Турецкий туристический город Гереме в древности назывался Матианой (до 20 века Мачджан/Maçcan). Скорее всего этот топоним был связан с племенами матианов (матиенов), известных уже в I тыс. до н.э., и
пришедших в Каппадокию из Азербайджана. О народе матиенов на реке Галис, ныне Кызылырмак, писали многие античные авторы. Интересно, что ближайший к Матиане населенный пункт, который сейчас известен как Чавушин, в древности имел название схожее с наименованием другого народа из Азербайджана - кадусиев (кадисенов, греч. Καδασηνοί). В житии местного мученика Иерона (VI век) топоним Кодессане (или Кадесане) с большой вероятностью относится именно к Чавушину. В Кодессане находился древнейший в Каппадокии христианский храм -
собор Иоанна Крестителя (V век), где когда-то хранились мощи местного мученика Иерона.
Возможно, что кадусии - это другое название матиенов. Примечательно, что известный российский лингвист О. Н. Трубачёв выводил этноним "кадусии" из средне-др. индийского языка как *kad-usi(ia)- в пещерах живущие, от ср. др.-инд. khada 'пещера, нора, яма, хижина, шалаш' и vas- 'обитать, жить', khada-vasya- 'живущие в пещерах'. Это несомненно важная характеристика жителей района Гереме - создателей внушительных скальных и подземных строений в Каппадокии. Древнейшие авторы упоминали народ кадусиев на юго-западе Каспийского моря. Также они были известны как «кудишайе» на севере Сирии в Нисибине.
Кафедральный собор Матианы, VI век.
Скорее всего расцвет Матианы в VI веке был связан с угасанием жизни в здешнем древнейшем
храмовом городе Венасе (ныне Аванос). В 515 году Венаса подверглась нападению гуннов-савиров, есть основания думать, что город так и не оправился после этого нападения. На данный момент в Аваносе известна всего одна церковь, она относится к VI веку. То есть после VI века церкви там уже не строили, ибо население Венасы переселилось в менее доступные места. Аванос как известно располагается на равнине - на берегах
реки Кызылырмак (древний Галис). Несомненно, скальные поселения, находящиеся в нескольких километрах южнее (Чавушин, Гереме, Зелве и т.д.) предоставляли людям более спокойную жизнь, но при условии освоения здешних скальных массивов. Видимо именно здесь и сложилась знаменитая каппадокийская скально-подземная цивилизация. Естественно скальная архитектура в Малой Азии существовала и ранее. Здесь можно вспомнить знаменитые ликийские и фригийские скальные гробницы. Фригийцы начали возводить города в скалах еще в первой половине I тыс. до н.э. Но нет сомнения, что своего пика скальная цивилизация Малой Азии достигла именно в Каппадокии, особенно в районе Гереме - начиная с V по XIII век.
Вид на укрепленный центр Матианы с востока - со стороны нынешнего Гереме.
Центр древней Матианы находился чуть западнее нынешнего Гереме. Сейчас это ближайшая окраина туристического городка. Расположение древнего города было обусловлено оборонительными нуждами. Кафедральный собор Матианы (церковь Дурмуш Кадир) и прилегающий к нему район находились в долине, замкнутой со всех сторон скальными гребнями. Это настоящая естественная крепость. Единственная нормальная дорога туда была пробита через скальный массив. Вероятно этот туннель существовал здесь еще до основания поселения, так как в этой долине уже с эллинистических времен возводились
скальные гробницы для аристократии древней Венасы. Возможно со временем туннель расширялся. Сейчас заехать на автотранспорте в долину можно только через него.
Кафедральный собор Матианы находится в южном скальном массиве. Сейчас он полностью лишился своих внешних фасадов. Стена северного нефа собора также обвалилась.
Нынешнее название церкви Дурмуш Кадир (Durmuş Kadir kilisesi) происходит от имени владельца участка земли, на котором располагается храм. Каменные ступени к нему были пристроены лишь недавно - для удобства туристов.
Вход в церковь ведет в обширный нартекс (притвор) с цилиндрическим сводом, где располагалось до десятка погребений.
Собор не имеет росписей на своих стенах. И только в оформлении погребальных аркосолиев нартекса можно различить незначительные каппадокийские орнаменты красной охрой.
Вход в главный неф.
Несмотря на отсутствие фресок, церковь выглядит очень нарядной за счет высеченных архитектурных украшений. В соборе сохранилась алтарная преграда и амвон - все вырезано из местного камня непосредственно при создании основного объема храма.
