Коронавирусное

Sep 28, 2020 00:32


Попались мне тут заметки о коронавирусном кризисе в разных странах глазами тех, кто там живёт. По-этому напишу про собственные впечатления от всего этого в Австралии. Всё-равно жизнь во время эпидемии как-то не блещет разнообразием, чтобы было много про что ещё рассказывать. Предупреждаю, будет длинно. Даже ЖЖ заставил разбить пост на несколько частей.



Фото аэропорта в Авалоне от www.news.com.au


Наверное, этот рассказ всё-таки был бы больше к месту когда всё только начиналось, а не тогда, когда этот вирус уже прошёлся по России, и в той же Москве на пике эпидемии было больше случав в день, чем в Сиднее за всё время.  Что ни говори, островным и другим относительно изолированным странам тут чуть проще.  Но зато сейчас можно это оформить как полную историю, пока всё ещё свежо в памяти.

Хотя я в этих делах совсем не специалист, не удивлюсь, если детальная статистика по разным странам со временем послужит хорошим материалом для исследований. Причём возможно не столько на предмет свойств самого вируса, сколько насчёт культурных и политических особенностей, нюансов систем здравоохранения и так далее, которые эта эпидемия с легкостью вскрывает. Об этом можно было бы и так порассуждать, но, надеюсь, будет возможность сравнивать в цифрах, что обычно предпочтительнее, глядя с моей естественнонаучной колокольни. Такой большой научный эксперимент, в котором мы все - подопытные крысы.

Несмотря на скромное, по мировым меркам, количество случаев, кажется, что к Австралии с нашими новозеландскими соседями в таком анализе стоит приглядеться особо, как к достаточно чистому эксперименту. Во-первых, изоляционизм на уровне штатов серьезно ограничил перемещения между ними. Так что, скорее всего, можно будет без проблем найти контрольную группу для проверки предположений, а с другой и всяких мелких нюансов в разных штатах страны хватало. Во-вторых, всё-таки тут не так много бардака, как в среднем по миру или даже по развитым странам. А если всё же что-то и было далеко от идеала, то, по большей части, можно до сути в конце концов докопаться, если копать. Ну и, наконец, с одной стороны относительно небольшое количество народа, чтобы было реально отследить цепочку контактов в большинстве выявленных случаев, и чтобы иметь хороший охват тестами. И с другой - людей достаточно много для того, чтобы статистика имела смысл. Но вернусь к собственным впечатлениям как всё тут происходило.

Начало

До марта особых изменений в каждодневной рутине заметно не было. Разве что с начала февраля был закрыт въезд из Китая. Причём карантин не предлагался в качестве опции для нерезидентов, а требовалось фактически ехать через какую-нибудь другую страну и провести там две недели. Это много обсуждалось в новостях так как задело достаточно большое количество китайских студентов обучающихся в местных университетах, которые не могли вернуться в Австралию после поездки домой на празднование китайского нового года. А обучение иностранных (в основном китайских) студентов - это основное на чём местные университеты сейчас зарабатывают деньги и, даже вроде как, заметная доля ВВП страны. Тогда, наверное, ещё не особо было понятно, чем весь этот кризис обернётся. А позже, когда подоспели и более серьёзные ограничения, были даже разговоры их чартерами вывозить за счёт государства. Не знаю насколько это осуществилось. Но попадались цифры, что только по четырём университетам находящимся в Сиднее потери составили какие-то нетривиальные суммы вроде полмиллиарда долларов. Не смотря на попытки удалённого обучения, как-то это оказалось далеко не таким привлекательным для иностранных студентов, которые, видимо, выбирали более дорогое по стоимости обучение в австралийских университетах не в последнюю очередь из-за возможности находиться в Австралии.

Для австралийцев застрявших непосредственно в Ухане в этот период были организованы вывозные рейсы. Причём выполнялись они Квонтасом, а не военными, что добавило вопросов в плане того, будут ли карантинить экипажи вместе с эвакуированными, или же они вскоре могут легко оказаться на местном рейсе, как будут обрабатывать сам самолёт, и т.д. Всё-таки в то время информации по вирусу ещё было мало и подход ко всему был с двойной подстраховкой. Не помню, чем там всё в итоге закончилось. Но вроде, судя по СМИ, последствий не было, а лично я никого с тех рейсов не знаю. Где-то на то же время пришёлся мой полёт пассажиром, надеюсь крайний, а не последний. И помню, что обращал внимание на то, какой самолёт выполняет рейс, и был рад, что он точно не уханьский.

