Так, друзья - сегодня будет очень интересный и давно задуманный мною пост на тему "барабашек" и прочего убогого совкового "потустороннего" - информация о которых начала массово появляться на телевидении и в прессе в последние советские годы. Думаю, все вы помните эту эпидемию восьмидесятых-девяностых годов, когда люди верили, что в шкафах у них дома живут зелёные гномики, а по ночам на шестиметровой совковой кухне орудует "барабашка", постукивая по облупленным кастрюлям и прогоревшим противням в духовке.
Скажу сразу, что у поветрия "барабашек и гномиков" примерно та же природа, что и у
Кашпировского - слушая на протяжении 70 лет одну
советскую пропаганду и разучившись самостоятельно мыслить, люди легко верили всему, что им рассказывали по телевизору и легко поддавались на внушения и манипуляции - в том числе и на самовнушение. Насмотревшись передач о "невероятном" (которые в позднем СССР были чем-то новым), впечатлительные люди легко интерпретировали любые ночные стуки в доме (размерзание холодильника, шум воды в трубах) как присутствие "аномального", и их воображение тут же рисовало всякие "потусторонние" картины. У страха, как говорится, глаза велики.
Но есть во всём этом и ещё один очень интересный момент - насколько тесно совковое "потустороннее" было связано с
убогой советской жизнью и являлось, фактически, её отражением. Итак, в сегодняшнем посте - рассказ про барабашек и убогое совковое "потусторонне". Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и
в друзья добавляться не забывайте. И на
телеграм-канал тоже подписывайтесь)
Откуда взялся барабашка.
Примерно во второй половине восьмидесятых годов на
советском телевидении, а также в прессе "милостиво разрешили" говорить обо всяком "потустороннем" - не имеющих объяснения и загадочных случаях. Большинство случаев при тщательном разборе оказывались чем-то весьма банальным, но зрителям об этом чаще всего не сообщали - обычно страшные телевизионные истории не имели конца и оставляли зрителя с ощущением загадочной недосказанности. Особенно в этом усердствовала передача "Очевидное-невероятное" - которая ещё в семидесятые годы начала рассказывать про всякие Бермудские треугольники, а осенью 1988 года выпустила передачу про "барабашку" под названием "Кто там" - о том, как жительницы московского общежития в Лихоборах начали перестукиваться с "духом", который до этого швырял по воздуху тапки, а позже стал общаться стуками.
Точно так же, как и
Кашпировский, эта передача имела эффект разорвавшейся бомбы и, собственно, отлично выполнила свою задачу - отвлекла людей от реальных насущных проблем, вроде последствий
Чернобыля, цинковых гробов из
Афганистана и пустых полок в магазинах. Многие тут же начали видеть у себя на кухнях "барабашек" и прислушиваться к звукам из туалета, а некоторые даже присылали на передачи "фотографии" аномального - которые, впрочем, чаще всего оказывались банальным дефектом плёнки.
Лично мне кажется, что вся эта история с "барабашками" была запущена (параллельно с Кашпировским и Чумаком) специально, для отвлечения внимания людей от кризиса власти и всей советской системы. Само слово барабашка - калька с немецкого полтергейст, шумный дух - вероятнее всего, оно появилось не случайно (по сюжету передаче его якобы "придумали" студентки), а было специально переведено авторами передачи и адаптировано для русского уха. В пользу этой версии говорит и то, что с "барабашками" были тесно связаны и
сеансы Чумака - в конце некоторых сеансов, помимо "заряжания воды", он предлагал также и "почистить биополе квартир", после чего делал загадочные пассы руками и делал внушение - "ну, теперь у вас всё в порядке".
Убогое советское «потустороннее».
