12 декабря на кинофестивале "
Сталкер" показывали фильм Алексея Петрухина "Училка".
Даже не знаю, кому в светлую голову пришло устраивать показ именно этого фильма в кинотеатре ДомЖура, а не в Доме Кино, как обычно, только народ брал зал штурмом... Очень интересно, было бы узнать, сколько народу НЕ попало на показ... По моим скромным подсчетам (пока пробирался сквозь толпу, как сквозь строй), не менее еще половины зала. А ведь еще была очередь в гардеробе...
...
на фото:
1) Фильм в переполненном зале представил один из продюсеров фильма, также снявшийся в роли продюсера и в фильме.
2) Анна Чурова (справа), сыгравшая директрису, на премьере фильма Кати Шагаловой "
Берцы" в киноклубе "Фитиль".
Все фото: (с) Максилла Кузнецов
Коротко о фильме:
Училка.
Трудно не обратить внимание, однако, что в последнее время все больше и больше снимается фильмов про школу... И не детских в общем-то, прямо скажем, фильмов. Видимо, школа становится этаким государством в государстве, своеобразной закрытой моделью нашего общества, на примере которой все язвы этого общества особенно хорошо заметны.
Фильм "Училка" насквозь постмодернистский, и вырос он конечно же из "Гаража" (а Бирюков (Дмитрий Ильич) - это Чижиков из "Электроника"). И в сравнении с фильмом Рязанова "Училка", разумеется, проигрывает. Ну а кто бы не проиграл в таком сравнении?! И дело тут не только в том, что в "Гараже" каждый артист, выходящий на авансцену, что называется, блистает по-полной, а здесь Купченко легко и непринужденно затыкает за пояс любого (да и странно, если б было бы по-другому), но и во все происходящее до конца поверить просто ну никак не получается. При всем желании. И сложно как-то себе представить, что это Купченко не справилась с ролью и чего-то не доиграла, это очевидно просчеты сценария и/или режиссера. Ну, может быть, надо было добавить какого-нибудь "неадекватного" поступка с ее стороны, чтоб мы поверили, что она (учитель с 40-летним стажем) хотя бы МОЖЕТ выстрелить... Выстрел в скульптуру в этом плане только добавляет скепсиса, - без очков, практически не целясь... То же мне Клинт Иствуд. Еще бы джином запила. Из горла.
Шило, который "решает дела" с Ахмедом, не выхватил у нее пистолет, когда она поворачивается к классу спиной, держит палец под курком, - да, ладно... Константин Сергеич, вы как?! Да и сокрытие улик... Как будто, кроме пистолета, нету пули, разбившей статую, как будто в классе нет стукача... И "доводят" училку как-то весьма диетически, прямо скажем. Но... Фильм хороший. Поэтому давайте сыграем в поддавки и сошлемся на то, что это, мол, дети, поэтому они верят, что училка может выстрелить, хотя конечно, если по гамбургскому счету, фильм снимается не для детей в классе, а для зрителя, - ОН должен поверить. А с этим проблема. Тем более, если "за 25 лет ничего не меняется", как говорит герой Мерзликина. Так же неубедительно то, что Шило претендует на роль лидера... От лидера у него только козырное место на "камчатке", где, вероятно, в свое время сидел и герой Мерзликина. Зато убедительна Зубрила, Дипломат и, как ни странно, репортерша в исполнении Алисы Гребенщиковой, которая поначалу изрядно раздражала тем, что, как казалось, сильно пережимала с ролью. Но потом, когда она единственный раз (правда, тоже непонятно с чего вдруг) после честной и искренней речи, кидает микрофон и уходит со словами: все равно это в эфир никогда не поставят, - этот "пережим" становится понятен и полностью оправдан.
Вообще, в наше время этот фильм считался бы "детским", и его бы показывали днем по ТВ. А сейчас даже не знаю. Сейчас дети в результате навязчивой "заботы" о них со всех сторон стали какие-то малахольные. 11 класс, а они все сопли жуют и козявки кушают. У них нет своих фильмов, нет своих песен. И даже здесь в конце на пикнике они поют "Ветер перемен", - песню из юности, как минимум, их родителей.
Ну и последнее. Я бы на месте сценариста все-таки "убил" бы училку в конце (или хотя бы оставил финал открытым), - так, на мой взгляд, было бы честнее (и метафоричнее). Но в результате, видимо, необходимости попасть в нужную возрастную категорию (представляете, если б Ролан Быков снимал "Чучело", например, с оглядкой на категории) этот компромиссный "хэппи-энд" только добавил смешанных чувств.
P.S.
Еще довольно забавно сравнить этот фильм с латышским фильмом "Урок" про выпускной класс в латышской школе:
http://maxilla-k.livejournal.com/535761.html