Место действия - американский католический приход. Время действия - через год после убийства президента Кеннеди. Консервативная монахиня ведет непримиримую борьбу с либеральным священником, заподозрив того в совращении двенадцатилетнего мальчика. Именно таким при беглом просмотре предстает сюжет «Сомнения» Джона Патрика Шенли, снятого им по собственной же пьесе. Основания для подобной трактовки имеются в изобилии. Директриса католической школы сестра Алоизия Бовье (Мерил Стрип) категорически запрещает ученикам писать шариковыми ручками. Они, по ее мнению, мешают вырабатывать каллиграфический почерк. Еще строгой монахине претят рождественские песенки про оживающих снеговиков. В них она усматривает пропаганду язычества. Наконец, сестра Алоизия ни под каким видом не приемлет сладостей, даже леденцов от кашля. В свою очередь, настоятель прихода патер Брендан Флинн (Филип Сеймур Хоффман) не считает зазорным подсластить себе чай тремя кусочками сахара. И шариковые ручки ему не мешают, а, наоборот, помогают. Патер любит чиркнуть по-быстрому в блокноте неожиданно посетившую его идею для будущей проповеди. Надо ли говорить, что снеговики из детской песенки отца Флинна тоже не страшат. Он был бы совсем не против, если бы дети спели ее на рождественском представлении. Настоятель вообще считает, что Церковь должна быть, как можно, дружелюбнее к своей пастве.
В сюжете есть еще одна пара антагонистов. Впрочем, сказать «еще одна пара» не совсем корректно. Сестре Алоизии противопоставлен не только отец Флинн, но и молодая монахиня сестра Джеймс (Эми Адамс), преподающая в школе литературу. Именно сестра Джеймс, сама того не желая, дала Алоизии повод начать «войну» против ее идейного противника. Однако пока директриса всеми правдами и неправдами пытается выжить из прихода неугодного ей священника, преподавательница испытывает сомнения относительно виновности патера. Разница в позиции двух монахинь является главным смысловым элементом фильма. С одной стороны, неапелляционная уверенность, не имеющая ни одного убедительного довода, служащая во многом оправданием личным антипатиям. С другой стороны, движимое искренним милосердием стремление разобраться в произошедшем, не выдвигая никаких беспочвенных обвинений. Квинтэссенцией этого конфликта служит фраза, что неоднократно повторяется на протяжении фильма: делая шаг, чтоб бороться с грехом, ты делаешь шаг прочь от бога, находясь на его службе.
Однако на расстановку сил в «Сомнении» можно взглянуть и под другим углом. Сестра Алоизия пришлась бы очень кстати, будь она персонажем какого-нибудь детектива в духе Агаты Кристи. Вспомните такой эпизод. Вот директриса предлагает сестре Джеймс повесить над классной доской портрет Папы Римского. «Это же не тот Папа! Этот уже умер!» - спохватывается сестра Джеймс. «А какая разница?» - вопрошает сестра Алоизия. Ведь портрет под стеклом нужен лишь для того, что в нем отражалось, что делает класс за спиной учителя. Как Эркюль Пуаро или, скорее, как мисс Марпл, Алоизия уделяет внимание мельчайшим деталям и событиям, которые другой человек даже и не заметил бы. Жизненный опыт позволяет ей быть уверенной в своих выводах, хотя бы и остальным они кажутся необоснованными. «Колет» монахиня подозреваемого также по всем канонам следовательской работы. Вращайся действие не вокруг подозрений в педофилии, а вокруг загадочного убийства, на чьей бы стороне оказались наши симпатии?
подробности о фильме смотри
здесь