Ну, да, конечно, куда ты от него денешься?! Похоже, месячник Чернобыля продолжается...
Вчера в Доме Кино показывали фильм Александра Миндадзе "В субботу".
...
...
режиссер и автор сценария фильма "В субботу" Александр Миндадзе
На фото: 1) волнуется до показа; 2) встречает гостей в фойе Дома Кино; 3) представляет фильм;
...
На фото: 4) поскольку "главная звезда" фильма Антон Шагин на просмотре не присутствовал, отдуваться и раздавать интервью пришлось молодым актерам Сергею Громову и Алексею Демидову; 5) поздравления после показа.
Коротко о фильме:
"В субботу". Хотя режиссер и сценарист фильма Александр Миндадзе и сказал, что фильм не о Чернобыльской аварии, позволим себе в этом слегка усомниться. Режиссер изначально полагается на то, что зритель знает про то, что происходит, и это дает ему право и возможность не объяснять кинематографически весь ужас происходящего. Вообще, режиссер наступает на грабли, по которым последнее время прошло строем очень много отечественных кинематографистов: он так сосредотачивает все свое внимание на особенно важном ему втором плане со всеми метафорами и аллегориями, что первый план - история, рассказанная в фильме, - зачастую просто летит в тартарары и выглядит довольно бедно и скучно. Да и метафоры с аллегориями, скажем прямо, не бог весть какие глубокие.
Наш главный герой из барабанщика местного ВИА Джонни превратился в патрийного карьериста Валеру, да и, кроме барабанной установки, как выяснилось, он и на друзей своих регулярно постукивал за исполнение песен на "вражеском" языке.
"Ты верил в гитару, Битлов и цветы"...
И вот он предает эту свою "маленькую веру". Искренне предает. Ради большой. Комсомольской, коммунистической. И с ней он расставаться никак не хочет, именно поэтому, вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения, он так рвется своими глазами увидеть, что произошло на 4 блоке. А, увидев, окончательно теряет и эту веру. И остается у него только одна Вера, последняя, - девушка, которую он любит, и с которой он пытается сбежать из незаметно гибнущей Припяти, погрязшей в пире во время чумы. Но у Веры ломается каблук, она изменяет нашему герою с другим барабанщиком и в итоге полностью накрывает его собой, лишая белого света.
Вообще-то вокруг Припяти происходит, как известно, столько всего таинственного, что, вместо того, чтобы снимать довольно банальненькую историю про то, как человек не может убежать от себя, можно было бы снять что-то похожее на "Город Зеро" Шахназарова, например, про то, как Припять не отпускает своих жителей. И это была бы аллегория и посильней, и пострашней. А главное, это было бы ближе к правде. Поговорите с припятчанами, они все считают, что Припять был самым лучшим и самым счастливым городом на земле. И в этом смысле их город их не отпускает и никогда не отпустит.
Герой же Шагина комсорг Валера - обычная крыса, которая пытается сбежать втихаря с тонущего корабля. Кстати, не только он, многие уже утром в субботу знали истинные масштабы трагедии (пожарники, ремонтники видели все своими глазами, к тому же, в отличие от Валеры, они были специалистами). Но они не пытались сбегать. Наоборот, они рвались на станцию помогать устранять последствия. И многие из них говорят, что и сейчас поступили бы также. Это был их долг, они были так воспитаны. Но в фильме их нет, зато показана еще одна пара, которой все-таки удалось сбежать, запрыгнув на товарный поезд. А фильм в результате получился каким-то невнятным недомюзиклом, где песням, исполняемым ВИА, уделено экранного времени за малым не меньше, чем самой истории. Кроме того, "модное" операторское решение с постоянно изрядно трясущейся камерой, расфокусировкой и невнятным мельтешением в кадре, на мой взгляд, в фильме доведено до абсурда. Так что, по-любому, неудивительно, что многие зрители не выдержали и ушли задолго до конца.
P.S. 26 апреля фильм "В субботу" будут показывать по Первому каналу в "Закрытом показе" у Гордона. К дате, так сказать. Интересно, конечно, что скажет Гордон, хотя, признаюсь, я последнее время постоянно засыпаю на обсуждениях. То ли фильмы в программе стали менее интересными...