Некоторые читатели в комментариях к посту про
цыганское гетто в Бухаресте попросили рассказать о том, как именно я фотографирую людей на улицах, и особенно в таких вот опасных местах - многие небезосновательно считают, что фотографирование на улице может понравится не всем. Я и сам пару раз становился героем историй, когда фотографирование людей (сотрудников милиции) стало причиной конфликта - почитать об этом можно
здесь и еще
вот тут.
Сперва я хотел написать рекомендации по фотосъемке людей в комментариях, но комментарии получились слишком длинными, и я решил написать отдельный пост о том, как именно надо снимать людей на улицах. Вначале я расскажу о чисто технических моментах такой фотографии, а затем - о всяких приемах и хитростях скрытой фотосъемки.
01. Итак, вначале про технику. Первое, что вам надо запомнить - размер таки имеет значение. Я фотографирую на фотоаппарат SONY NEX-7, это беззеркальная камера с большой матрицей, снимающая на уровне хороших зеркалок, но отличающаяся компактными размерами. Именно относительно компактный размер камеры часто позволяет безпроблемно снимать в "сложных" местах вроде цыганских гетто и т.д. - небольшой фотоаппарат привлекает намного меньше внимания, чем большая зеркалка.
Раньше я снимал на NEX-5 и на NEX-6, но в итоге остановился именно на топовой модели NEX-7 - у нее очень качественный металлический корпус и быстрое срабатывание затвора (такое же, как в профессиональных зеркалках).
Белорусские милицонеры на акции "Чарнобыльскi шлях-2016".
02. Второй важный технический момент - собственно, режим фотосъемки. Я не особо заморачиваюсь с настройками и снимаю всего в двух режимах - в автоматическом либо с приоритетом выдержки (этот режим на большинстве фотоаппаратов отмечен как "S"). Режим приоритета выдержки позволяет делать резкие кадры движущихся объектов (людей, машин, животных и т.д.) - для этого нужно установить выдержку покороче, но при этом смотреть, чтобы картинка не получалась слишком темной. Если я снимаю в помещении - то чаще всего выбираю автоматический режим, у NEX-7 он очень корректный и практически никогда не ошибается с выбором экспозиции.
Для съемки людей лучше выбирать режим приоритета выдержки. Обычно я ставлю выдержку в 1/1250 секунды в солнечный день и от 1/400 до 1/800 в пасмурную погоду; все остальные параметры вроде диафрагмы или ISO фотоаппарат выставляет самостоятельно. Если на улице темновато, но хочется сделать кадр именно с короткой выдержкой, могу на 1-2 стопа докрутить экспозицию - в NE-7 это делается одним из двух металлических колесиков управления.
Один из лидеров белорусской оппозиции Микола Статкевич, фото сделано на короткой выдержке в пасмурный день.
03. А теперь о том, как идти на контакт с "объектом съемки". Для начала вы должны решить, как вы будете снимать того или иного человека - скрыто или открыто. Как именно снимать - зависит от конкретной ситуации, тут универсальных правил быть не может. Снимать открыто достаточно просто - подходите к человеку, улыбаетесь, спрашиваете - "не могу ли я вас сфотографировать?" Кто-то соглашается, кто-то нет, зависит от человека и обстоятельств. Будьте готовы к тому, что после отказа снять "скрыто" человека уже не выйдет, так что решение о том, снимать открыто или скрыто нужно принимать с учетом этого.
При "открытой" съемке правила простые - просто наводите фотоаппарат и снимаете, предварительно выбрав точку съемки и фокусное расстояние. Если есть время и вы хотите, чтобы человек на фото получился более естественным, попросите его смотреть не прямо в объектив, а чуть-чуть в сторону, скажем на вашу руку на фотоаппарате и т.д. - я заметил, что при такой съемке люди выходят на фото менее напряженными.
Минский инвалид-колсяочник, позирует для фото в районе Немиги.
04. Если вы снимаете какие-нибудь уличные концерты, митинги и т.д. - то как правило разрешение на съемку спрашивать не нужно. Кстати, на таких уличных мероприятиях можно хорошо потренироваться снимать людей. Будьте осторожны со съемкой сотрудников милиции или спецслужб - некоторым это может не понравится.
Минский ОМОН на акции "Чарнобыльскi шлях-2016".
05. Если же вы решили снимать людей скрыто - то тут тоже есть несколько особых приемов. Первый прием - "ты далеко, я снимаю не тебя" - скрытая фотосъемка на длинном фокусном расстоянии. Если у вас есть телеобъектив - то вы легко можете снимать людей с расстояния в 20-30 метров, и чаще всего они даже не поймут, что стали объектами съемки.
Работа репортеров телеканала "Белсат", снятая на длинном фокусном расстоянии.
06. Второй прием скрытой съемки - "я снимаю не вас, а то что за вами". Подходите к человеку , на заднем плане которого например красивое здание, делаете кадр, а затем смотрите на верхние этажи, как бы оценивая, влезла ли в кадр вся постройка. На человека даже не смотрите - как правило, даже те, кто не хочет попадать в кадр, успокаиваются, глядя за дальнейшими действиями фотографа.
Охрана с рациями на входе в БНТУ, на заднем плане - красивое здание, мы снимаем его.
07. Третий прием скрытой съемки можно назвать "я снимаю кино" - он хорош для тех кадров, когда вы хотите снять идущих вам на встречу людей. Для такого кадра нужно загодя (метров за 50 или дальше от объекта съемки) приложить камеру к глазу и идти так, словно вы снимаете видео. Когда будете проходить мимо объекта съемки - нажимаете на спуск, после чего камеру не отнимаете от глаза и продолжаете еще какое-то время так идти. Чаще всего люди даже не понимают, что стали единственным объектом съемки, так как видят не разовое нажатие на кнопочку, а какой-то длительный рабочий процесс фотографа/оператора.
Просто идете и снимаете по дороге.
08. Четвертый прием скрытой съемки - "вы сами сюда пришли!". Если вы подойдете к любому человеку на улице, наведете на него камеру и щелкнете - то практически все поинтересуются, зачем вы его сфотографировали (кто-то дружелюбно, кто-то нет). Если же человек "сам" зайдет в кадр, то чаще всего таких вопросов не возникает - не вы вошли в его личное пространство, а он в ваше. Далеается это так - вы видите объкт съемки, который идет в вашу сторону, становитесь таким образом, чтобы человек через какое-то время сам вошел к вам в кадр и делаете вид, что снимаете что-то на улице. После того, как человек войдет в кадр и вы его снимите, лучше какое-то время "продолжать съемку улицы", как и в прошлом пункте.
Фотосъемка людей на весенних акциях протеста предпринимателей.
09. Пятый приём скрытой съемки - "никакой съемки не было вообще". Это когда вы скрыто снимаете фотоаппаратом, который висит у вас на животе либо на боку. Будьте готовы к тому, что такую фотосъемку все равно могут заметить, плюс хорошо скадрировать картинку не получится. Можно применять еще такую хитрость - сперва "продемонстрируйте" объекту съемки, как именно вы фотографируете - поднесите фотик к глазу и сфотографируйте, например, дом, а затем опустите фотоаппарат на грудь, и когда будете проходить мимо объекта съемки - скрыто сфоткайте его, нажав на кнопку.
Съемка людей на улицах Славутича.
10. И последний приём "несогласованной" съемки - подходите, наводитесь фотографируете и быстро уходите. Я так делаю в редких случаях, но иногда иначе сфотографировать того или иного человека просто не получится.
Съемка бомжей в одном из минских подъездов в центре города.
Да, и всегда проверяйте, достаточен ли в вашем фотоаппарате заряд батареи и есть ли свободное место на флешке - иначе будет очень обдно, если вы выполнив все вышеперечисленные рекомендации, не сможете сделать нужный кадр по техническим причинам)
Если остались какие-то вопросы, буду рад ответить в комментах.
Добавиться в друзья можно вот тут. я в твиттерея "вконтакте" _____________________________________________
Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже: