В прессе много пишется о штрафных батальонах Красной Армии, созданных во время Великой Отечественной войны. Закрытая прежде тема обстоятельно анализирует, публикации насыщены серьёзными фактами и смелыми выводами. Однако мало кто знает, что штрафные части были созданы Сталиным только после того, как такие подразделения появились у нашего противника - гитлеровского вермахта…
Но что же представляли собой немецкие штрафные батальоны?
Части испытательного срока.
Дисциплинарные батальоны появились в немецкой армии ещё до начала Второй мировой войны. В 1939 году их насчитывалось восемь штук. В них содержались военнослужащие, совершившие различные правонарушения. Использовали их главным образом как военно-строительные и саперные части. После победоносной польской кампании дисбаты расформировали, посчитав, что в вермахте больше никогда не будет трусов, разгильдяев и преступников. Но начавшаяся война с СССР показала: боевой дух некоторых солдат и офицеров следует подкреплять не только поощрениями и наградами.
Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941года переросло в общее наступление Красной Армии. Группа армий оказалось в какое-то время на краю пропасти, а её поражение грозило катастрофой всем немецким войскам на Восточном фронте. На некоторых участках германские части в панике отступили, бросив на произвол судьбы сотни автомашин, артиллерию, танки.
Гитлер был в бешенстве. В результате последовал приказ фюрера от 16 декабря 1941 года, запрещавший отдавать позиции без соответствующего разрешения сверху(немецкий аналог приказа ).
Со своих постов полетели фельдмаршал Браухич, генералы Гепнер, Гудериан и, наконец, сам командующий группа армий фон Бок. Солдат же, дезертировавших с линии фронта, расстреливали на месте.
Наведя элементарный порядок на позициях, гитлеровского руководство создало на Восточном фронте 100 штрафных рот. Или, как их официально именовали, частей испытательного срока. К этому делу в вермахте подошли с немецкой серьёзностью и пунктуальностью. На каждого правонарушителя заводили уголовное дело, которое заочно рассматривал специальный военный суд, находившийся в глубоком тылу- в чехословацком городе Брно.
Уходящие в бесконечность сроки там не давали, а самые реальные - от полугода до пяти лет. Его осуждённый отбывал от звонка до звонка.
Ни ранение ни геройское поведение на передовой на срок наказания никак не влияли. То есть немецкий солдат не мог искупить свою вину кровью, в отличие от советских штрафников. Из госпиталя раненый снова возвращался свой родной штрафбат. Разумеется, никаких орденов и медалей в немецком не давали.
Численность штрафников на Восточном фронте была строго определённой - 16 500 человек, что соответствовало штату пехотной дивизии. 100 штрафных рот равномерно распределили по всему советско-германскому фронту. При этом неукоснительно соблюдался принцип кастовости: существовали офицерские штрафные роты, унтер-офицерские и солдатские. Иногда из тактических соображений их объединяли в батальон. Понятно, что эти части посылали в самое пекло, без прикрытия артиллерии, танков и авиации.
Под Сталинградом, Курском и на Украине.
Первым сражением, в котором отличились немецкие штрафники, стал Сталинград. Из них были созданы специальные подразделения, уничтожавшие советские танки. Фауспатронов в вермахте тогда ещё не водилось, и немцы отработали уникальную тактику борьбы с Т-34 и КВ на узких городских улицах.
Одни штрафники по развалинам приближались к советским бронированным машинам, подбрасывали под гусеницы противотанковые мины и останавливали танк. Затем другая группа, опять же с помощью гранат и мин, добавила экипаж. Любопытно, что в окруженном Сталинграде это был основной способ борьбы с советскими танками, так как полевая немецкая артиллерия уже в ноябре 1942 года осталась без снарядов. Штрафников отправляли на специальные курсы, где они усиленно тренировались. Операторами фронтовой киностудии на эту тему был снят специальный учебный фильм, что называется, с натуры.
В 1970-х годах в советской прессе много писалось о боях на Малой земле, в районе Новороссийска, где героически сражалась советская 18-я армия и лично Леонид Ильич Брежнев. Некоторое время вся эта история воспринималась как анекдот. Однако так на самом деле шли тяжёлые бои. Об этом свидетельствует тот факт, что именно под Новороссийском гитлеровцы активно использовали штрафников. Противник постоянно проводил ожесточённые контратаки, пытаясь вернуть господствующие высоты и восстановить контроль над Цемесской бухтой.
Однажды в наступление отправили 560-й немецкий штрафной батальон, состоящий из трёх рот унтер-офицеров и одной офицерской роты. Советские бойцы пулемётным огнём и в рукопашной схватке истребили до 300 гитлеровцев и заставили их отпустить. Информация об этой схватке с немецкими даже попала в сводки Совинформбюро.
Без участия штрафников не обошлось и знаменитое сражение под Курском. Это был, пожалуй, единственный случай, когда командование вермахта собрало в один кулак все находившиеся на Восточном фронте штрафбаты и бросило их в бой. Немецкие смертники наступали на северном фасе дуги, но особых успехов не достигли.
