На днях вернулся с Казахстана. Эта поездка, в отличие от прошлогодней была больше богата на эмоции. Причем это касалось практически всего... Я разочаровался в Аральском море, хотя очень хотел туда попасть. Теперь я знаю, что задница этого бренного мира находится на Устюрте, а точнее на 261 км трассы газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент. Понял, что не всегда места где крутятся туристы являются самыми интересными - есть гораздо шикарнее. Что животных можно ловить в самые неожиданные моменты - главное, чтобы было желание) Ну и самое, наверное, запоминающее событие описано в этом посте. Но обо всем по порядку.
3 мая. Бозой и окрестности.
Ничего не предвещало беды. Утром встали, попили кофе, позавтракали овсянкой. Выехали с места стоянки и ехали около 4х часов (примерно 150 км) вдоль газовой трассы по грейдеру, время от времени спускаясь на обочину - параллельную песчаную дорогу, по которой ехать было гораздо приятней, чем по стиральной доске грейдера.
На подъезде к Бозою встретили 3 джипа с московскими номерами, которые колесили по Аралу и искали заправку. У этих чуваков было все по высшему разряду московских понтов. В смысле машины оборудованы) У одного из них был УАЗ Patriot с надписью Barmaglot. Второй машиной был какой-то джип из семейства SsangYong (не разбираюсь в них). И третья - скромненький LandRover, который в дальнейшем поехал с нами. Причем, первые две машины с радостью избавились от rover'a, а тот с неменьшей радостью поехал с нами. Для меня, лично, это как-то было немного странно. Все выяснилось чуть позже, когда мы отъехав примерно 10 - 15 км от Бозоя встали для обеденного перерыва. оказалось, что Константин и Илья долго искали возможность поехать в Казахстан.Точнее искали компанию, с которой можно было поехать и на одном из форумов нашли этих двух, на Patriot'e и SsangYong'e. Константин хотел на Мангышлак, а эти - на Аральское море. Ну там же два лаптя по карте, почему не поехать? В общем они поперлись на 3х машинах. Вот только rover их тормозил в поездке и от от него избавились при первой возможности.
Дизельная заправка в Бозое. И эта хрень еще работает)
Примерно на расстоянии 50 - 60 км от Бозоя на нашей Ниве Шевроле вылетает генератор. Каким-то образом, Роман оживляет машину, и мы проезжаем примерно 500 м и встаем. Прикуриваем от rover'a и проезжаем еще 500 - 600. Решаем перебросить аккумуляторы с rover'a на нашу ниву. В результате наша машина заводится, а чудо британского автопрома, чихает и игнорирует попытки завестись. Начали разбирать наш генератор и оказалось, что сгорел диодный мост. Позади 60 км до Бозоя, впереди 250 км до Бейнеу... И жара +30, в пустыне, где вся растительность мне по колено. В результате принимаем решение отправить Родиона с rover'oм до Бейнеу, а самим сидеть в степи и ждать его с новым генератором.
Click to view
Константин оттащив нас примерно метров на 150 в степь от дороги, пожелал удачи и решил подбодрить, что все будет хорошо. На что Роман философски ответил - "Да, похуй" - "Вы что совсем не переживаете?" - "А хуйли переживать? Уже все случилось" Похоже, что Константин очень удивился нашему безразличию. После этого Родион собрал почти всю наличку, взял телефон с навигацией и укатил, помахав на прощание ручкой.
А мы сидели весь вечер с Романом и Мариной, пили коньяк произнося тосты во славу Родиона... потом водку. Ругались на автосервис "Миньонов" (г. Оренбург) и обсуждали в какой заднице оказалась современная наука.
4 мая. Денег нет, а время есть и в гости некуда пойти.
У нас было 20 литров воды, 5 бутылок местной водки, 4 коньяка, 2 литра пива, 4 консервы и 15 бомжпакетов и нам нужно было продержаться непонятное время... Сутки точно, а возможно и двое.
Вчера за весь день, на этом грейдере мы видели всего 4 машины. Первой был бензовоз, который нам встретился когда мы еще могли передвигаться. Вторая - КАМАЗ, третья - тоже КАМАЗ, видимо перевозящий скот и 4-я - задрипанный ГАЗ-53. Трасса здесь очень оживленная)
Проснулся в 6 утра от духоты в палатке. Спать уже было бесполезно, идти в степь тоже особого желания не было, да и что там делать - весь день впереди. Продолжил читать книжку про 3х девушек выживших в Холокосте. Некоторые цитаты оттуда очень подходили к нашей ситуации.
