Фотофестиваль "Кенозерские мгновенья" 11.07 - 15.07

Jul 18, 2012 03:18




Место.
Кенозерский национальный парк - единственный национальный парк в России, взявший на свой баланс почти 100 памятников архитектуры, среди которых - шедевры русского деревянного зодчества XVIII века. Кроме многочисленных деревень, как правило, возникавших на водных путях, здесь существовало 3 православных монастыря. Историко-культурное наследие представлено 11 церквами и колокольнями (из 18 существовавших ранее), 39 деревянными часовнями (из 65), 3 рублеными оградами (из 4), 7 инженерными сооружениями, 2 водяными мельницами (из 50), 6 амбарами, 29 поклонными крестами. Кроме того, сохраняются свыше 40 «святых» рощ, культовых камней, 39 памятников археологии, целые озерно-канальные системы, зарегулированные плотинами и водяными мельницами. (Взято отсюда.)

От себя.
Место действительно интересное. И мы видели лишь малую его часть. Описывать природу нет смысла, возможно, фотографии помогут составить представление о том, как это выглядит. Самое интересное, что по всей территории разбросаны артефакты: старые деревенские постройки, часовни и прочее. Все находится в естественных условиях среди леса и озер. Есть водные и пешие маршруты, оборудованные стоянки, различные варианты расселения, можно приезжать с палаткой.

Идея.
Вообще я люблю русскую природу и придерживаюсь мнения, что туризм по родной стране должен развиваться. Сейчас, когда зарубежные туры и сам выезд заграницу стали  легкодоступны, многие предпочитают путешествовать и просто отдыхать за пределами родины, хотя и территория РФ, и все пространство бывшего СССР изобилуют прекрасными и интересными местами. Очевидные сложности - это, конечно, проблема удаленности, отсутствие комфорта и длительность переездов.
С детства я ходил в байдарочные походы с родителями по всей стране, и воспоминания об этом у меня остались самые теплые. Но на довольно долгое время это ушло из моей жизни.
Главным источником практически любой информации для меня последние лет десять является музыка. О Кенозерье я узнал зимой 2011 из собственного авторства интервью с архангельской группой 6 Мертвых Болгаръ. Замечательный альбом «Тишина 29 - 39» был записан музыкантами при участии хора деревни Усть Поча, запись хора делалась для презентационного ролика Кенозерского национального парка по просьбе его дирекции, а потом легла в основу целого диска. Для оформления статьи мне были высланы в том числе и фотографии парка. Эти снимки и музыка надолго завладели моим вниманием и буквально меня покорили. Я решил, что должен побывать в этом месте, но с трудом представлял, как это сделать. Очень кстати пришелся «Фотофестиваль», организаторы которого предлагали расселение, трансфер, трехразовое питание и культурную программу.

Бюджет.  
6 150 рублей переводом через сбербанк за 5 дней проживания с экскурсиями, питанием и доставкой до места от станции Няндома и обратно. Дорога туда 1 500 плацкарт (в итоге было доплачено еще 2 000 руб. за нелегальное переселение в спальный вагон), дорога обратно 2 590 руб. - купе. Плюс что-то около 3 000 - на покупку резиновых сапог, сухого пайка (на всякий случай) и сувениров.

Дорога.
Поезд Москва - Северодвинск с Ярославского вокзала до станции Няндома. Было слегка самонадеянным шагом взять билеты на боковушку в плацкарт. 15 часов пути в пропитанном запахами различной дорожной снеди неимоверно душном вагоне вдвоем на боковых местах - это перестало казаться хорошей идеей уже через пять минут после отправления поезда. Решение пришло само собой - в виде проводницы, предложившей занять королевские места в практически пустом спальном вагоне за небольшую мзду.


В таких условиях дорога пролетела почти незаметно. В Няндоме нас встречали. Транспорт в виде «буханки» пришел почти вовремя, кроме нас двоих и рюкзаков, туда загрузилось еще пять или шесть человек. Было тесновато, на разбитой дороге ощутимо потряхивало. Ехать от Няндомы до въезда в часть парка, отданную под фестиваль, четыре часа с двумя остановками: в городке Каргополь и деревне Морщихинская.