В марте к Китаю стали добавлять другие страны. Вначале - Иран, про который я вообще как-то всё пропустил. Если Китай был в новостях всё это время, то вот как зараза попала в Иран, да ещё так быстро, меня удивило. Вроде как такая реакция австралийских властей была в ответ на обнаруженный случай у прилетевшего оттуда. Но тогда возникает вопрос, а почему другие страны вслед за Ираном тогда же не добавили, тем более, что кризис в Европе и США уже начинал набирать свои обороты и по статистике это было хорошо видно. Впрочем понятно, конечно, что политика вмешивается - до иранцев никому нет дела, а закрыть границу для Европы или США - это уже другой разговор. Да и народа, которого такие ограничения затронут, заметно больше. В итоге, правда, вскоре добавили Южную Корею и где-то через неделю Италию, видимо когда этот вопрос уже совсем встал ребром. Но потом, где-то уже в середине марта, вместо расширения списка, было принято решение закрыть границу на въезд вообще для всех, кто не постоянный резидент или гражданин, а на выезд - наоборот, улететь стало возможно только нерезидентам. То есть вариант провести в какой-то третьей стране две недели больше никому не предлагался. Теперь было только требование самоизоляции по прилёту, которое, впрочем, достаточно быстро заменили карантином в гостиницах и под охраной, так как народ в приличных количествах тупо забивал на эти требования в той или иной мере. До закрытия границы некто даже умудрился улететь в Новую Зеландию ожидая результаты теста, которые в итоге оказались положительными.

Кстати насчёт Штатов, про надвигающуюся там катастрофу в общем-то было понятно заранее. Обычно меня не интересует, что там происходит. Но тут в плане была поездка туда в начале мая, которая в итоге конечно же сорвалась, но всякую бюрократию для неё я уже успел сделать. Так что краем глаза следил. В общем, в начале эпидемии отношение числа выявленных случаев к числу смертей было очень похожим у многих стран. И как раз США сильно выделялись из этого тренда, что подтверждало подозрения о неадекватности тестирования там для уже сложившейся ситуации. Кроме того, достаточно большое число случаев в Австралии имело американское происхождение. А это
наводит на мысль, что там всё было даже сильно хуже, чем можно было бы предположить по имеющейся статистике случаев. Всё-таки средний американец не настолько часто в Австралию летает, а также не настолько часто должен иметь возможность заразить среднего австралийца летавшего в Штаты. Ниже приведу картинку, которую я где-то в начале марта утащил с какого-то новостного сайта, даже не вспомню сейчас с какого. Не знаю откуда они брали данные - официальной статистики с такой разбивкой по странам откуда вирус привезли я не видел. Но судя по тому, что там присутствуют и европейские страны, и отдельно Европа, а также Эмираты с Дубаем, возможно как-то завязано на то, что люди пишут в иммиграционной форме. У нас в этой форме есть вопросы в какой стране вы провели большую часть времени (ну или живете в случае нерезидентов), а также в какой стране сели на этот самолёт. Помню как-то мне было сказано при прохождении формальностей, что мол приятно видеть человека, знающего географию. А на мой вопрос о чём это, был ответ, что большинство пишет Дубай вместо UAE. Кстати хорошо, что по крайней мере вопросы конкретизируют. Меня вот часто вгоняет в ступор, когда на паспортном контроле в Домодедово (в Шереметьево почему-то не спрашивают) спрашивают откуда я прилетел. Особенно, если я перед этим полмира объехал и не факт, что был дома какое-то значимое время.



Довольно резкое закрытие границ, да ещё и с разделением по формальному постоянному резидентству в стране, конечно многих застало врасплох. В такой вовлеченной в глобализацию стране как Австралия, конечно хватает и иностранцев работающих на временных, но достаточно длительных контрактах, чтобы считать Австралию домом, и семей или живущих на две страны, или же с разными паспортами или статусами резидента. По-этому, на слуху было много случаев, когда семьи оказались разделены фактически начиная с марта и без какой-то на текущий момент надежды на скорое изменение ситуации, просто оказавшись по разную сторону границы в ненужное время по воле случая. Причём, иной раз, например, по такому казалось бы тривиальному поводу, как сорвавшаяся стыковка между двумя рейсами, что, видимо, происходило чуть чаще, чем обычно бывает, из-за всеобщей суматохи и принимаемых ограничений со стороны других стран, ну и из-за удалённости Австралии. Несмотря на то, что такого рода проблемы могли скорее затронуть работающих в науке, чем в среднем по стране, как то максимум про то, что я слышал среди коллег, был двухнедельный карантин по прилёту, а также возвращение с отдыха на Бали затянувшееся где-то на дополнительный месяц с периодическими отменами рейсов. Наши постдоки, которые обычно на временных визах, оказались на удивление прозорливыми насчет ситуации и никуда не ездили. Или может просто повезло - у нас была конференция в Западной Австралии в конце февраля, что возможно помогло оказаться по эту сторону границы.

