Если бы не
walkabout_d, я бы вряд ли обратил внимание на кино с Дуэйном Джонсоном aka «Скала» и Джастином Тимберлэйком в главных ролях. Отчасти я был бы прав, поскольку актерские работы в «Southland Tales», действительно, крайне слабые. Впрочем, не актерство составляет главную фишку этой картины.
Почему-то каждый раз, когда сюжет фильма не может быть понят уже при беглом просмотре, раздается характерное такое клацанье «линч, линч, линч». В случае с «Southland Tales» Ричарда Келли подобное поведения абсолютно неуместно. Если дать себе труд пристальнее вглядываться в происходящее на экране, смысл вырисовывается сам собой и довольно однозначно. Разумеется, Дэвид Линч тоже неоднократно заявлял, будто каждый эпизод его картин имеет рациональное объяснение. Однако, «Шоссе в никуда», «Малхолланд Драйв», «Внутренняя империя» и прочие прозрачны, прежде всего, для своего автора, а остальным приходится только гадать, что же там такое творится. У Келли всё на порядок проще. Назовите-ка мне вашу первую киноассоциацию на «бугай, у которого отшибло память». Разумеется, «Total Recall» Верхувена со Шварценеггером и Стоун. Напомните мне, о чем был тот фильм. О некой тоталитарной структуре и боровшихся с ней повстанцам, а персонаж Шварценеггера, который, вроде, был за повстанцев, оказывается одним из главных тоталитаристов. Теперь давайте повнимательней посмотрим на «Southland Tales». Организация, претендующая на всеобщее господство, - вот она. Свободолюбивые бунтари тоже наличествуют. При этом действующие лица неоднократно переходят из одного лагеря в другой. Нужно еще упомянуть, что «Total Recall» был снят по роману Филипа Дика, а Ричард Келли называл этого фантаста в качестве своего идейного вдохновителя.
Итак, всё становится на свои места. Подвергшись ядерным атакам, Америка постепенно скатывается к тоталитарному режиму. Гражданские свободы повсеместно свертываются, и венцом этого процесса служит создание организации «US IDent», объединяющей под своим контролем Интернет, телевидение, систему банковских платежей и полицейские камеры слежения. Понятно, что такие действия властей не могут не вызвать протестов, и в США появляется огромное количество подпольных неомарксистских группировок анархического толка. Поэтому, когда «US IDent» вознамерилась присоединить еще и систему электронного голосования, оппозиция поднимается во весь рост и требует принятия конституционной поправки, запрещающей это слияние. Между властями и анархистами начинается непримиримая борьба. В ход идут все возможные средства: от банальных агитационных роликов по ТВ до шантажа, похищений и убийств. Положение усугубляется также тем, что в конфликт вмешивается третья сторона, странноватый ученый Барон фон Вестфален, открывший принципиально новый вид топлива - «жидкую карму». Искусно лавируя между враждующими сторонами, этот научный гений стремится стать единоличным правителем мира. Кроме Барона в хитросплетения сюжета оказываются вовлечены боксер Сантарос, тесть Сантароса сенатор Бобби Фрост, полицейский Роланд Тавернер и его брат-близнец Рональд, порноактриса Криста Нау, пилот Абилин и многие-многие другие.
Как видите, комбинация довольно сложная, но отнюдь не непостижимая. «Southland Tales» - это, прежде всего, социальная сатира на информационное общество. Основная мысль этого фильма заключается в том, что тот, кому кажется, будто он контролирует всё, на самом деле не контролирует ничего. Чем сложнее система контроля, тем более она уязвима, ибо пропорционально со сложностью возрастает число слабых мест. В подобной ситуации самым эффективным средством борьбы с притеснением свобод становится грубая сила.
Пожалуй, главная причина, почему фильм вызывает столь большую полемику, - использование в нем многочисленных цитат из «Апокалипсиса». Сразу начинает казаться, будто увиденное является глубокой библейской метафорой. Что ж, давайте уподобимся жителям одного многоквартирного дома из одной шьямалановской картины и попытаемся установить, кто из героев «Southland Tales» кому из библейских персонажей соответствует
Вооружившись интернетом и собственной головой, попутно узнав от друзей, что девичья фамилия жены Карла Маркса - Вестфален, можем приступать к расшифровке. Боксер Сантарос, написавший сценарий конца света, а также предвосхитивший свою гибель после эффектной перестрелки, - это, скорее всего, аллюзия на Иоанна Богослова. Офицер Роланд (или Рональд) Тавернер, дважды пришедший в этот мир, - это, конечно, мессия. Собственно, об этом в фильме говорится открытым текстом. Барон фон Вестфален - это Антихрист, призванный подчинить себе земных властителей и, тем самым, ввергнуть мир в хаос. Наконец, пилот Абилин - это, по-видимому, бог-вседержитель, наблюдающий за происходящим со стороны и лишь иногда устраняющий неугодных. Впрочем, тут возможны и другие варианты, и чем дальше мы продолжаем раскручивать эту линию, тем очевиднее, что прямых параллелей между фильмом и «Откровением» не так уж много. Если и рассматривать «Southland Tales» в русле христианской традиции, то нужно брать более широкий, а точнее, более популярный контекст. Например, псевдоним «Джерико Кейн», который выбирает себе Сантарос, - это имя персонажа Шварценеггера из «Конца света», а угрозы Сантароса покончить с собой очень напоминают поведение невинной жертвы дьявольских козней, как оно показано в «Адвокате дьявола» или в том же «Конце света».
Что же мы имеем в итоге? В плюс картине можно поставить запутанный сюжет и сатирическую манеру повествования, в минус - слабые актерские работы и хронометраж (всё-таки два с половиной часа - многовато). Мне кажется, что плюсы здесь весомее.
подробности о фильме смотри
здесь