В этом всём есть один очень смешной момент, о котором по-моему раньше не писал никто из исследователей совка. Если пристально посмотреть на совковое "потустороннее" - то оно окажется чрезвычайно смешным, мелким и тесно связанным с убогой и нищей советской жизнью. Советские "духи" оказывались такими же мелочными, склочными и мстительными крохоборами, как и большинство совков - они то плевали хозяевам квартиры в суп, то рисовали какую-нибудь бяку на дефицитных венгерских обоях, а то подкладывали в тазик с варящимся на зиму вареньем сырую грязную морковку. Самая сильная эмоция у контактирующих полтергейстом советских граждан - это страх уничтожения вещей.
Верхом невоспитанности советских барабашек было высыпание банки марганцовки в стоящую на плите выварку с бельём - страшное преступление, в результате которого ценное и дефицитное постельное бельё приходило в негодность. А "добрые" советские барабашки милостиво подсказывали, в каком углу говняной бесплатной хрущёвки можно найти забытые драные носки и под какой половицей лежат заначенная от жены синяя пятирублёвка на выпивку.
В девяностые годы вышла книга Игоря Винокурова под названием "Ужас" - фактически рассказывающая о десятках случаях такого советского "полтергейста", который вёл себя как мерзотный сосед по коммунальной кухне - то дефицитные обои поджигал, то полированную румынскую мебель портил, то падлюка украл шнурки единственных ботинок, а то вонючую луковицу в сковородку с картошкой подложил. Хоть бы почистил, гад:
Книга полна таких историй, рассказанных совершенно серьёзно - о дефицитном мыле, кощунственно засунутом полтергейстом в немытый унитаз, о коварно сожжённых модных болониевых куртках и о двух бутылках бесценной водки, которые полтергейст милостиво разрешил выпить в день рождения дочки Наташи.
Что интересно - сам автор книги не замечал всей убогой мелочности проделок советского полтергейста (смешных и нелепых для "потусторонней силы"), а для борьбы с ним предлагал завязывать какие-то ниточки и ходить по дому со свечкой - что тщательно проделывал коллега автора и по совместительству борцун с советским полтергейстом по фамилии Шлядинский, который обладал также и магической сверхспособностью колоть жопой орехи зажигать руками лампочки:
Словом, в советском "потустороннем" проявлялся тот же самый убогий совок, что и в жизни. И это говорит только об одном - что на самом деле это было никакое не "потустороннее", а обычное порождение убогого и серого советского мышления, которое конструировало всё "непознанное" по собственному образу и подобию.
Бездна, которая смотрит в тебя. Вместо эпилога.
В заключительном разделе поста хочется вспомнить про одно американское кино, снятое примерно в те же годы, на котороры в СССР пришёлся пик популярности всего "непознанного". В восьмидесятые годы в США вышел популярный фильм "Охотники за привидениями", который тоже рассказывал о чём-то "непознанном" и который по сути на примере "непознанного" показывал модель здорового общества - после столкновения с каким-то неизвестным вызовом ("паронормальными явлениями") саморегулирующееся свободное общество рождает команду специалистов - которая снимает офис, раскручивается в свободных СМИ и начинает помогать людям, зарабатывя при этом деньги. В итоге довольными остаются все - "охотники за привидениями" зарабатывают деньги и славу, общество очищается от "полтергейста" - и все довольны.
Совковый же "полтергейст" и всё, что происходило вокруг него был такой же убогий, серый и нищий, как и всё остальное в СССР - малейшее отступление на шаг в сторону от пропагандистских доктрин марксизма-ленинизма порождало полный умственный коллапс, советские "духи" швырялись гнилой картошкой, подсыпали булавки в макароны и скандалили на коммунальных кухнях, а нищие советские "охотники за привидениями" только и могли, что ходить кругами с волшебной ниткой вокруг ободранной табуретки на фоне полированного серванта.
Правильно говорят - глядя в бездну, помни что бездна смотрит в тебя. Ты видишь в ней лишь своё отражение.
Такие дела.
Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу, интересно)
Подписывайтесь на мой канал в telegramПодписывайтесь на меня в facebookНа ютуб-канал тоже подписывайтесь:)Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте Подписывайтесь на мой твиттер ________________________________________________________
Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про "барабашку" в
СССР, нажав на кнопочку ниже: