Театр войны (рецензия на фильм Сталинград, 2013 год)

Oct 20, 2013 17:23



Благодаря своим отцам я не знаю что такое война…
В последние годы, даже нет, пожалуй, десятилетие, в российском кино сложилась странная тенденция - снимать фильмы о войне, которые поливают пахучей субстанцией коричневого цвета Красную Армию, ту самую, которая одержала победу над фашизмом. Сюжеты в подобном кино не выдерживали никакой критики и не поддавались банальной логике… Вот наш зритель и начал вешать ярлыки на кино, даже его не посмотрев. «Не смотрел, но осуждаю!» - вот главный лейтмотив большинства комментариев к подобным фильмам… Не обошла эта судьба и «Сталинград». Так ли ужасен новый фильм Бондарчука? Давайте разбираться.

Сюжет. 2011 год. Япония. Сергей работает спасателем МЧС России во время небезызвестных событий двух летней давности. Дабы успокоить одну из потерпевших он рассказывает, что у него было целых пять отцов…

Отсюда история и переносит нас в 1942 год. Мать Сергея, 19-летняя Катя, последняя выжившая жительница дома у правого берега Волги. Он (дом) постоянно то отвоевывался советскими войсками, то отдавался немцам. И вот советские войска вновь идут в наступление, чтоб отбить у противника дом, а с ним и целый плацдарм для атаки на позиции врага. Но что-то пошло не так, и наступление срывается. Единственными, кто перешел реку стали разведчики во главе с капитаном Громовым… они спасают Катю от немцев, которые хотели ее убить. Но увести ее из опасного дома они не могут, потому как они получают приказ - дом не сдавать в течении трех дней, пока не придет подкрепление. Так военные, оставшиеся один на один с врагом, фактически без снаряжения, должны сделать невозможное - защитить дом и его последнего жителя.

«Сталинград» первое российское кино, снятое под формат IMAX 3D, что собственно и видно с первых кадров - картинка сочная, порою - даже очень. Это как плюс, так и минус картины, т.к. в какой-то момент глобальный спецэффект начинает попросту надоедать (благо в фильме есть на что переключится), а летящий пепел, который падает с неба весь фильм, под конец уже просто не замечается. Впрочем, как говорят, «лучше перебдеть, чем недобдеть».



Один из первых кадров в фильме. Уже тогда было понятно, что будет очень красиво!

Фильм начинается с наступления советских войск. Минуя череду весьма масштабных спецэффектов, Громов и ко закрепляются в здании, и на этом очень высокий темп падает. Но не сильно. Нас знакомят со всеми обитателями дома, так же понемногу начинается развитие и второй сюжетной линии - романа капитана немецкой армии Петера Кана и советской девушки Маши, которая так похожа на его умершую жену, а потому он ее оберегает, кормит и… и все остальное он тоже с ней делает…

Вообще «Сталинград», в отличии от псевдоисторических псевдофильмов показывает антигероями именно немцев, за что ему отдельное спасибо. Ну наконец наши солдаты нормально обмундированы (привет «Врагу у ворот»), они не палят дома с людьми и расстреливают исключительно дезертиров, а не всех, кого вздумается (привет самой правдивой игре на свете - «Company of Heroes 2»), да и сами по себе, они воюют за  Родину без загранотрядов в тылу, потому что смелые, потому что за Родину (тут очень сочный привет «Утомленным Солнцем - 2», к которому, особо умные, приравняли сам «Сталинград»)…

Нет ничего важнее мелочей. К этой прописной истине создатели «Сталинграда» отнеслись уж слишком серьезно. Дотошная проработка деталей, является одной из особенностей фильма. Бондарчук уже однажды обжёгся, выпустив в прокат кино с картонными танками, а потому здесь  такую оплошность позволить себе просто не мог. На экране все продуманно вплоть до окурков. Финальным штрихом для создания атмосферы стал отличнейший саундтрек «в лучших традициях Зиммера» от самого Анджело Бадаламенти (того, который легендарную тему из «Твин Пикса» написал). Когда нужно он есть, когда не нужно - его нет. Одним словом, на экране, подобрано все и построено идеально.

