В этот пост я выложил выдержки из докладов полковника Терещенко А.В., осуществлявшего первое документальное «исследование» столицы Золотой Орды - города Сарая (с 1843 по 1851 гг.) Тема мне кажется интересной, так как Сарай - первая столица государства, на месте которого находится Россия, правда, сейчас стараются это не вспоминать…
Небольшое отступление, я здесь опускаю, что на самом деле разрыл полковник Терещенко «со товарищи», потому как место столицы Золотой Орды не идентифицировано до сих пор. Скажу только, что копал он рядом с поселком Царев, недалеко от Волгограда. Сейчас считается, что это или поздняя столица - Сарай-Берке или Гюлистан - загородный дворец ханов. Правда, то что нашел Терещенко явно больше, чем просто дворец.
Сейчас от методов, которыми пользовались исследователи середины 19 века, многих современных археологов хватит удар. Но тогда это была единственная реальность. Терещенко не делал никаких чертежей или рисунков, все что есть, это его скудные описания.
Мне кажется удивительным то, что нашел Терещенко, ведь надо учитывать, что ордынские города сознательно разрушались столетиями, начиная с 16 века. Почти все города Российской империи на Нижней Волге были построены из кирпича, добытого в развалинах Сарая и других подобных ордынских городов. Кирпич добывался в промышленных масштабах, начиная с постройки русскими Астраханского кремля. Каковы же были масштабы Сарая, если даже после столетий варварского расхищения, там остались такие руины!
Для справки - сейчас в Цареве нет ничего из того, что видел Терещенко, он сам, скорее всего, и подобные ему «исследователи» полностью уничтожили все постройки…Сейчас там голая степь.
То как выглядит Царевское городище сейчас, можно посмотреть здесь:
community.livejournal.com/volgohist/12426.html Несколько важных комментариев:
"Курганами" названы насыпи, образовавшиеся из статков сооружений Сарая (жилища, общественные здания, мастерские, дюрьбе-мавзолеи и др.), покрытые к тому времени слоем земли и песка. - Ред.
Русские меры длины - 1 верста = 1.0668 километра
1 сажень = 2.1336 метра, 1 аршин = 71.12 сантиметра
В некоторых местах я перевел все в метры и км и выделил интересные, на мой взгляд, фрагменты текста жирным шрифтом.
Еще информация «для наглядности», современный город Москва имеет диаметр с запада на восток внутри мкада 30 км, диаметр внутри Садового кольца 4,5 км…..
Описания Сарая до 1843 года:
П. И. Рычков в XVIII в. писал: “А по речке же Цареве, сказывают, верст на 30 великие строения в развалинах видны”( Соответственно 32 км)
Описание сделанное путешественником А.Ф.Леопольдовым в 1837 году : "Начинаясь подле Безродного (или Верхнеахтубинского)," говорит он, - "тянутся развалины верст на 70 по самому гребню сырта до села Пришиба... Развалины сии то часты, то редки, то велики и обширны, то малы и незначительны... Далее, от села Пришиба, через город Царев, почти до деревни Колобовщины, видны на 15 верст развалины почти сплошные и большею частью огромные. Это остатки бывшего города.
Выдержки из докладов А.В. Терещенко.
"Остатки бывшей столицы Золотой Орды обозначаются ныне, по левому берегу реки Ахтубы, безпорядочными кучами курганов** и насыпей, вьющимися в многообразных направлениях искусственными каналами, водохранилищами и окружавшими Сарай насыпными валами: все это раскинуто на двадцативерстном протяжении от селения Пришиб до деревни Колобовщины. Тут главные группы курганов и насыпей, образовавшихся из зданий столицы Джучидов; что же касается до следов жилищ Татарских в окресностях ее, то они,........простираются почти на стоверстном протяжении (100 км) по прямому направлению и на 450 верст в окружности.
Курганы и насыпи умножаются постоянно, по мере приближения к Цареву; а в четырех верстах к северо-западу от него, множество курганов, насыпей, каналов, водоемов и озер, в одной густой массе, представляют убедительные доказательства существования тут столицы, коей средина обведена была большим валом, имевшим местами кирпичное основание, причем на оконечностях устроены были плотины для предохранения ее от потопления, во время весенних разливов, и сохранения воды в каналах и озерах, во время засухи. В средине бывшей столицы находятся курганы, имеющие до 280 сажень в окружности (примерно 600 метров); но самый большой изо всех курганов, это "Колобовский", в деревне Колобовщине, отстоящей до десяток верст от главного гнезда развалин.