Проснулся Роман, Марине еще каким-то образом удавалась оставаться в палатке. Расположились так, чтобы был виден грейдер, и окрыли водку.. - делать все равно нечего было. Примерно на половине бутылке решили позавтракать.
Примерно в 8 утра, со стороны Бейнеу проехала первая машина - белый крузак, который немного притормозил перед нами, даря маленькую надежду, что сейчас выйдет Родион с новым генератором. Но это была всего лишь кочка.
Типичный пейзаж на Устюрте.
На 17.30 (по местному) проехало 3 машины.
1. Какие-то нефтянники или геодезисты, которые ехали в Бозой и предложили дотащить нас на обратном пути до 142 км (мы на 261 застряли) где у них находится база.
2. Охрана газопровода. Они нам сделали замечание, что стоять здесь нельзя, но так как у нас нет выбора - можно. Сфотографировали машину и уехали.
3. Какие-то чуваки, ехавшие с вахты на Урале. 4 молодых, которые посмотрели машину, заглянули в палатки и попросили покурить. И видимо старший, который предложил позвонить Родиону по спутниковому телефону и узнать, что там и как. Оказалось, что он еще в Бейнеу, купил генератор и еще не нашел вариантов как до нас добраться. А еще он сообщил очень важную для нас информацию - "ребята моют машину". Нахрена нам это надо знать? На 30-градусной жаре, посредине пустыни, грязным и пыльным.
Примерно в 18.15 (по местному) приехали нефтянники. Инженера звали Нурлан, а его водителя - Талгат. Подцепили они нас на трос и потащили... Я поехал с ними в УАЗике, а Роман с Мариной - в Ниве. Где-то через час дороги, мы остановились на ужин. Роман что-то по быстрому сварганил, мы достали бутылочку и по писярику за знакомство. Потом по второму... по третьему... в общем мы ее, вдвоем, с Нурланом допили. Через какое-то время (уже в пути) Нурлану стало скучно и он попросил еще одну бутылку)) Теплая водка, без закуски, запивая одной водой - отвратительно идет. Время от времени, машины останавливались для перекура и я делал попытки попроситься чтобы меня забрали в Ниву. Но был напрасен трубный глас... Водка закончилась и Нурлан решил попить пивка, литр. Тут я уже его не поддерживал, так как ну его нафиг мешать. Пока ехали на дороге нашли восточного удавчика (Eryx tataricus), спугнули филина (Bubo bubo) и дофига всяких сусликов и сурков.
Восточный удавчик (Eryx tataricus)
Всю дорогу мы с ним разговаривали. Вначале о обычаях казахов, потом на политические темы. Очень подробно и интересно рассказал мне про жусы Кахастана, или другими словами про кланы которые имеют власть. Их у них всего 4 (Хоре, Толенгит, Ходжа и Сунак), и они подразделяются на старший, младший и средний жус (кто есть какой - не помню). Каждый из этих жусов распадается на роды. Например род Назарбаева происходит из рода Шапырашты, который относится к старшему жусу. В общем там все у них запутанно и я даже за бутылкой не разобрался)) Но слушать все эти хитросплетения довольно интересно было, правда не все успел записывать. Из интересного еще можно сказать, что к женщинам они относятся только как к человеку, который сможет родить им ребенка. Причем это нужно сделать через год после свадьбы. Если этого не произошло - развод и позор на семью невесты. А если родится сын, то первого (старшего) отдают на воспитание бабушки и дедушки, второго отдавали учиться, а третий (младший) оставался с родителями и помогал им. При этом каждый казах, который чтит и уважает свой род, должен наизусть знать практически все свое родословное дерево.
А вот с политикой уже не так интересно... Нурлан прекрасно осведомлен в бардаке который твориться у нас в стране. Он в курсе про Сердюкова, про Меркушкина и естественно про Медведева. При этом он уважает Путина как лидера, но "Ты не обижайся, но страну он просрал". И еще одна его цитата "Казахстан кормит казахов, а Россия кормит олигархов". После этого мне наверное нужно было включить режим "урапатриота", но как-то совершенно не хотелось спорить. Да и спорить то собственно не было смысла, так как все так и есть. А еще я понял, что я не хрена не знаю мордовские обычаи. Вот тут стало немного стыдно... Хотя это первый раз, за всю мою сознательную жизнь, когда меня спросили о нашем народе.