Для полноты картины надо также упомянуть ситуацию с круизными лайнерами, которые оказались замечательными инкубаторами заразы, начиная с Diamond Princess, вроде бы послужившей интересным источником статистики в начальный период. Но это было не у нас, хотя первые австралийские жертвы вируса были из числа её пассажиров. А тут была Ruby Princess, в случае которой что-то не срослось в плане коммуникаций между различными нашими службами в быстро меняющейся обстановке в плане вводимых ограничений, так что народ просто выпустили без надлежащего карантина или контроля. А когда спохватились, было уже поздно. Вроде как, потом даже был введён запрет на заход круизных кораблей в австралийские порты, в основном наверное из-за боязни, что один такой корабль легко может перегрузить местную инфраструктуру. Но несколько лайнеров всё-равно пришли, толи потому, что уже выбора особо не было, толи потому, что уже сюда шли, а ситуация менялась быстро. В общем, это какое-то время доминировало в новостях. Но вроде обошлось без совсем уж катастрофических последствий и перегруза больниц, хотя случаев добавило.

Карантин

Ну а дальше был карантин. По сути, ограничения не сильно отличались от того, что было в других странах - запрет на массовые мероприятия и походы в гости, требование социальной дистанции, закрытие бизнесов, где дистанцию сложно обеспечить, кафе/рестораны - только на вынос, работать удалённо, если есть такая возможность и т.д. Народ, правда, на это отреагировал своеобразно - в первый день карантина все ломанулись на пляж, так как несмотря на конец марта, стояла ещё вполне летняя погода. Так что очень быстро, в течение нескольких дней, ограничения были усилены до запрета выходить из дома за исключением ряда оговоренных случаев таких, как поход на работу, в магазин, к врачу или для ежедневной физической активности. Последнее, наверное, чаще всего использовалось в качестве отмазки - по личным впечатлениям, количество праздно гуляющих на улице возможно даже немного возросло. Хотя сильных отличий от докарантинных времен в своём районе я не заметил, разве что где-то половина людей всё-таки тогда пыталась соблюдать дистанцию. Сейчас уже и это почти сошло на нет. Ну и детские площадки были закрыты и огорожены лентой "не входить". Кстати, никаких формальных пропусков и требований носить маски не было, и не было заметно, чтобы как-то за соблюдением имеющихся ограничений кто-то следил. Может, конечно, если бы я поехал в центр с фотиком походить, то вопросы ко мне бы и возникли, но в моём пригороде ни до кого никому не было дела. Попадался даже народ устраивающий барбекю в парке. Может конечно они все живут вместе и им было можно собираться, кто их знает.

Кстати, было достаточно странно слышать в то время из различных европейских источников предположения о том, что вот когда наступит лето в северном полушарии, ситуация улучшится, чисто за счет сезона. Так как австралийские сезоны в противофазе от Европы, у нас начало эпидемии пришлось на вполне себе лето, пусть и не формально, так по фактической погоде. В любом случае, сильно раньше начала зимнего гриппозного сезона. И вирус вполне себе распространялся. Ради интереса даже нашёл какую-то научную статью по моделированию сезонности, как в части предсказания для этого коронавируса, так и для более привычных нам респираторных вирусов. Область, конечно, совсем не моя, но в общем-то там всё было понятно - обычное численное решение системы дифференциальных уравнений. Вопрос только в том, какие параметры заложить в модель и насколько адекватны данные о глобальных людских потоках между странами, особенно когда принимаются разные меры. И вот в свете нашего австралийского изоляционизма это навело на мысль, что в этом году все может быть совсем по-другому в плане гриппозного сезона в Австралии. Так оно в итоге и оказалось - вроде всего около 30 случаев гриппа на всю страну, а зима уже кончилась. Даже недавно была информация от властей, что мол если у вас симптомы гриппа сейчас, то это с большой вероятностью ковид, а не грипп. Впрочем, может и более высокий уровень прививок против гриппа сказался.