Собор Кадир Дурмуш уже имеет характерные подковобразные арки. Правда, еще не совсем выраженные. Именно поэтому его принято датировать VI веком. Более ранняя
церковь в Чавушине еще таких арок не имела, ее относят приблизительно к V веку. Скорее всего, собор Матианы - это второе по возрасту строение в Каппадокии. Хотя здесь уже возможны варианты, ибо от VI-VII веков сохранилось уже достаточно много строений. Сама проблема генезиса подковообразных арок (мавританских) очень интересна. Самые ранние подобные арки известны в Северной Сирии (в Нисибине). Но я бы предположил, что природа этого элемента в Каппадокии может включать в себя не только сирийское (или сирийско-персидское) влияние, но и местное - анатолийское. О последнем может свидетельствовать невероятная популярность этих арок непосредственно в Каппадокии.
Главный неф церкви Дурмуш Кадир.
Северный неф церкви и алтарная апсида с престолом.
В северном алтаре церкви сохранилась ниша над престолом внутри которой изображение видимо еще одного престола. Сверху на это рельефное изображение очень схематично нанесен крест красной охрой.
Синтрон и кафедра епископа в центральной апсиде церкви.
Алтарь в южной апсиде храма. Здесь сохранилась часть алтарной преграды.
Каменная купель в южном нефе собора. Вода в эту купель попадала через водосток в стене.
Рельефный декор стен базилики. Три окна (или три двери) это важный символ троичности божества. Тройственность была свойственна образу Богини Матери. В христианское время это несомненно символ Святой Троицы.
Есть предположение о том, что церковь так и не была достроена. Отсюда и отсутствие росписей. Популярна мысль, что собор перестали использовать почти сразу после возведения из-за якобы рухнувшей внешней стены. Но значительное число погребений в нартексе церкви ставит под сомнение подобную гипотезу.
В османское время церковь пытались использовать под голубятню, для этого рухнувшую стену заложили камнями и отштукатурили. Хотя потом, как видим, эта стена тоже рухнула. Также заложили окна, оставив небольшие дырки для птиц. Как правило, окна голубятен снаружи украшались живописными орнаментами, а иногда и фигурами людей или животных. Эта народная живопись во многом продолжала старые каппадокийские традиции расписывания архитектурных объектов красной охрой.
Османские расписные окна голубятни.
Западнее собора расположен отдельный склеп с цилиндрическим потолком. В склепе есть только одно погребение у противоположной от входа стене. На стенах два восьмиконечных креста и орнамент, выполненный красной охрой. Видимо, это было очень значимое погребение, если для одного человека вырубили рядом с кафедральным собором отдельный склеп.
Справа от церкви, по верху скального гребня, видна длинная галерея. Ее использовали под голубятню, но неизвестно с какого времени. Вероятно ранее здесь могли быть какие-то жилые помещения.
Голубятни внутри.
Аркады в голубятнях это несомненно чужеродный элемент оставшийся от более древних помещений.
В конусах на территории цитадели сохранились римские и эллинистические гробницы. О них
я писал ранее. Возможно здесь существовали и какие-то другие строения. Остатки которых мы попытаемся найти.
Вид на цитадель Матианы с запада. Замкнутая скалами долина плавно стекает вниз. Вдали видны строения современного Гереме.
Общий вид скалы с храмом Дурмуш Кадир. Она чем-то напоминает многоквартирный дом. Помещения в ней вырезаны по всей ее площади.
Примерно в 50 метрах восточнее церкви у основания скалы виден загороженный вход в подземную пещеру. На стенах здесь остались следы рельефных украшений - орнаменты и крест в круге.
Это северный вход в пещеру именуемой "Подземной или погребенной базиликой". Сущность строения не ясна. По форме это огромная нора в основании скалы, пронизывающая ее насквозь. На юге она также выходит наружу. Ее стены имеют рельефные орнаменты. Хотя сама структура подземных помещений нарушена так, что уже приближается к естественной пещере. Рукотворность данного объекта уже мало осязаема.
Северная часть подземной базилики выглядит как огромный зал неправильных очертаний. Но еще можно заметить галерею с арками. Сейчас вся она завалена строительным мусором и разным хламом.
Один из нефов этой базилики сохранился на южной стороне. Сейчас вся пещера - это частная территория. Южный ее конец приспособлен под жилье. И как видим вполне комфортное, кто-то устроил себе здесь частный дом или дачу.
Французская исследовательница Николь Тьерри датировала базилику VI веком. Правда, непонятно на чем этот вывод основан. Многочисленные глухие арки, которые можно лицезреть на сводах, стали популярны скорее к 10 веку.