Взятый в плен на Орловском участке фронта ефрейтор из штрафников Герберт Зейстер позднее рассказывал на допросе:
Нечто похожее случилось почти со всеми, переброшенными под Курск. Преодолев минные поля по заранее подготовленными проходами, батальоны попали под сильный огонь русской артиллерии, танков и пехоты, понесли большие потери и отпустили. 19 июля наши войска перешли в наступление на Орловском направлении. Немецкое командование организовало двенадцать контратак с участием штрафников. Но остановилось наступающие советские части им не удалось.
После этого гитлеровцы отказались от использования дисциплинарных батальонов на одном участке и растасовали их по всей линии фронта.
Значительная часть штрафников попала в части, которые держали оборону на Днепре. Здесь с ними обошлись весьма сурово - ручными кандалами приковали к пулемётам и закрыли в дотах. Практически все они вынуждены были отстреливаться до последнего патрона и погибли, после того как советским частям удалось форсировать Днепр.
В боях на Украине особенно прославился немецкий офицерский штрафбат, героически оборонявшийся в окружённом Тернополе. Он стал костяком гарнизона, составленного из разнородных частей. Уличные бои в Тернополе носили особенно упорный характер, своей крайней ожесточённостью напоминая Сталинград.
С гарнизоном хотели покончить как можно быстрее, но быстрой победы не получилось. 9 марта советские войска ворвались в Тернополь, завязав уличные бои. Штрафники укрылись в подземелье Доминиканского монастыря, где нашли надёжное укрытие от огня артиллерии, и встречали огнём наступающих красноармейцев. Лишь 15 апреля войска 1-го Украинского фронта полностью овладели Тернополем. Советские солдаты были поражены мужеством противника и гуманно отнеслись к раненым и попавшим в плен офицерам-штрафникам.
Танкисты, лётчики, моряки.
Ещё одним отличием немецкого штрафбата являлось то, что в нём существовало разделение осужденных по родам войск. Если в Красной Армии всех штрафников смешивали в одну кучу, то в вермахте танкисты, лётчики и моряки, как правило, служили в разных подразделениях. Так, существовал отдельный штрафной танковый батальон, именуемый «кампфгруппа Кноста».
Воевал он и на Восточном и на Западном фронте. Прославился батальон тем, что, несмотря на свой штрафной статус, был укомплектован самыми современными танками-«королевскими тиграми». Кампфгруппа участвовала и в Арденнском прорыве, боях на озере Балатон и Анемской операции.
Из осужденных лётчиков создавали отдельные эскадрильи люфтваффе. Если штрафники вновь трусили, то их без церемоний списывали в сапёрные подразделения, занимавшиеся разминированием.
Но самым суровым считался морской штрафбат. Несколько его рот дислоцировалось в гиблом месте-в районе города Никель на Кольском п-ве. Служили здесь разжалованные офицеры, унтер-офицеры и матросы из экипажей подводных лодок. Суровый северный климат и тяжёлые бытовые условия вполне могли соперничать со сталинскими лагерями. Использовали моряков в качестве рабочей команды, а остальное время арестанты были заперты в бараках.
Когда летом 1944 года на этом участке началось наступление Красной Армии, командир штрафбата бросил их на произвол судьбы и сбежал. Под ураганным огнём моряки сломали замки, выбрались на свободу и без команды заняли своё место в окопах. Сбежавшего обер-лейтенанта же вскоре поймали в тундре и расстреляли по приговору военно-полевого суда перед строем.
Капитуляция на Западном фронте.
Свои штрафные подразделения имелись и в войсках СС. Самым известным из них стал батальон Дирлевангера, прославившийся зверствами над мирным населением. Сам Дирлевангер в юности отсидел срок за изнасилование несовершеннолетней и окружение подобрал себе соответствующее.
Подавляющая часть немецких штрафников сражалась на Восточном фронте. Но в октябре 1942 года и во Франции появилась 999-я бригада, представлявшая собой штрафное соединение. Любопытно, что её сформировали из коммунистов, социал-демократов, уголовников и гомосексуалистов, томившихся в концлагерях.
В марте 1943 года бригада была развёрнута в 999-юлёгкую африканскую дивизию. В её состав входили 961, 962, 963-й пехотные полки, артиллеристы, сапёры, рота связи. Дивизия неплохо воевала в Северной Африки, но осенью 1943 года оказалось в окружении и сдалась союзникам в Тунисе.
Взамен её сформировали несколько штрафных батальонов из уголовников, чья нумерация начиналась с цифры. Таким образом, уголовные штрафники отличались от обычных армейских, имевших нумерацию частей. Поскольку зеки не имели навыков военной службы, их некоторое время готовили в специальном учебном подразделении, расположенном в городе Гейберге. В последние месяцы войны гитлеровцы вообще освободили всех уголовников и распределили их по частям. Некоторое из них участвовали в обороне Берлина.
В данном случае уже нацисты взяли на вооружение идеи И. В. Сталина - использовать криминальные элемент в качестве пушечного мяса. По официальным данным, через систему немецких штрафных батальонов во время Второй мировой войны, прошли 198 тысяч человек. Точные цифры погибших штрафников историкам установить не удалось.
источник Click to view