Все эти курганы были уже разрываемы; искатели сокровищ перекапывали их тысячу раз, и безжалостно истребляли находимые вещи. Самый кирпич вывозили на продажу в дальные места: из него выстроены не только здания соседственных деревень и селений, но в Дубовке, Царицыне и даже Астрахани, находящейся отсюда в 440 верстах. Над беззащитными развалинами Кипчакской столицы щечился всякой, кто хотел, и только в наше время приняты меры к прекращению дальнейшего расхищения.
В первый год поисков(1843), приступлено было прежде всего к разрытию десяти больших курганов. В них попадались изразцы разноцветные, мозаико- вые и с позолотой. В одном кургане отрыли стену, убранную мозаиком и голубой пол, в другом - несколько стен с остатками комнат, в коих пол был выложен мозаиком и круглыми шестиугольными кирпичами; в третьем - пять комнат с небольшими и обыкновенным кирпичным полом, в четвертом - водопроводные трубы, проведенные по стенам комнат уже разрушенных. В других четырех курганах отрыты комнаты с обломанными стенами и кирпичным полом, частью выбранным. В девятом открыли магометанское гробничное здание с куполом, круглыми сводами, сохранившимися стенами и входом; здесь нашли восемь разбросанных скелетов; подле одного из них лежали обломки от ятагана и меча и железные перержавленные куски от каких-то орудий. В десятом - каменный свод, в роде пещеры; под каменным полом ее были проведены трубы в пяти разных направлениях и тут же отыскан остаток медной трубки от фонтана.
...магометанское кладбище, расположенное вне Сарая, и простирающееся почти на семь верст: тут отрывались в большом числе одни скелеты, в кирпичных гробах. Украшения и одежда на них истлели, но кости сохранились в целости, а зубы - белые, как слоновая кость. Стала обозначаться также явственно и линия вала, окружавшего Сарай.
Во второй год поисков (1844) работы начаты были с так называемого Колобовскаго Кургана, находящагося на берегу Ахтубы в деревне Колобовщине, отстоящей от города Царева на семь верст. Он весь был засыпан песком, известью и грудами кирпича, и до того плотно склеилась в нем земля с известью, что приходилось разбивать ломами даже верхнюю кору. Издали курган этот представляется горою: высота его будет до 15 сажень( 32 метра), окружность - до 100 (213 метров), а четвероугольный вал, которым он обведен - в окружности до 300 сажень.
Старожилы рассказывают, что они видели еще здесь стены, столь широкие и толстые, что по ним свободно можно было разъезжать тройкою, и что на западном углу вала стояла еще каменная "сторожка", то - есть башня.
Внутри главного здания и за валом, отрывались во множестве человеческие остовы, довольно хорошо сохранившиеся, но украшения их истлели. Покойники лежали головами иные на юг, иные на запад; руки их были сложены не на груди, а на коленах. По остовам этим нельзя заключать, чтобы тут была мечеть, потому что в самом средоточии Сарая, их находили нередко даже под полом зданий, и около стен жилья. С очищением значительной части главного кургана, отрыли поломанный свод, упиравшийся о кирпичные столбы; по бокам оказались стены комнат, внутренность которых была завалена перерытым кирпичем, а подле стен находились сгнившие двери. У стены, обращенной на север, отрыли три кирпичных склепа, обведенных со всех четырех сторон кирпичными стенами толщиною в поларшина; внутренность их была обита досками, а крышею служил кирпичный же свод. Внутри одного их этих склепов лежал мужской остов в деревянном гробе; платье и доски, все истлело. В двух остальных стояли два деревянных гроба, бывшие обитыми парчею и скованными металом - каким, за переевшею его ржавчиною, сказать определительно нельзя; кажется, что серебром. В гробах этих лежало в каждом по женскому скелету. Один из них был обвернут в парчу, бархат и шелковую материю, причем голова и грудь обвиты были шелковым покрывалом, прозрачным как кисея. Все это истлело и обратилось в прах; порядочно сгнил даже самый череп остова, небольшой, кругловатый, а между тем сохранились на нем прекрасные черные волосы с длинной густой косою, лежавшей раскинутою по плечам. Другой скелет был обвернут в шелк и атлас, перегневщие равно как и самый череп, на котором оставался всего клок жиденьких волос. Подле этого скелета лежал остов дитяти.
На одной из оконечностей вала, нашли куски от жерновов, мраморные тумбы, мраморные карнизы, мраморные и из дикаря разбитые доски. На обломке одного камня видна половина высеченного на нем креста.
....и все пространство между Царевкою и главным курганом изрезано на участки, отделявшиеся друг от друга каналами; по берегу же самой Ахтубы рассыпаны мелкие курганы, в коих оказались остатки стены с полом. Под полом найдены остовы в совершенно истлевшей одежде.
Судя по веселому местоположению Колобовского Кургана и разбросанным вокруг насыпям, водоемам и каналам, можно заключать, что здесь находился загородный дворец ханов.
По прекращении, к началу июня, работ в Колобовщине, перешли в самый город Царев, где дотоле нельзя было начать раскопок по причине необыкновенного разлития Волги, потопившего почти всю местность Сарая.
Здесь начали разрывать так называемый Каменный Курган. Стены его оказались сложенными из дикаря, а верх из залитого известью кирпича. Толщина стен 2
( 1,5 метра) аршина, пол вымощен внизу дикарем, а свод, толщиною в 1 аршин 2 вершка, весь из дикаря. По всему зданию проведены были водопроводные трубы, направленные к водоемам и каналам. Между сводом и полом поделаны круглые подвалы, на подобие пещер, в окружности от 8 до 13 / сажень. В этих пещерах хранилась вода, которая собиралась помощью водопроводных труб. В одном месте торчал медный фонтан. Замечательно, что весь свод здания держится силою сцепления одной смазки и утвержден на грудах дикого камня, залитого известью, окружность всего здания 48, в длину же и ширину имеет оно 12 сажень. На верхнем полу заметны обломанные стенки комнат. В девяти саженях от этого здания, прорыты были вокруг него рвы, шириною в 1 / сажень, наполнявшиеся водою, и все пространство от здания до рва вымощено дикарем.
За рвом находится вал, выложенный местами камнем и простирающийся в окружности на 668 сажень (1425 метров). Хотя на этом месте стоят теперь избы, однако во дворе их все еще местами обозначается пол из дикаря и кирпича. Вал соединен с каналами и большими водоемами. Все это вместе окружало здание; с северной же и южной сторон тянутся к нему широкие каналы, соединенные с Сахарным Озером, и все пространство между ними вымощено кирпичем. По всем этим признакам можно заключить, что здание это было укрепленным дворцем.
Многие рассказывают, что для фундамента городской церкви в Цареве и для отвоза в селение Капустин-Яр, не очень еще давно ломали из этого кургана плиты, разбирали торчавшие еще тогда по углам башни, и сломали тут какую-то "Мамаевскую бабу", стоявшую на четырех ногах, потом, пробив в трех местах верхний пол, разобрали его и поломали трубы с фонтанами. Носится также предание, что тут доселе живет Мамай, который бережет зарытого в землю золотого коня.
По уменьшении воды, заливший внутренность Сарая, приступлено было к раскапыванию разсыпанных здесь около так называемого Большого Кургана, по разным направлениям, насыпей и незначительных курганов. Везде обозначались следы комнат со стенками, и внутри их печи со сводами; по бокам стен валялись горелые бревна, кучи уголья и золы. Под полом лежали в склепах человеческие кости. Вся эта местность обведена рвом, кое-где выложенным кирпичем, а по рву проведены каналы.
….в нескольких шагах от стены, нечто в роде отхожего места. Пол в нем кирпичный, стольчак на каменных столбах, и поверх их плита из дикаря, обложенного голубым изразцем; посредине круглая большая дыра. Раскапывая гладкую поверхность, отрывали постоянно землянки, печи и куски битой сосуды. Между ними нашли два медных наперсных креста, с изображением Распятия Спасителя. Между насыпями попадались разные токарной работы вещи, множество водопроводных труб, котлы, обломки стеклянной, цветной, фаянсовой и глинянной посуды, кожа, нитки, холс, поясы, обувь, парча, украшения женские, чернильницы, разные посуды, подсвечники, ночники, костяные иглы, перержавленные ножи, топоры, заступы, смола, канифоль, кольца, перстни и монисты.
Затем, произведено было разрытие могильной насыпи в Верхнеахтубинском селении, в 42 верстах от города. Эта насыпь, заросшая травою и лесом, иметь в длину - 32 (почти 70 метров), в вышину - 16 ( 34 метра) и в ширину - 4 1/5 сажени. По углублении на три сажени, отрыли в ней внутренность могилы, выложенной досками, и в середине ее остов всадника на лошади. Около лошади и седока лежали куски сгнившего дерева и перержавленного железа и меди; на черепе всадника видны были блестки и красные кружечки, съеденные временем; по бокам лежали опилки как бы от золота; у ног валялись обломки перержавленного оружия. Всадник, обращенный головою на запад, был одет в парчевую одежду, совершенно сгнившую, лошадь покрыта как-бы шелковой материей и металлическими опилками. По бокам конского остова лежали железные перержавленные кольца, ремни и шелковые снурки (шнурки - Ред.). Остов этот держался на деревянных подпорах, которые развалились при открытии насыпи.
В третий год исследования (1845), поиски производимы были преимущественно внутри Сарая; работу начали в одно время с двух больших курганов. Один из них, принимаемый мною за развалины дворца, имеет в окружности около 250 сажень, а другой, который считаю я за монетный двор, 180 сажень; оба отстоят друг от друга, наискосок, не более как в 120 саженях. В первом отрыли внизу две комнаты, с проведенными под ними трубами, которые направлялись к колодезю и большому водоему; вверху, или во втором этаже, очищена была одна комната, стены во всех них выложены местами мозаиком. На "монетном дворе" очистили три комнаты, тут находили слитки меди, обломки от разных орудий и разбитые формы, но более всего монеты, числом до 2,000. Около этого здания откопали, в разных направлениях, три канала, имевшие сообщение как с ним, так и с окружавшими его большими водоемами. Среди мелких курганов нашли наполненную просом яму, а в несколоких саженях от нее - комнату со сводами, в которой лежали обыкновенные лесные орехи, грецкие и миндаль. При дальнейшем раскапывании насыпи, обозначались три комнаты с водопроводными каналами, обложенные кирпичем, потом откопали колодез, из коего проведена была вода в большой канал. В другом месте обозначился свод, в виде дугообразного склепа. Внутренность его выложена кирпичем и смазана известью, объем ее - 10, ширина - 5 / сажень, с двух сторон свода устроены ниши, а напротив них выведено крыльцо с уступами. Подле крыльца лежал из красного мрамора столб; внутри самого склепа найдены куски разного рода орудий и между ними жемчужная серьга, скелет какого-то животного, обломки шпажного клинка и несколько монет. Из числа двенадцати других расчищенных затем насыпей, обнаружились в одной три комнаты, в коих пол выложен голубым изразцем, а по отштукатуренным стенам заметно присутствие татарских письмен.
Вообще во всех насыпях и мелких курганах отрывались постоянно стенки от комнат, водопроводные трубы, посуда и разные домашние вещи.
На одной поверхности, не обнаруживавшей никаких следов здания, отрыли двенадцать комнат в один ряд; по стенам их были проведены водопроводные трубы, найденные изломанными; полы выложены были местами голубым изразцем, по углам некоторых комнат видны были следы печей с остатками дымовых труб, и местами уцелела штукатурка на стенах. Вокруг этого здания находятся большие водоемы, куда были направлены его водопроводные трубы. При раскопке одного из водоемов обозначился колодез с переломленными в нем трубами: должно полагать, что это был фонтан.
На одной площади, выложенной кирпичем, нашли под спудом 37 человеческих черепов; посреди их стояли два опрокинутых кувшина, и в одном из из них была монета времен хана Джанибека. Можно думать, что место это занято было зданием, под полом коего устранена была, по восточному обычаю, семейная усыпальница.
Все это свидетельствует о страшном опустошении, которому по всей вероятности, Сарай подвергся внезапно, в то время, быть может, когда князь Ноздреватый громил его в отсутствии хана Ших-Ахмеда, в конце XV столетия. Не только почти все отрываемые остатки повсеместно носят на себе отпечаток уничтожения мечем и огнем: самая земля даже находится в иных местах совершенно пережженною вершков на 10, на 12 толщиною."