Переход к карантину, как и положено такому весьма необычному изменению в жизни, обнажил достаточно много противоречий между штатами и федеральными властями. В общем, было очень много политики и неразберихи в рекомендациях. А доверие к властям падает, когда приходится додумывать исходя из каких собственных мотивов они то или иное решение принимают. Особенно если решения разнятся в разных штатах, противоречат друг другу на разных уровнях и никто не показывает всей логической цепочки, как к такому решению пришли. Вроде того, что больницы - в ведении штатов, так что если где-то бы случилась нехватка коек, власти штата остались бы крайними. А, скажем, экономика в целом - в ведении федеральных властей. У них об этом голова болит. Это противостояние в общем-то в той или иной форме имеет место до сих пор - наряду с закрытием внешних границ, впервые со времён образования федерации, отдельные штаты стали друг от друга закрываться. Что породило кучу дополнительных проблем, особенно для живущих неподалёку от границы, ещё недавно бывшей чисто формальной, хотя возможно где-то и сдержало распространение вируса. К тому же, в самом начале всей этой эпопеи сама выбранная властями стратегия действий была совсем не очевидна, особенно учитывая британские эксперименты в плане достижения стадного иммунитета и привычку наших властей их копировать. Кажется, что некая неопределённость оставалась даже после введения карантина: будут ли приоткручивать крантик ограничений по мере освобождения мест в реанимации для новых клиентов или попробуют извести вирус в отдельно взятой стране, или же выберут что-то посередине между этими двумя крайностями, стараясь ограничивать жизнь по-минимуму исходя из оценки текущей ситуации. Это в отличие от Новой Зеландии, где искоренение вируса было сразу заявлено целью карантинных мероприятий (которые, к слову, были более жёсткими, чем у нас). Но, в итоге, по факту принятые меры сработали очень хорошо и на удивление быстро - тренд был заметен уже в течение нескольких дней после финального закручивания гаек. Не было ничего подобного тому, что наблюдалось в европейских эпицентрах, когда ограничения введены, но эффект от них очень медленный, фактически сводящийся только к торможению растущего тренда, а не к быстрому перелому ситуации. Но наверное это и понятно - с местным индивидуалистическим образом жизни, низкой плотностью населения, даже в больших городах, и закрытыми увеселительными заведениями, всё по идее так и должно было быть. Так что независимо от первоначальных планов, какими бы они ни были, возможность вернуться к нормальной жизни по крайней мере внутри страны как минимум замаячила по ходу дела.

Авиация

Как и во многих других странах, сидение по домам вместо поездок очень сильно подкосило авиакомпании, фактически поставив их на прикол. У Вёрджин, главного конкурента Квонтаса на местном рынке, дела шли весьма плохо и до кризиса. Про их многомиллиардные долги я узнал из новостей только когда уже пошли разговоры о внешнем управлении, а вот сокращение маршрутной сетки имел возможность испытать на собственной шкуре ещё год назад, когда они перестали летать в Джералдтон, и это создало необычный спрос на оставшиеся рейсы. Не знаю, как там эта процедура банкротства работает, тем более что вроде как в итоге они нашли инвестора, и где-то в районе октября вопрос продажи должен будет окончательно решиться, но показалось, что с точки зрения доли оставшихся рейсов и доли персонала потерявшего работу сильной разницы с тем же Квонтасом не было - всем пришлось плюс-минус одинаково плохо. Один из моих бывших инструкторов, который КВС сейчас, недавно сказал, что с начала марта он слетал только четыре раза, и это ещё, по его словам, ему повезло. И, в общем-то, наверное именно местный изоляционизм на уровне штатов привёл к тому, что авиакомпаниям стало сильно хуже, чем могло бы быть при другом раскладе. Если в начале карантина была надежда на нормальную жизнь внутри страны после него, то по факту, поездки между штатами оказались невозможны и летать стало просто некуда, даже внутри страны. Если ещё можно понять стремление отгородиться от нас в Новом Южном Уэльсе или от Виктории, где сейчас основные проблемы, то не совсем понятно почему не разрешить поездки между, скажем, Тасманией и Западной Австралией, где случаев ковида сейчас или вообще нет, или единичные случаи только у возвращающихся откуда-то и проходящих карантин. Хотя, конечно, всё-равно больше половины населения страны живёт в Новом Южном Уэльсе и Виктории, так что не факт, что без этих штатов в доходах местных авиакомпаний будет большой сдвиг. Хотя вот Квонтас весьма изобретателен - недавно они организовали беспосадочный полёт из Сиднея в Сидней на семь часов с возможностью посмотреть разные достопримечательности Австралии с воздуха. От желающих не было отбоя - говорят, что весь рейс был распродан в рекордные сроки, минут за десять.

