча отметил свой шестидесятилетний юбилей - к этому празднику и состоялось открытие Дома поселка, над которым мы работали, он, как и планировалось, получил название Привал Лесоруба и вместил сотню человек гостей.

Как обычно, добавлю, что волонтерский проект в Кенозерском Национальном парке - это всегда не только труд, но и богатая культурная программа. В свободное время мы посещали экскурсии и мастер-классы, а я даже почти самостоятельно, но под руководством местного кузнеца,  выковал аж целый гвоздь в кузнице в соседней деревне Усть-Поча.

Традиционно экономика и нюансы: из необходимых трат только покупка билетов на поезд Москва - Северодвинск до станции Плесецкая. Все остальное: внутренние трансферы, экскурсии, питание за счет организаторов. Размещение в гостевых домах. И еще, если поедете в Кенозерье в июне запасайтесь средствами от насекомых и берите с собой закрытую одежду, даже если будет обещана хорошая погода. Комары и мошка, особенно, при работе в лесу будут атаковать вас безо всякой пощады. Дальше будут просто фото с комментариями, публикацию которых из-за ограничений ЖЖ придется разбить на несколько постов. Кому интересно, смотрим дальше. И спасибо всем организаторам и участникам этого проекта!

ПОЧА









Мост, который все время хочется фотографировать























В магазине





РАБОТА



Бывший детский сад - будущий дом Поселка











Перед выходом на работу в лес



Женский волонтерский десант: Санкт-Петербург, Москва, Чебоксары, Воронеж





В это время года лесу можно находиться только в таком виде - огромное количество голодных комаров и мошки

БЫТ



Знаменитые кенозерские рыбники









Еще два поста с фото:
1. https://maxinabox.livejournal.com/166403.html

2. https://maxinabox.livejournal.com/166746.html

волонтерство, волонтеры

Previous post Next post
Up