Джинны города Фирузабада.

Jun 19, 2012 12:04

Почти в самом центре современного Дели находятся руины города Фирузабада - пятой столицы Делийского султаната. Сейчас руины имеют название - Фируз-Шах Котла, т.е. крепость Фируз-шаха. Этот правитель начал строить свою укрепленную резиденцию в 1354 году, она располагалась в 10 км севернее прежней столицы Джаханпанаха.
Сейчас от крепости шаха Фируза остались только величавые руины, которые неминуемо были населены джиннами. Известно, что джинны населяют многие разрушенные дома, бани и колодцы, поэтому пройти мимо развалин Фирузабада, они никак не могли.





Резиденция Фируз-шаха включала в себя дворец султана и большую мечеть. Именно руины мечети Фирузабада дошли до нашего времени лучше всего, дворец практически не сохранился, еще остались руины крепостных стен и огромный колодец для воды - баоли.



Руины ворот Фирух Шах Котлы.


Когда-то, около восточной стены резиденции Фируз Шаха текла река Джамна, сейчас она сдвинулась на километр дальше на восток. На месте реки проложили шоссе, его видно слева от руин.



Мечеть Фируз-Шах Котлы - самое большое подобное сооружение Делийского султаната, в свое время она произвела впечатление даже на Тамерлана, завоевавшего Дели в 1398 году. Войска Тимура тогда серьезно разрушили город, множество жителей было угнано в Самарканд, из голов непокорных были сложены огромные башни. Как пишет историк Бадауни - даже птицы не летали над Дели после ухода армии завоевателей...





Сейчас над Фируз-Шах Котла вьются большие стаи птиц. Мне почему-то пришла в голову параллель между мечетями в Индии и зороастрийскими погребальными "Башнями молчания". Я раньше никогда не видел столько птиц, кружащих над древними сооружениями. Это можно объснить тем, что живности в Индии всегда было достаточно, и тем, что животных специально прикармливают местные жители.



Почти все плоскости руин дворца Фируз Шаха посыпаны зерном..




Каждый четверг на руинах мечети шаха Фируза собирается огромное число верующих, причем не только мусульман, но и сикхов и индусов. Они приходят кормить обосновавшихся здесь джиннов.



Джинов кормят не просто так, от них ждут решения многих бытовых проблем - изгнания болезней, решение проблем персональной бедности и так далее.





Как известно, Аллах создал джиннов из бездымного огня. Они были созданы раньше сынов Адама и были наделены силой и способностями недоступными человеку. Поэтому многие люди просят джинов решить их проблемы. Для этого пишутся записки с прошениями - их оставляют в руинах Фируз-Шах Котлы.





Культ джинов, процветающий в Фирузабаде, не такой древний, как кажется, впервые их обнаружил здесь странствующий факир  Ладдо Шах в конце 1970-ых годов. С этого времени джинны плотно оккупировали умы местных жителей. Сейчас для встречи с призрачными существами, даже сделали бесплатный вход по четвергам на территорию Фируз Шах Котлы.



Под полом древней мечети есть множество галерей, куда почти не попадает свет. Понятное дело, что наиболее могущественные джины - ифриты живут в самых глубоких галереях, так как чем дальше в лес, тем толще партизаны:)





Добраться туда нелегко, верующие жгут множество курительных палочек, и все галереи окутаны дымом - я видел людей, выходящих оттуда в полубессознательном состоянии.





Как и при входе в любые святые места в Индии, перед входом в галереи Фируз-Шах Котлы нужно снимать обувь. А, ведь на дворе не месяц май! Я был в Дели в январе, днем температура не подымалась выше 10-12 градусов тепла, и ходить внутри нужно не по чистому ковру мечети, а по сырой земляной поверхности, засиженной джиннами и летучими мышами..







Женщина-суфий руководит всем религиозным процессом в подземельях Большой мечети Фирузабада.


Подношения джиннам.








Известно, что многие джины являются мусульманами, но далеко не все. Я предполагаю, что по логике вещей, в подвалах Большой мечети живут джины мусульмане, так как любым другим существам, не принявшим Аллаха, было бы неуютно жить в таком святом месте. Люди, молящиеся в мечети, отмечают, что иногда джины выползают из своих нор на молитву и пристраиваются позади прихожан мечети.







Джины размножаются отнюдь не почкованием, они также разнополы, как и люди. Порой джины могут вступать в половые отношения с дочерьми Адама.





Но,  не все ученые разделяют это мнение, например Аль-Маварди ( годы жизни 974-1058гг.) считал что:
"Разум отвергает (возможность близости между джиннами мужского пола и женщинами) из-за разницы в видах, природе и чувствах. Человек - телесен, а джинн - бестелесен. Человек был сотворен из глины, а джинн - из огня. Таким образом смешение при таких различиях - невозможно, а потомство не может быть порождено".
А известный ученый Ибн Таймийа (1263-1328гг.) писал следующее:
"Джинны и люди могут также иметь близость друг с другом и порождать потомство. Это нередко встречаемое происшествие и известно многим".
Так что у ученых нет однозначного мнения по этому вопросу....





Рядом с  Большой мечетью Фирузабада, находятся руины странного пирамидального сооружения, увенчанного одиноко стоящей колонной. Возможно, это то немногое, что уцелело от дворца Фируз-шаха, колонна же наверху очень примечательна - это один из знаменитых монументов царя Ашоки, жившего в 3 веке до н.э.





Эту колонну Фируз Шах Туглак нашел в лесу  во время охоты и приказал переместить ее в свой дворец. На колонне высечены знаменитые эдикты  царя Маурьев. Причем, никто из приближенных султана так и не смог прочитать этот текст, потому как письмо брахми, которое было использовано для написания эдикта, уже было неизвестно в Индии 14 века.


Сейчас колонну используют для приобретения счастья, до нее надо обязательно дотронуться и счастье автоматически снизойдет до ищущего. В пирамидальном сооружении, на котором стоит колонна, также живут джинны.
Для того чтоб проникнуть туда, надо было пролезть через узкую щель в воротах, высотой где-то метр и шириной 30см. Индусы любят ограничивать доступ в святые места таким образом, чтобы жизнь не казалась раем, т.е. они специально еле-еле приоткрывают дверь и страждущие протискиваются туда. Я пролез вместе со всеми, хоть это было нелегко - одновременно десятки людей протискивались в эту дырку.



Внутри все также жгли благовония, чтобы привлечь внимание джиннов.
Здесь тоже был свой "смотрящий" суфий, он тихо сидел в углу, но при этом хорошо контролировал ситуацию.



Один из его подопечных очень навязчиво начал клянчить у меня деньги "за просмотр", я еле от него отделался, пришлось даже прибегнуть помощи местных служителей правопорядка - это были два молодых индуса в форме и с большими палками в руках. Я им намекнул, что религия опиум для народа что я и так заплатил за вход, и что это, прежде всего, исторический памятник, а не место проведения мракобесных обрядов - ребята с палками тут же вспомнили о дарованной им власти, закивали головами и отогнали навязчивого служителя культа.
Потом эти два смотрителя руин дворца открыли мне вход в баоли - огромный  колодец.




Подобные гидротехнические сооружения присутствуют во всех древних индийских городах. Правда, круглый баоли я видел только здесь, в Фируз-Шах Котла, в других местах баоли имеют прямоугольную форму.



Кое-где в руинах города сохранились мавзолеи времен Делийского султаната.


Подобным лоскутом зеленого шелка отмечают могилы святых людей. Надгробие уже давно исчзло, но память о захоронении осталась.


Остатки северной стены резиденции Фируз Шаха.


Руины дворца.




Пока мужчины стоят в очереди, чтобы встретиться с джиннами, женщины и дети занимаются своими прямыми обязанностями, а именно перетаскаванием глины. Глину таскают на головах в специальных корзинах.


Вечер в Фируз Шах Котла.


Мои посты, посвященные Индии:
Взлет и падение Старого Дели.
Жизнь на Мейн Базаре или путешествие в сказочную Индию.

Индия, Дели

Previous post Next post
Up