Сергей Черняховский
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ СЕГОДНЯ
Сегодня интернационализм, в полный голос заявивший о себе полтора века назад с началом эпохи активной и сознательной борьбы пролетариата с классом буржуазных собственников, явно не в моде.
С одной стороны, его подчас обвиняют в трагедии раздела страны, утверждая, что именно его постулаты, положенные в основу создания СССР, заложили мину его будущего разрушения.
С другой стороны, те, кто еще продолжает говорить о приверженности его принципам, ведут себя так, что явно дискредитируют его основы в глазах достаточно широких масс. Именно интернационализмом подчас прикрываются попытки поддерживать либо, как минимум, благожелательно относиться к различного рода сепаратистским движениям, в частности - к войне, развязанной в Чечне против единства остатков страны.
В Европе внешняя приверженность ему различных сил, в частности - левых, оборачивается безбрежной толерантностью, поставившей под вопрос саму идентичность европейской культуры.Попытки осознать, что действительно происходит, сказать, что уважение к другим нациям вовсе не должны оборачиваться ущемлением интересов собственного народа вызывают нарекания в национализме, следовательно - нацизме, следовательно - фашизме.
В XX столетии произошла мифологизация интернационализма. Одни стали выдавать его за некое энтропийное начало, а другие, на основании аналогичной мифологизации, превращать в фактор разрушения.
Интернационализм, безусловно, включает в себя уважение к другим нациям. Уважение, основанное на признании того, что разные нации их представители, как таковые, равны в своих правах. «Толерантность», по идее, предполагает терпимость к другим нациям. При кажущемся сходстве двух этих идеологий, уже в этом вопросе кроется их противоположность. Уважение означает, что к иной нации относятся как к достойной, то есть в ней не видят неразумного ребенка, которому его странности и капризы прощаются именно потому, что он не разумен и не отвечает за свои действия. Уважение к иному означает, что его оценивают по тем же нормам, по которым оценивают и себя. Видят в нем разумного партнера и в случае его неразумности предъявляют к нему те же претензии, которые предъявляют и к себе.
Терпимость означает, что иного терпят. То есть рассматривают как не отвечающего за свои действия, как не равного. Ему прощают то, что не простили бы себе или другому, рассматриваемому, как разумному. Заведомо занижают требования и создают некоторые преимущества, которые должны компенсировать подразумеваемое неравенство, видят в нем младшего, с которого и взять-то нечего.
Таким образом, уже в самом общем плане, если интернационализм предполагает равенство, толерантность - его снисходительное отсутствие. При более внимательном рассмотрении, становится очевидным и глубинное расхождение этих понятий. Интернационализм, как уже говорилось, выступает за наднациональное объединение того, что уже мало различается между собой. Толерантность - за отсутствие такого объединения, заведомое утверждение различия.Интернационалист утверждает, что нации - продукт универсального общеисторического процесса, что равноправное отношение к другим нациям означает открытие им доступа к достижениям этого прогресса. Человеческая цивилизация рассматривается интернационалистом как живущая по общим историческим законам: в ней есть универсальные смыслы, ценности, истина - одна, причем, в принципе, - она достижима.
Сталкиваясь с реальным различием в уровне развития разных наций и культур, интернационализм признает это различие, но полагает, что тот уровень культуры, которого достигла более развитая нация, может быть достигнут и остальными. Свою обязанность по отношению к отстающим в развитии нациям интернационализм видит в том, чтобы делиться с ними своими достижениями, помогать освоить достигнутый уже уровень.
При этом он ни в коем случае не предполагает, что более развитый народ должен смириться с отставанием другого или, тем более что сам должен опускаться до его уровня.
Сторонник идеи толерантности считает, что существующее различие надо воспринимать как абсолютную данность и не нужно пытаться ее преодолеть. Поэтому толерантность, на практике, утверждая, что отставание иного народа надо просто терпеть, предполагает, либо, что более высокий уровень отстающий народ, в принципе, не может освоить, либо, что единый ценностей и смыслов вообще нет. Истина в принципе не достижима или ее вообще нет.
Как ни парадоксально, в качестве высшего принципа толерантность, по сути, возводит пресловутый лозунг: «Каждому свое», чем она смыкается по постулатам с фашизмом. Только если фашизм, видя того, кого он считал низшим, считал его неисправимым и стремился уничтожить или превратить в раба, толерантность, сталкиваясь с тем, кого низшим считает она, предлагает терпеть его как домашнее животное - и отводить ему заведомо неполноценную роль. При кажущейся противоположности, эти идеологические крайности сходятся в том, что считают иного заведомо низшим и принципиально не способным подняться до более высокого уровня. Только если нацизм, уничтожая иного, желал при этом обезопасить «своего» и предоставить ему место «высшего», толерантность приносит в жертву представителям народов, исторически оказавшимся на более низкой ступени развития, более высоко развитые народы. Утверждая право «иных» на собственную идентичность, право «оставаться самими собой» - и потому отказаться от развития, толерантность создает культурную среду, как бы растворяющую, нивелирующую более высокий уровень развития. Отстаивая национальную самобытность и борясь с ее преодолением, толерантность практически смыкается с апартеидом.
Апартеидом для других народов и уничтожением - для своего.
Утверждая, что единой истины нет, что можно жить и по цивилизованным нормам и не по ним, эта идея, с одной стороны, лишает отставшие народы стимула к развитию, с другой - показывает тем, кто изначально находится в более развитом поле, что находиться в нем вовсе не обязательно.
Культура - это, прежде всего, система запретов. Более высокая культура несет в себе больше запретов, хотя предполагает их меньшую внешнюю регламентацию. Поэтому нести более высокую культуру - всегда несколько тяжелее. Стимулом к несению этой тяжести является утверждающееся в обществе осознание того, что культура - это благо и за нее надо платить. Но если человек видит, что рядом с ним живут люди, которые эту тяжесть не несут, однако общество относится к ним снисходительно, у него появляется мотив для отказа от этой ноши. Таким образом, толерантность, формально утверждая право на существование других культур через терпимость по отношению к ним, на деле ведет к варваризации собственного населения, показывая ему, что нет ничего страшного в том, чтобы отказаться от более высокого уровня культуры: «Истин много. Кто знает, что лучше?». Утверждая, казалось бы, право представителя иного народа на обладание своей «национальной» культурой, толерантность лишает на деле такого права свой народ.
Ставя во главу угла права всяческих меньшинств на свою особость, толерантность разрушает единое культурное пространство и приносит в жертву меньшинствам нравы и обычаи большинства.
Итак, интернационализм оказывается прямой противоположностью «толерантности».
Интернационализм стремится передать культуру более цивилизованных народов народам, отставшим в своем развитии, «толерантность» топит более высокий уровень культуры в более низком. Интернационализм, стремясь распространить более высокий уровень культуры, относится к другим народам, как к потенциально равным, «толерантность», декларируя право иных народов на самобытность, рассматривает их заведомо неспособными освоить достижения цивилизации.
Интернационализм, преодолевая национальные различия, опирается на национальные достижения и идет вперед, веря в возможности неограниченного развития человека, «толерантность», «терпя» национальные различия, опускает свои нации до преднационального состояния, вообще не усматривая ценности в человеческом развитии. Интернационализм верит в прогресс и стремится содействовать ему, опираясь на достижения цивилизации, «толерантность» отказывается от прогресса, не видя трагедии в варваризации своего народа.
http://www.apn.ru/publications/article1927.htm http://www.apn.ru/publications/article9904.htm