Поначалу я не хотел выносить эти свои мысли из избы, однако пост моего друга
old_pionear подталкивает меня к тому, чтобы все-таки огласить их публично.
Очередная четырехчасовая утренняя служба на этот раз в Свято-Успенском соборе в городе Когалым, на которой я вынужден был присутствовать по работе, дала моему праздному уму достаточно времени, чтобы попытаться сформулировать то, что давно бродило во мне в поисках подходящих эпитетов и метафор, а именно мысль о том, что нынешняя церковь (причем, не только русская православная) полностью противоречит тем основным целям и задачам, ради которых она собственно и создавалась. Понятно, что святые отцы едва ли когда-нибудь признают тот факт, что церковь создавалась с какой-то конкретной целью, но внимательный глаз при желании может усмотреть практический смысл в некоторых обрядах. Например, на недавно прошедшем церковном празднике Преображения Господня, люди приносят в церковь фрукты, чтобы батюшка освятил их, окропив святой водой. Представив себе климатические условия и погоду в это время года в тех местах, где проходили эти библейские события, не трудно предположить, что в Иудее было жарко, воды было мало, простой люд наверняка пренебрегал элементарными нормами гигиены и попросту не мыл фрукты перед тем как их есть. Очевидно, что для того времени, этот обряд кроме ритуального носил также и вполне практическое значение. Меньше людей заболевало различными кишечными заболеваниями, меньше людей, соответственно, слава богу, умирало. Во многих, казалось бы, глупых и бессмысленных церковных традициях можно отыскать подобный смысл, скрытый от нас легким налетом пыли прошедших времен.
Во многих религиозных действах различных конфессий используется прием многократного повторения. У мусульман, например, тройное повторение слов «Ла Иллаха Иллала Мухаммад рассул Ялла» (Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет его пророк) является официальным пропуском в Ислам: трижды повторивший это вслух становится мусульманином (разумеется, это, так называемое, необходимое, но не достаточное условие). Трижды сказавший «Ты мне больше не жена» мусульманин освобождается от уз брака. В православной церкви таких повторений гораздо больше и назначение их состоит, скорее всего, в том, чтобы погрузить внимательно слушающего в транс. Такими же приемами пользуются публичные ораторы, поэты, театральные режиссеры и т.д. Конечно, в далекие времена это казалось чудом. Впрочем, готов согласиться, это до сих пор чудом в каком-то смысле и продолжает являться.
Или, например, обряд причастия, проходящий практически после любой службы. Русское слово «причастие» подразумевает приобщение к богу через вкушение хлеба и вина, символизирующих плоть и кровь Христову. Однако русское слово «причастие» не открывает нам истинную подоплеку сего действа, то, зачем, с какой целью оно совершается. Более откровенное и прямолинейное английское слово communion полностью открывает завесу тайны. В слове communion заключены два слова (come и union), и оба - посвящены объединению. Объединение - вот основная, на мой взгляд, и главная задача любой церкви, то, что являлось изначальным подсознательным двигателем создания любой церкви. Задача эта оставалась очень прогрессивной, нужной и важной, по меньшей мере, до конца 20 века. В мирное время людям всегда было необходимо ощущать себя единым целым. Но особенно это заметно во времена военных действий практически в любой стране мира - объединиться против общего врага. Однако, с началом эпохи глобализации, именно эта функция церкви и заставляет ее противоречить собственным же изначальным корневым принципам. Когда бок о бок живут разные религиозные сообщества, церковь, хочет она того или нет, служит целям РАЗъединения. Увы, но это так! Боюсь, что именно это и есть настоящий апокалипсис для самой церкви. Не удивлюсь так же и если Достоевский, в конечном счете, окажется прав, и человечество (особенно русские люди) не смогут существовать без Веры. Косвенно, эту мою мысль подтверждает и то, что Ислам сейчас является одной из самых крепких религий. Многие, вероятно, небезосновательно считают, что это благодаря тому, что Ислам является самой молодой из мировых религий. Однако я бы также не стал отмахиваться и от того факта, что иноверцев, желающих жить на традиционных мусульманских землях практически нет. А это значит, что Ислам все еще объединяет ВСЕХ людей живущих в каком-либо городе или поселке, и посему служит своей изначальной функции - всеобщего объединения.
Мне вобщем-то совершенно понятно, почему девушки в церковь должны заходить в платках, в одежде с длинными рукавами и юбками. Раньше они в церкви встречали своих женихов (где еще им было встречаться?!). Я очень хорошо помню свое искреннее восхищение, когда я впервые в жизни увидел обнаженную девушку. Это таинство. И, конечно, это помогало создавать крепкие семьи. Однако в этом полностью отпадает всякий смысл, если девушка, выходя из церкви, разоблачается едва ли не догола и так ходит по улицам в перерывах между службами храме.
Именно поэтому, мне кажется, основное число прихожан Русской Православной Церкви - это или фанатики, или люди, которые просто гонятся за модой и внешней атрибутикой. Зайдите в любой храм по всей России, и вы сразу заметите и первых, и вторых. А это только хуже не только для церкви. Это хуже для Веры!
Если отменить все, что происходит за стенами храма, все будет замечательно, все сразу встанет на свои места. Но поскольку это решительно невозможно, мне кажется, церковь должна приобщаться к современным условиям жизни, как-то модернизироваться. Однако, как заметил в одном из интервью замечательный фотограф Оливьеро Таскани: «Церковь - это единственное коммерческое предприятие, которое уже 2000 лет не модернизирует свой продукт». Sad but true!
Кроме того, мне кажется, в современных условиях в России принципиально важно разделить понятия «русский» и «православный». Как бы ни хотелось бы это кому-то внедрить в сознание русского человека, это не так. Примером может опять же служить Витус Беринг, который был протестантом, но который сделал и для России, и для православия, между прочим, гораздо больше, нежели иной русский (по рождению) и православный (по вероисповеданию) человек. И еще было бы неплохо отделить Веру от церкви, но боюсь, что на данном этапе это будет слишком прогрессивно и поэтому сложно для понимания. Однако если мы этого не будем делать совсем, то рано или поздно у нас пойдет разделение по принципу, по какому календарю жить, поститься ли 1 января или праздновать Новый Год, на старом ли или новом русском языке разговаривать и т.д. Если мы это допустим, то уже поздно будет пить боржоми. Пока же еще все в наших руках!