Дамаск древнейший город на земле из ныне существующих. Первые упоминания о нем относятся к 15 веку до н.э. Правда, прочувствовать это можно разве что в Национальном Музее. Каких-то особенно древних памятников там нет. Самые старые объекты в Дамаске - это немногочисленные остатки античных сооружений. От этого времени остались колоннады храма Юпитера рядом с мечетью Омейядов, несколько античных фрагментов в восточной части старого города и это собственно все. Вполне возможно, что многое находится под землей - раскопки в Дамаске практически никогда не проводились.
Более существенное наследие осталось от времен последующего владычества ислама, хотя надо заметить, что и этих памятников тоже не так уж и много. Виной тому многочисленные войны. Дамаску в этом смысле не очень повезло, он занимает, буквально, центральное положение на Ближнем Востоке и поэтому его существенно затрагивали все военные действия, которые из покон веков велись в данном регионе.
Город ровняли с землей все кому не лень - в 8 веке Аббасиды корчевали все оставшееся от предыдущей династии Омейядов, в 1300 году его разгромили монголы, а в 1400 году «великий и ужасный» Тамерлан разрушил Дамаск так основательно, что он пролежал в руинах вплоть до османского завоевания в 1516 году.
Естественно, эти события сильно повлияли на облик города. В Дамаске вы не встретите лес минаретов, как в Каире, уходящий куда-то за горизонт. В целом исторические памятники Дамаска невелики размерами и сильно разбросаны по площади. Исключение здесь составляет мечеть Омейядов, но она, по сути, единственная в своем роде.
Река Барада
Начинать осмотр Старого города лучше именно от этой мечети. Конечно, сначала нужно найти ее саму, но это просто - к Великой мечети ведет туннель рынка Хамидия. Если вы выдвигаетесь с севера площади Мардже (там живет большинство туристов из Европы) то это будет первая «рынковая труба» сразу за Цитаделью.
Рынок Хамидия
Торговец всякой всячиной на рынке Хамидия
Думаю, надо здесь коснуться типовой туристической «философии», возникающей при осмотре Дамаска (да и прочих арабских городов…)
Первый тип туристов (самый распространенный) использует Дамаск, исключительно, как «промежуточную базу» между аэропортом и последующими городами - Пальмирой, Халебом(Алеппо) и т.д. Здесь могут быть варианты, но смысл один - Дамаск стараются посмотреть за несколько часов до отправки очередного автобуса. Этот способ можно назвать, как «осмотр прикол» - вошли в один из рынков, посмотрели мечеть Омейядов, свернули на соседнюю улочку - «Ух ты!!!»,съели по мороженому, ну и ,собственно, покатили дальше в прочие «Пальмиры и Босры».Надо сказать, что способ очень приятный и не обременительный, каких-то особенных сложностей здесь, как правило, не возникает. Именно так я провел свой первый день в Сирии.
Второй способ заключается в том, что город используется для длительного проживания. Происходит постепенное погружение в арабскую специфику. Способ тоже приятный, проблем здесь быть не может по причине того, что большое количество времени позволяет кому угодно смотреть в городе что угодно. Правда, не у всех есть столько времени...
Женщины из южных краев. Привет многоуважаемому
farkhat. Его вариант лежит
здесь Третий способ самый трудный - у вас есть 2-3 дня, и вы хотите тщательно изучить «местность». Такой способ использовал я в конце своего путешествия по Сирии для более детального ознакомления с Дамаском. Вы спросите, в чем здесь проблема? Отвечаю, проблема в том, что Дамаск город большой и «жутко» хаотичный (это относится к Алеппо и другим крупным арабским городам). Если вы не знаете языка, то большая вероятность, что вы часами будете блуждать по узким старым улочкам. Карта помогает очень слабо, потому как невозможно соотносить свое местоположение с объектами на ней. Нет нумерации домов, названий улиц, названий «основных интересностей» города. Вход в какую-нибудь мечеть, мавзолей или даже ресторан, как правило, представляет собой небольшую дверцу в стене бесконечного рынка, которую легко пропустить. Снующие туда-сюда местные жители ничем не смогут вам помочь, они скорее просто отвлекают ваше внимание.
И именно здесь на помощь «приходит» мечеть Омейядов. Ее можно использовать, как отправную точку для осмотра. Все исламские памятники внутри стен Старого города сгруппированы вокруг мечети. Здесь надо осознать важный момент - если вы идете куда-то по коридору древних улиц в течении 10 мин и более и пока и не обнаружили ничего «путного», то значит вы заблудились. Я таким образом блуждал пол дня, идешь порой уже целый час, а узкая щель между домами, называемая улицей, все не кончается, боковых проходов или нет, или же они такие же «бесконечные»…
Типичный "жилой" тупик, такими тупиками оканчиваются многие улицы..
В старом Дамаске есть только одна улица, которую стоит пройти от начала и до конца - это знаменитая Via Recta или Прямая улица. Она существует здесь еще с античных времен, по преданию по ней хаживал еще апостол Павел.
Улица начинается в западной части города вездесущей «рынковой трубой» по мере продвижения в восточную христианскую часть, она становится все цивильнее и цивильнее, превращаясь в этакую Грецию в отдельно взятом районе старого Дамаска. Здесь находится множество ресторанов и небольших бутик-отелей с кусающимися ценами - любители экономить вряд ли найдут для себя здесь что-нибудь полезное.
"Прямая улица" в районе христианского квартала.
Мирьямия. Кафедральный собор Св.Девы Марии в Дамаске.
Другие интересные места Дамаска вне стен Старого города (район Салхия, Национальный музей и османские медресе рядом с ним) можно посещать уже используя такси. Правда, представление о городе все равно нужно иметь - таксист может вас немного «кинуть»,высадив неизвестно где. Этот случай произошел со мной, я решил доехать до старого района Салхия, размечтался, как говорится. Водитель сказал «приехали»,взял деньги и умчал, а я тащился «в гору»после этого еще, наверное, пол часа…
Молодой человек очень настойчиво просивший его сфотографировать.Район Салхия.