Каргополь (Воронье Поле) стоит на реке Онега, сам по себе городок примечательный, но каких, я думаю, по всей России чуть больше чем очень много. Мне нравится бывать в таких местах. В городе есть как минимум две гостиницы (в одной из которых мы выпили кофе), есть свои достопримечательности. Малолюдно, много ничем незаполненного пространства. Туда подошла вторая машина, чтобы немного разгрузить нашу тесно забитую «буханку».



Деревня Морщихинская стоит на берегу крупного озера (Лекшмозеро). Остановка была недолгой - организатору надо было забрать какие-то документы в местном визит-центре. Но позже мы вернулись в деревню с экскурсией. Домов в Морщихинской не очень много, деревянное здание школы, есть несколько магазинов и закусочная в здании бывшей часовни. При внешней древности домиков и удаленности от цивилизации удивительная чистота на улицах, окурки и бутылки, как в том же Подмосковье, вдоль дорог не раскиданы, людей почти не видно. На берегу церковь. Последние два километра нашего пути идут по водоразделу: по направлению в сторону лагеря справа озеро Виленское, относящееся к бассейну Ледовитого океана, слева, Масельгское озеро - бассейн Атлантического.  Еще немного тряски на ухабах и мы наконец добрались до места проживания, были радушно встречены и быстро заселены в домик с низкими потолками, четырьмя просторными кроватями и печью. Вот он.



Фестиваль, проживание и прочее.
На фестиваль съехалось шестьдесят человек - большинство из Архангельска, из них, собственно, фотографов, наверное, половина или меньше. Режим для желающих проводить время в ритме фестиваля предлагался довольно строгий с ранним подъемом на завтрак и насыщенной программой. Завтрак - экскурсия - обед - экскурсия - ужин - мастер-класс. Лагерь располагается на территории уже фактически не существующей деревни Масельга, от оригинальных деревенских строений остался один дом, в котором разместился штаб фестиваля, и покосившиеся баньки или амбары. В шаговой доступности сразу три озера. Много оборудованных стоянок с навесами, запасом дров и кострищами. Вокруг очень красиво в любое время суток. Белые ночи. Кормили хорошо. Спать было не холодно, погоды стояли замечательные.



Организаторы работали толково, были милы и приветливы, и я уже готов был ими бесконечно восхититься, как вдруг схема дала небольшой, но, лично для меня, не очень приятный сбой. На последний день фестиваля был запланирован пеший переход до Порженского Погоста через заброшенную деревню Думино (15 км в одну сторону). Оба объекта заинтересовали меня сильно больше чем вся остальная программа. Интерес был подогрет рассказами уже бывавших там людей о том, что это такое, очень Особенное место. С вечера нам раздали продукты для сухого пайка, и я пошел вдумчиво паковать рюкзак. Завтрак был назначен на 6.30 утра, выход на 7.00. Еще с ночи пошел дождь, который не прекратился и утром. Однако же мы дисциплинировано примаршировали к столовой в полной боевой готовности к 6.15. Столовая была закрыта, на крыльце непонимающе стояло еще человека три-четыре из тех, кажется, тридцати, выразивших желание принять участие в походе. Дождь, надо сказать, шел не такой уж сильный, и было понятно, что, скорее всего, он не будет идти целый день. Никто из организаторов к месту сбора не явился. Куда нужно идти (хотя бы в какую сторону), и кто нас поведет, понять не представлялось возможным, завтрака не было. Никто ничего не объявил, никаких предложений и обсуждений не последовало. Потому что обсуждать было не с кем. Оставалось только развести руками и отправиться обратно в домик. Мне думается, что делать так - мягко говоря, не очень правильно. Тут можно немного порассуждать на заданную тему, но перекрывать этим общие позитивные впечатления от поездки не хочется. Легкий осадочек не более...