Где-то около 2-х часов ночи нам встретились два джипа Toyota. Одна из машин преградила нам дорогу, а вторая встала немного вперед. Естественно, мы стояли в свете их фар... Из каждого джипа вышло по 2е накачанных парней в военной форме (одноцветная зеленая футболка и камуфляжные штаны, берцы). Мы только успели поздороваться как с ними начал разговаривать Талгат. Почему-то даже Нурлан не лез. Поговорив около пары минут, эти ребята так же молча сели в машины и поехали дальше. А теперь, просто на секунду представьте ситуацию: ночь, пустая дорога в пустыне, где практически нет машин даже днем, четверо каких-то военных (или кто это был хрен знает?), девушка, 2-е бухих в медузу и 2 трезвых (Талгат и Роман). Когда я на следующий день прокручивал эту ситуацию в голове, признаюсь честно - я очканул. Хрен бы кто нас там нашел, если бы что-то не так пошло. Когда я спросил у Талгата кто это был, он ответил "Что это очень крутые ребята и нам повезло, что мы вас тащили на галстуке". Вот и думай после этого кто это был)
5 мая. Надо заново придумать новый смысл бытия. Нафига?
На 142 км мы приехали часа в 4 ночи, точнее уже заря начиналась. Привезли нас на какую-то закрытую территорию (заборов нет, но видно, что все серьезно) с аккуратно поставленных в ряд жилых трейлеров и кучей крутой техникой. В разговоре с Нурланом оказалось, что завтра я смогу все это сфотографировать (он мне все покажет и расскажет), а также здесь категорически нельзя курить. Почему, я так и не понял в тот момент. Первым делом позвонили Родиону по спутниковому телефону и сообщили, что мы находимся на 142 км, а не на 261. Нурлан пригласил нас в свой трейлер, который он делил еще с одним работником (он был на смене). Снова бутылочка - за то что удачно добрались. Роман выпил всего пару капель... все остальное досталось нам с Нурланом. Говорили какую-то хрень примерно до 6 утра, пытался что-то показать на экране компа, но я уже не соображал, что там и нафиг мне это надо, он куда-то рвался к 7 часам. В общем можно сказать, что я не фига не спал, да еще и алкоголь. Проснулся от того, что меня разбудил Роман со словами "Вставай быстро, сваливать надо!" Оказалось, что алкоголь бурлил в крови Нурлана и не давал ему успокоиться. Он все время куда-то ходил, спотыкался и т.д. Последнее что побудило нас проснуться, это Марина услышала как он смотрел на меня и задал вслух вопрос "Ты кто такой, блять!". Понятно, что после этого нужно было сваливать.
Растение, которое довольно часто встречалось среди кустарников, там где мы стояли.
Но видимо что-то у Нурлана в голове было и он повел нас к начальнику партии. Этот самый начальник оказался вполне приятным мужчиной, выслушал нас и разрешил остаться. Хотя по нему было видно, что наша история не внушает ему доверия, да и ввалить нам нужно было, за то что Нурлана напоили. К этому моменту жизнь в партии уже во всю кипела, народ туда-сюда ходил и занимался своими делами. Так как у нас машина стояла около их ремонтной территории, то там все бумкало, вжухало, и жужжало... С удивлением я обнаружил, аж две беседки для курения. А вчера нам говорили, что курить вообще запрещено. Через какое-то время мимо нас прошел Нурлан, с удивлением посмотрел на нашу машину и пошел дальше. Похоже не узнал)
Степная агама (Trapelus sanguinolentus)
Через какое-то время к нам подошел начальник партии и спросил все более подробно. В результате этого разговора нам разрешили пообедать у них в столовой, а мне позвонить по спутниковому телефону на родину, так как мобильник там вообще мертвый. Кстати, в столовой был очень вкусный свекольник и несколько блюд на второе (на выбор), по 300 тенге с человека (~ 60 руб). Разговорились с поваром Наташей, которая удивилась, что мы путешественники и нам что-то интересно в этих краях. Попросила, чтобы мы ее забрали с собой, но потом вспомнила про ипотеку, кредит, собаку с кошкой и передумала. Интересно, то что у них магазин открывается строго на время обеденного перерыва и все остальное время он не работает.
Где-то часа в 2 - 3 дня (пекло стояло адское) приехал Родион с генератором. Оказалось, что он договорился с охраной, которая мотается вдоль газопровода, и они довезли его до 142 км. По приезду он рассказал, что они оказывается, до Бейнеу доехали только на второй день (когда мы ему звонили) и ночевать им пришлось в степи. И рассказал один момент про Константина... Оказывается у него есть пунктик, чтобы в его LandRover'e был чистый белый потолок. Но при этом они ездили без кондея, с открытыми окнами, и понятное дело, что весь песок и пыль летел в салон. Но это его похоже не особо волновало)
Поставив генератор поехали дальше в сторону Бейнеу. Продолжение следует...
Поездка осуществлена при финансовой поддержке страховой компании "Черехапа"