Как живут минские бомжи?

Feb 27, 2015 11:00



На днях зашел в гости к товарищу по работе - он живет в центре Минска, по линии проспекта Независимости, в большой квартире на последнем этаже многоэтажного кирпичного дома. За лифтовой шахтой я услышал непривычные звуки и решил подняться повыше и посмотреть, что там происходит. Оказалось, что возле входа в лифтовую, в маленькой двухсторонней коморке живут два человека без определенного места жительства - или, по-простому, бомжа.

На фото выше - бездомный по имени Виталий Михайлович, он живет в этом доме уже несколько лет. Сердобольные жильцы подъезда (в том числе и мой товарищ) время от времени помогают ему едой, дают книги для чтения и даже провели в его коморку электричество и отдали старый телевизор. Не знаю, как именно Виталий Михайлович очутился на улице - по слухам, он какое-то время сидел в тюрьме,  а в Беларуси существует закон, что тот, кто "садиться" более чем на три года - автоматически выписывается из квартиры, после чего родственники могут делать с жильем все что угодно - мне и раньше встречались люди, оставшиеся без квартиры по подобным обстоятельствам. Видимо, Виталий Михайлович потерял жилье именно так.

Под катом - еще несколько фотоснимков и рассказ о бомжах Минска.



02. Двое бездомных живут на самом последнем "чердачном" этаже минской многоэтажки, за лифтовой шахтой, в небольшом коридорчике, откуда расходятся выходы на крышу и в комнату с лифтовым оборудованием.



03. Поднимаемся по лестнице выше. Вот эта дверь ведет на чердак, а справа от нее находится небольшая ниша-коморка, в которой и живет Виталий Михайлович.



04. Коморка маленькая, всего пару квадратных метров. Справа можно увидеть импровизированное спальное место, а слева стоит телевизор с антенной-"усами", подаренный жильцами подъезда. На заднем плане - нехитрая снедь.



06. Слева от двери на чердак есть еще одно спальное место - это нечто вроде бетонного уступа, в левой стене которого находится дверь в комнату с лифтовым оборудованием. На уступе постелен красный коврик, на котором отдыхал еще один человек без определенного места жительства - к сожалению, я не спросил его имя.



07. Чуть позже он проснулся и отрешенно наблюдал за фотосъемкой. Кстати, оба бездомных совсем неагрессивны и производят впечатление интеллигентных людей, волею судьбы оказавшихся на улице.



08. Рядом находятся запертые двери чердака.



Как эти двое могли оказаться на улице? Стать бомжом в Минске достаточно просто. Для этого достаточно поставить подпись в документах недобросовестных "черных риэлторов", которые с удовольствием отожмут подобным образом квартиру у подвернувшегося одинокого пожилого человека. Или, как я уже писал выше, достаточно "сесть" на три года, чтобы почти гарантированно лишиться жилья - нынешнее законодательство никак не защищает подобные категории граждан.

Куда податься минскому бомжу? В принципе, одно заведение у нас существует - это ночлежка в Заводском районе, на улице Ваупшасова, функционирующая с 2001 года. Там могут приютить человека без определенного места жительства, отмыть его и выделить койко-место в общей комнате - правда, без питания, и на срок не более одного года. Что делать потом - непонятно. Также я не в курсе, помогают ли там с трудоустройством.

На улицах бездомным лучше не появляться - минская милиция достаточно жестко "зачищает" город от бомжей - мне встречались истории о том, как лбы из ОМОНа попросту отвозили беспомощных бездомных в лесополосу за кольцевой автодорогой, да и бросали там на произвол судьбы. Возле традиционного "места помощи" бездомным - церкви - им тоже не рады. По словам бродяг, от центральных церквей Минска бомжей гоняют все те же ОМОНовцы, сообщая при этом, что "охраняют церковь" и добавляют - "еще раз здесь появишься - нос переломаем". А иногда просто брызгают в глаза "перцовкой" и ржут.

Одна из грандиознейших "зачисток" города от бомжей была предпринята перед прошлогодним чемпионатом мира по хоккею. Вот что заявил про чемпионат Лукашенко: «Это грандиозное по масштабам и важности событие. Настоящий спортивный праздник как для белорусского народа, так и для миллионов любителей хоккея всего мирового сообщества». Видимо, какая-то часть белорусского народа для этого должна была быть вывезена в лесополосу за кольцевой автодорогой - эта практика перенята еще из советских времен, когда из городов всячески старались выжать бродяг и даже просто инвалидов войны, "портящих своим видом настроение советскому народу".

В общем, из всего того, чем бы мы могли помочь таким людям - у нас есть только ночлежка на Ваупшасова и несколько организаций вроде "Красного креста", собирающих одежду для бездомных. Что можно было бы сделать еще? Я считаю, что в городе обязательно должны быть социальные столовые с бесплатным питанием для подобных категорий населения - столовые могли бы снабжаться продуктами из магазинов, срок годности которых подходит к концу, но еще хороший. Работать в столовых могли бы волонтеры, и эта работа вполне могла бы защитываться в качестве "альтернативной воинской службы".

А еще обязательно должны существовать путнкты прием одежды - наподобие тех, что я видел в Берлине. Они представляют собой обычный металлический ящик, в который каждый желающий может бросить старую, но еще хорошую одежду - в городе всегда найдется много людей, которым она пригодится. Особенное внимание нужно уделять этому в зимний период - множество бездомных попадает в больницы с обморожениями, а то и просто погибает от холода.

Ну и самое главное - должна быть налажена система возврата человека в общество - возврат жилья, отобранного бесчестным путем, помощь с трудоустройством; простое человеческое участие, которого очень часто так не хватает в жизни.

В общем, в этой сфере еще предстоит большая работа, ведь настоящее "социальное государство" определяется восем не количеством ледовых дворцов на душу населения, а то, как мы относитмся к тем, кому в жизни повезло меньше, чем нам.

____________________________________________

Добавиться в друзья можно вот тут.

Понравился пост? Расскажите о нем, нажав на кнопочку ниже:

такая жизнь, Минск, бедность, диктатура, бомжи

Previous post Next post
Up