До 12 часов мы мрачно сидели с термосом у озера: пили чай и кормили сушками местного вечноголодного пса. К полудню начало проглядывать солнце… Вообще среди постоянных посетителей парка и его сотрудников имеет место свое мифотворчество, что в принципе неудивительно, - окружающие ландшафты и исторические объекты к этому вполне располагают. Один из таких мифов (а может быть, вовсе и не мифов, кто его знает?) заключается в том, что Погост как бы «пускает к себе не всех». Этот момент меня гипнотизировал и только усиливал желание туда попасть. Попив чаю, мы робко заговорили между собой - а не попробовать ли нам дойти самим хотя бы до деревни? - ведь до нее всего 7 км, а там видно будет… Сказано сделано!

Переход до Порженского Погоста.
Тут надо сказать, что дальше начался какой-то массовый троллинг: куда идти мы не знали даже примерно, и все как будто бы пытались отправить нас куда-то не туда. Организаторы сказали, неопределенно махнув рукой: «да тут всего одна дорога»! По этой самой известной нам «одной» дороге мы естественно сначала пошли совсем не том направлении, в котором требовалось. Пришлось вернуться. После, местные жители указали нам на другой берег озера. Хорошо, что мы их не послушали. Времени на эти метания мы потеряли, наверное, целый час. Беспокоило то, что и сил на эту беготню потратили тоже. А силы были нужны. Так-то я давно уже свел все свои пешие прогулки к походам в ближайший продуктовый магазин и обратно, а тут надо было махнуть тридцаточку километров в новых (читай: не разношенных) резиновых сапогах с рюкзачком за плечами. Не то чтобы я нервничал или боялся…



Исключая атаки адских полчищ взбесившегося комарья (еще бы! ведь насекомые ожидали на маршруте 20 - 30 человек, а вместо этого им досталось только двое), начавшие натирать где-то в середине пути сапоги - главная сложность заключалась в том, что указатели или карты местности на пути отсутствовали. Направление было понятно, дорога имелась, но вот рассчитать, сколько ты уже прошел, и сколько еще осталось было невозможно. Для тех, кто часто ходит в пешие походы, я думаю, это совсем не сложно, да и само расстояние смешное. Но не в нашем случае. Уже потом мы прикинули, исходя из известного нам километража пути, времени и скорости нашего движения, и начали примерно понимать ситуацию. Шли, стараясь держать комфортный ровный темп. Итак, у нас было 2 пакета травы, 75 таблеток мескалина, 5 упаковок кислоты, тьфу, то есть банка тушенки два с половиной литра воды, чайная заварка и пакетик орешков, а также запасная одежда и спиральки от комаров, которые мы зажигали на остановках. Других средств от гнуса мы не прихватили, курить на ходу как-то совсем не хотелось. После получасовой остановки на пустой стоянке, дорога куда-то свернула, из-за кустов показались очертания почерневших деревенских домов.





Мне уже доводилось видеть брошенные деревни в детстве в Тверской области, Карелии и, кажется, Башкирии. Это было очень давно, но я хорошо помню, как меня это завораживало. Сейчас я испытал примерно те же ощущения, что и раньше. Яркая контрастная природа, солнце, голубое небо и стоящие в высоких зарослях крапивы, травы и колючек черные призраки, когда-то бывшие чьими-то жилищами. Оставленные деревенские дома кажутся живыми, но потерявшими всякий смысл своего существования, и оттого очень грустными существами, покорно доживающими свой долгий век. Я мог бы находиться там еще очень долго. Но уже через минут сорок мы, практически не сговариваясь, двинулись в сторону Погоста…



Интернет сообщает, что Порженский погост находится на полпути между Кенозером и Лекшмозером на берегу Порженского озера. Церковь Св. Георгия 17 века с колокольней и трапезной 18 в. Двойные небеса (демонтированы). Рубленая ограда погоста, 1789 г. (Взято отсюда)

Наконец мы дошли. Окруженный елями он возвышался над красивейшем озером. Для меня это место выглядело так, как если бы кто-то осознанно создал его таким, чтобы любой пришедший туда мог почувствовать себя хорошо и спокойно. Ты выходишь из леса и садишься на берегу с ощущением схожим с тем, которое испытываешь вернувшись после долгого отсутствия домой. Я смотрел на водную гладь и думал о том, какое количество людей приходило сюда со своими радостями и горестями, каждый оставлял здесь что-то свое, выходил из ворот погоста смотрел на это озеро… так же, как сейчас смотрю на него я. Я мог бы попытаться что-то еще рассказать об этом, но, пожалуй, я оставлю это себе.





Мы провели там час или чуть больше, искупались в озере, подкрепились и отправились в обратный путь. Комары к этому времени окончательно озверели. Когда мы во второй раз проходили деревню, я достал фотоаппарат, чтобы сделать несколько кадров на фоне заката, и мои руки тут же почернели от облепивших их кровососов и даже на фото видно, как они атакуют объектив.



По нашим расчетам мы должны были вернуться между часом и двумя ночи - однако опыт приходит в процессе - за пять минут до полуночи мы уже подходили к лагерю. Искупались, подогрели чайку, присели на лавочку, закурили... Ноги гудели, укусы чесались, в голове крутились обрывки каких-то фраз. Внезапно захотелось глубоко вдохнуть и сильно с шумом выдохнуть - это где-то в груди зажегся и осветил меня изнутри теплый огонек самого обычного человеческого счастья. Державшееся весь день возбуждение начала сменять по-своему приятная усталость...

Утром автобус отвез нас на вокзал в Няндому. 


Конец текста. Итоги.
Что касается остальных мероприятий, то мы также посетили восстановленную водяную мельницу, до которой плыли на лодках по Системе пяти озер, и видели ее в действии, там же нас кормили вкусной ухой и рыбой. Еще видели деревянные часовни и церковь на Хижгоре, масштабированную модель старой русской деревни, мастер-класс замечательного фотографа Игоря Шпиленка (к сожалению, все остальные посетить не удалось), учились плести из бересты и лепить игрушки из глины у местных умельцев, дегустировали таежный чай - все это в окружении прекрасной природы. Люди в большинстве своем нас окружали спокойные и позитивные. Так что, спасибо всем, кто был! Организаторам, конечно же, желаю всего наилучшего и выхода на новый уровень, надеюсь, что некоторые неприятные моменты можно объяснить первым опытом. Дальше должно быть только лучше!

Фотографии. (И, да, я не фотограф, снимаю в режиме "авто", так что извините за заваленые горизонты, невыставленные балансы и прочее.) Более профессиональные снимки можно найти в группе фестиваля Вконтакте http://vk.com/event33507911  

Няндома.






Каргополь.






mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA"> 











Лагерь и около него.

Наш домик.


Также по территории разбросаны различные арт-объекты. Например, такой вот корабль. 


Масштабированный макет старой поморской деревни. 




Вечер первого дня.


Хижгора. Церковь  Александра Свирского (1871) и старое кладбище.




Поднявшись на гору по лесной тропинке мимо кладбища, видишь церковь.






Час ночи. Еще светло. 


mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Лекшмозеро.


Чтобы поплыть, надо сначала очень долго идти. 


mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Морщихинская.










mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Лес около Морщихинской. Тропа Муравейников.






mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Водяная мельница. 




mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Обед на мельнице.


mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">

Плывем.




mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Тупим с собакой.


mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Брошенная деревня Думино.
 



mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">







mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">    






mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA"> 


mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA"> 
Комариная атака.


mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">

Порженский погост.
























mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Возвращаемся снова через Думино.
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA"> 


mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">

Привал на обратном пути.


mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">

По дороге с облаками... возвращение с погоста.


mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">



mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Мы и вокруг нас. 
















Плетение из бересты. Мастер-класс.






Кажется, дождь собирается.
















Всякие жучки, цветочки, бабочки, птички и прочее.























порженский погост, Фотофестиваль "Кенозерские мгновенья", деревня Думино, кенозерье

Previous post Next post
Up