Регионалка, по крайней мере у нас в штате где расстояния ещё приемлемые, тоже как-то не особо хорошо себя чувствует. Видимо, в сложившейся ситуации, поездки на машине оказываются предпочтительнее, даже если это занимает целый день. В конце июня, в единственной пока моей рабочей поездке с начала кризиса, я ради интереса посмотрел доступные рейсы, и выбор в общем-то был невелик - в зависимости от города, или вообще нет рейсов, или в неудобное время, да и не каждый день. Это против четырёх рейсов в день в Tamworth в докризисные времена. Так что по удобству машина сильно выигрывала. В общем, анонсируя недавно миллиардные убытки, босс Квонтаса выразил надежду на восстановление внутренних рейсов хотя бы с конца октября, а иначе дальнейшее ухудшение ситуации и новые увольнения персонала неизбежны. Так же было сказано, что возобновление международных рейсов ожидается по их планам не раньше, чем в середине следующего года, и правительство в целом с этой оценкой согласно. Видимо, внешние границы ещё долго останутся закрытыми...

Интересно, что часто летающим пассажирам Квонтас продлил имеющийся статус в программе просто так, а также серьезно уменьшил требования для продления на год вперёд. Хотя, наверное, они ничего особо и не теряли от этого, наоборот лишняя реклама заботы о клиентах. Но и на том спасибо, а то мне вот на момент начала кризиса не хватало всего одного короткого полёта, который в нормальной ситуации я бы за оставшиеся до нужной даты три месяца точно сделал, а так очень вряд ли. По части пиара они ещё весьма неплохо обставили окончательный вывод из эксплуатации 747 Боингов, который в общем-то и так планировался, но эта пандемия его сильно ускорила. Сначала в крупных городах устроили "экскурсионные" полёты вокруг города для желающих. Вроде это удовольствие стоило 700 австралийских долларов за час полёта, но от авиационных энтузиастов отбоя не было. Тем более, что, как я уже сказал, летать больше особо было некуда. А потом, для уже последнего оставшегося борта, были торжественные проводы во второй половине июля. Я как-то за всем этим особо внимательно не следил, знал, что их выводят из эксплуатации, но насчет даты последнего полёта не был уверен. И вот как-то во время одной видеоконференции на работе, звук пролетающего достаточно низко самолёта привлек внимание (помню даже кто-то из участников это прокомментировал), так что я полез на флайтрадар посмотреть. По номеру рейса было понятно, что это один из последних 747 нарезал круги над Сиднеем перед полётом в Калифорнию по пути на кладбище самолётов в Аризоне. А позже из новостей я узнал, что это оказывается был самый последний борт. Я перестал следить за ним когда он взял курс более-менее в сторону Америки, и оказалось, что зря. Они на прощание вот такой трек сделали:



Трек этого последнего рейса с www.flightradar24.com

В части авиации общего назначения, доходили слухи, что кое-где отрасль даже немного ожила - увеличился спрос на услуги чартерных компаний в остуствие плотной сети регулярного сообщения. Хотя в других местах всё плюс-минус как и было. Но по крайней мере такого чудовищного падения как в регулярных пассажирских перевозках вроде удалось избежать. Правда за лётные школы боязно - в последнее время основное, на чём они зарабатывали деньги, было обучение пилотов для иностранных компаний. А теперь с этим напряжёнка сразу по нескольким фронтам - ни новых пилотов в обозримом будущем никому не будет нужно, ни иностранным студентам сюда сейчас особо не приехать, да и наверное теперь всем будет на что ещё другое деньги потратить. Хоть я по ряду причин давно не летал, на пике карантина приходила всякая рассылка по почте на предмет того, что частные полёты сейчас невозможны из-за карантина, а вот тренировочный полёт с инструктором - это типа работа/учёба, то есть святое дело. Серая зона конечно, и уж точно не в духе карантинных мероприятий, но что было, то было. Потом, когда всё стало немного открываться, достаточно часто доводилось видеть легкие самолёты в необычных местах над Сиднеем. Вряд ли там радикально поменяли структуру воздушного пространства за то время, которое я не летал (ну вернее поменять могли, но какая-то информация до меня всё-равно бы дошла), а скорее стало проще получить разрешение от диспетчеров для чего-то нестандартного, в отсутствие рядом большой авиации. Иногда было интересно понаблюдать по флайтрадару, чем народ занимается. Кто-то вот на маленькой Сессне слетал в большой аэропорт Сиднея. Это в общем-то и раньше было формально не запрещено, но ценник был бы достаточно большой и пришлось бы очень муторно согласовывать время. Сейчас наверное проще. Или вот достаточно необычная работа как на треке ниже, даже не знаю, что это, видимо фотосъемка какая-то или калибровка наземных навигационных средств.



Трек  с www.flightradar24.com

Читать дальше (часть 2).

Авиация, текущее, коронавирус, Австралия

Previous post Next post
Up