Так, ОСТОРОЖНО: я, похоже, сейчас буду нести всякую суеверную чушь. Ее и читать-то необязательно, а уж всерьез обращать на нее внимание и вовсе не стоит. Возможно, это как-то связано с моими переживаниями последних дней, поэтому, вы уж простите эти мои невольные "глюки".
Дело в том, что на могилу к
дедушке на Ваганьково я хожу обычно зимой на день его рождения. В день же его смерти, 30 августа, - так получилось, что не всегда. Во-первых, в отличие от дня рождения, повод уж больно грустный, а, во-вторых, в августе я не всегда бываю в Москве.
Вчера же я в Москве был да и настроение было не ахти как раз подходящим, и я отправился на кладбище. Фотографировать памятник дедушки я не собирался, ибо я его и так уже
как только не фотографировал. "Он же памятник кто ж его посадит?!" (с), каким был, таким все время и остается, - думал я, - зачем его каждый раз фотографировать заново?! Однако уже издалека на подходе к могиле я резко изменил свое мнение, и моя рука сама потянулась к фотоаппарату: свет на памятник (и на ветки) падал практически идеально. Причем, поскольку памятник стоит на аллее, то из-за веток деревьев напротив и ветра свет довольно часто и причудливо менялся, создавая эффект этакого эмоционального светового диалога, как будто дедушка таким образом радовался тому, что я пришел.
Я слышал много всяких мистических вещей, иногда заслуживающих внимания, иногда - не очень, но всегда был, мягко говоря, не сильно усерден в выполнении всяческих принятых ритуалов: все эти цветы, венки, свечки, родительские вторники неизменно наводили на меня смертную (ну да, а то какую же?!) скуку и тоску. Что может быть пошлее человека, идущего на кладбище с цветами...
Или вот даже - с цветами на свиданье к девушке. Ну что, она не видит какую-то адскую фальш происходящего?!
Правда, и придумать что-то взамен этого, я тоже так и не сподобился. И поэтому всегда завидовал людям, которые умеют поступать "правильно": дарить правильные подарки на день рождения, например. Их мало таких, но они есть. Как это у них получается, - хрен их знает.
Ну да ладно, я отвлекся.
Я подошел к памятнику, и ощущение какого-то диалога все больше и больше стало накрывать меня. Во-первых, я заметил, что кто-то прикрепил на лацкан памятнику "георгиевскую ленточку", и внутренне порадовался - это как раз тот весьма
нечастый случай, когда ленточка была более, чем уместна. Я попытался сфотографировать памятник крупно, делая акцент на ленточке, и тут меня ждало новое открытие (ага, памятники-то не меняются, зато наше восприятие их очень даже может меняться). Дело в том, что формально памятник, конечно, несильно похож на деда (см. фото 1)... Но вот когда я стал фотографировать его очень близко широкоугольником, который обычно немного искажает картинку по краям (о чем знают все фотографы), я увидел ракурс, при котором схожесть была, прямо скажем,
очень высокой (см. фото 2). Потом я нашел еще один такой ракурс с другой стороны (см. фото 3)... Вот интересно, как это может быть, чтобы с двух РАЗНЫХ ракурсов человек был похож, а в целом - нет. Удивительно, ей-богу!
Фотографируя крупный план "с ленточкой" я еще вдруг обнаружил блестки на лбу, как будто капли пота выступили на памятнике (вчера был довольно жаркий день). Конечно, это, видимо, такие свойства камня, и солнце, преломляющееся об него, но раньше я такого не замечал, хотя, казалось бы видел его и при любой погоде и с разных ракурсов...
Вот, если вам кажется, что я спятил и несу какую-то хрень, то и ладно, простите мне эту мою странную впечатлительность. Просто, знаете, когда все это вместе цепочкой идет одно за другим...