Н. Тьерри считала это строение трехнефной базиликой. Наверно так и есть, сейчас в боковых нефах размещены жилые помещения. На фото 1988 года можно видеть как она выглядела до ее превращения в жилье. Базилику так и не раскопали до конца, наполовину она заполнена спрессованной грязью. Данное помещение не могло быть церковью, так как оно вытянуто с юга на север.
В сущности, это мог быть еще один проход в цитадель Матианы, ведь главный неф базилики пронизывает скалу насквозь. И через него можно легко попасть в области к югу от скалы.
Фото Сью-Энн Уоллес, 1988 год.
Старое фото Погребенной базилики хорошо иллюстрирует то, как преобразила район Гереме туристическая индустрия. Город начал разрастаться. Под жилье, гостиницы, рестораны стали захватываться все новые и новые скальные объекты. Еще в 1980-х годах район древней Матианы пустовал. Сейчас его пещеры уже стали использоваться для нужд растущего населения Гереме.
Последние годы это процесс еще более ускоряется. На фото ниже скальный конус перед церковью Дурмуш Кадир, который я снял в 2017 году. Внизу его заметны следы древнего скального помещения, скорее всего церкви. А еще ниже мое фото уже 2021 года. Где у основания конуса уже появилось нечто похожее на летнее кафе.
Территория вокруг Гереме осваивается туристическим бизнесом просто стремительно. Возможно сейчас там уже полноценный ресторан.
На стенах древней церкви сохранились рельефные орнаменты, похожие на те, что мы видели в "Погребенной базилике".
В конусе на западной окраине Матианы можно обнаружить еще одну церковь. Про эту скалу я писал уже несколько раз, в ней сохранилось несколько гробниц рубежа н.э.
Но есть там и небольшая церковь. Собственного имени она не имеет. Это храм с двумя апсидами и алтарями в них. Церковь имеет росписи красной охрой на стенах, и ее можно датировать X веком.
Через лаз в северном алтаре церкви можно попасть в небольшую погребальную камеру римского времени. Арки в храме уже имеют законченный подковообразный вид. Орнаменты имитируют или языки пламени, или солнечные лучи. Подобное оформление арок пришло в Каппадокию из архитектуры Омейядского Халифата. Хотя впервые такие "сияющие или горящие" арки можно видеть во дворце сасанидского царя Ардашира I (III век).
Я бы предположил что красные точки в куполе церкви это имитация капель дождя. Несомненно, это символика божества грозы, хорошо известная еще с изображений на керамике периода неолита. В христианское время эта символика связывалась с Богородицей и Иисусом Христом. Аллегорий в виде дождя и облаков в христианской литературе известно много. Например: "Облако есть, яко носившая Бога и изливающая нам дождь Божия милости и благодати". Св. Дмитрий Ростовский
Капли дождя можно рассмотреть и на стенах церкви вместе с фигурами каких-то животных. В центре, под аркой видимо какое-то копытное или птица, слева, плохо различимое изображение птицы.
Вид на цитадель Матианы с севера.
В Гереме никогда не проводились археологические раскопки, поэтому о сущности древнего поселения здесь практически ничего не известно. Скорее всего к цитадели древней Матианы прилегал какой-то посад. К востоку от собора Дурмуш Кадир можно обнаружить множество следов строений вырезанных в скалах. Ниже восточная оконечность скальная гребня в котором находился и кафедральный собор. Вся она изрезана рукотворными полостями.
Ниже, на фото, прилегающая к цитадели Матианы с востока территория. Здесь много невысоких скальных образований в которых возможно располагались дома жителей. Все поселение несомненно было пещерным. Из отдельных камней выкладывали только подпорные стены земляных террас, которые скорее всего несли также оборонительные функции. Заборостроение в Каппадокии было развито хорошо. В начале 20 века греческие переселенцы из Гереме вспоминали, что их поселок был полностью окружен стеной из крупных булыжников. Только через один проход на севере можно было попасть в Матиану, тогда название поселка звучало как Мачджан (Maçcan).
Помещения в низких скалах и жилые скальные конусы на заднем плане. Это поселение в конусах к северу от цитадели Матианы появилось скорее всего только к X веку. В это время центр Матины несомненно сместился севернее. Об этом поселении X-XII веков рассказ будет позднее.
Внешняя сторона скального гребня окружающего цитадель Матианы с многочисленными следами человеческой деятельности. В том числе и современной.
Читайте также:
Каппадокия и древний Азербайджан. Что у них общего и какие народы там проживали? Базилика Иоанна Крестителя в Чавушине - древнейшая церковь Каппадокии Гереме - туристическая столица Каппадокии. Город Богоматери и его древняя история