Очень много «обозревателей» жалуются что в «Сталинграде» почти не было войны. Это не правда. В «Сталинграде» война повсюду. В каждой из тысячи деталей на экране: афишах, газетах, сигаретах… потому те, кто хотел увидеть экранизацию «Medal of Honor» или «Call of Duty», закономерно, остались недовольными.



В "Сталинграде" именно немцы палили местное население, за что и поплатились

Диаметрально противоположные отзывы частенько играют против фильма, но в случае «Сталинграда» - они привели людей в кинотеатры. Ну и реклама, конечно же, но в большей мере скорее отзывы, потому как когда одни говорят что кино шедевр, а вторые наоборот, значит стоит сходить в кино и сложить собственное мнение. Уже за первый уик-энд фильм собрал больше 16 миллионов долларов, что для России является просто феноменальным результатом. Что касается окупаемости, то при бюджете в 30 миллионов, фильм вполне может претендовать и на прибыль, если не от проката в кинотеатрах, то будет еще релиз на DVD (который при усиленной борьбе с пиратством уже не кажется каплей в море) и продажа прав на показы на телеканалах.

Создатель фильма - небезызвестный в мире нашего кино Федор Бондарчук. Человек, за свою карьеру режиссера снявший, по хорошему, только два фильма - военную драму «9 рота», которая была названа исторической, за что и получила шквал критики от ветеранов, и «Обитаемый остров» (две части которого можно считать одним фильмом), который снимался по книге Стругацких, и получил шквал критики за недоработки деталей… Все это очень повлияло на «Сталинград». Фильм не был объявлен историческим и Бондарчук нигде не рассказывает, что просмотрел сотни часов хроники или что события в фильме самая что ни на есть правда! Ну, а относительно детализации уже говорилось - в фильме абсолютно все стилизовано под 1942 год.



Наши бегут в атаку. Кто с автоматами, кто с саперными лопатками, но в руках наших солдат оружием является абсолютно все!

Удивил Бондарчук и актерским составом. Он полностью меняет предыдущий подход, когда даже в эпизодах у него играли звезды. Единственным известным актером в фильме является Пётр Фёдоров, который играл у Бондарчука в «Обитаемом Острове», где с задачей справился, объективно, лучше всех. Вообще Федорова можно назвать одним из лучших актеров в современной России, вот и в «Сталинграде» он не подкачал. Громов в его исполнении получился настоящим командиром: он нереально крут, он авторитет, он герой! Кто-то говорил, что как таковых героев в фильме нет. Это не правда. Да, большая часть их историй раскрывается через слова рассказчика, но многое понятно и без этих слов. Герои вышли колоритные и продуманные, что на фоне отличной картинки и простого сюжета делает фильм очень даже неплохим.

С самого начала, сидя в IMAX, создается странное чувство, что ты сидишь в театре. И это чувство не покидает до конца. Фильм смотрится очень легко, несмотря на немного рваный темп все два с небольшим часа. Как видим - сюжет фильма прост как 5 копеек, благодаря этому в нем не было наделано тучу ошибок, и это радует. Фактически не было раздражающих не логичных эпизодов, не было бездумных диалогов, а к концу фильма начинаешь очень даже переживать за героев.

Театр войны заканчивается именно так, как и должен был закончится - единственным возможным исходом. Но, несмотря на очевидность, финальная сцена снята отлично, она идеально выверена, ее трагизм просто поражает.

В общем и целом (как говорил один из персонажей фильма), «Сталинград» кино достойное. Даже более чем. «Сталинград» не идеален, и, пожалуй, было бы глупо утверждать обратное, ведь актеры не очень известные, да и сюжет уж слишком прост. Но посыл и слова сказанные в фильме впервые за долгие годы правильные и очень трогают. В моральном плане фильм дотягивает до планки Лебедевской «Звезды», а визуальная часть и вовсе не имеет равных на всем пост-советском пространстве.



Просто герои!

О чем фильм «Сталинград»? Он о героизме, героизме, небольшой такой любви, и опять о героизме! И финальные слова Сергея, чью мать спасли пять солдат, за что она и назвала их отцами своего ребенка (а не за то, о чем подумали особо умные ребятки) в очередной раз это подчеркивают.

«Благодаря своим отцам я не знаю, что такое война…» Уверен, что многие могут сказать то же самое.

Максим Сябер

кино, рецензия

Previous post Next post
Up