Когда-то село Азовское, что в Джанкойском районе на севере Крымского полуострова, называлось Коялай, и, как у всех крымско-татарских деревень, было у этого названия практическое и историческое значение: когда-то именно через это поселение проходил шелковый путь и это было первое удобное для остановки поселение. Отсюда и название Коялай, что по-татарски значит "удобное". А причем здесь "Азовское", мне так понять и не удалось.
В Азовском находится единственная на всю Украину мусульманская религиозная школа - медрессе, в котором обучается 72 мальчика и 41 девочка в возрасте от 16 и старше... Учатся они по три года. Обучение, разумеется, раздельное. Пару лет назад мне довелось провести немало времени на территории Новотихвинского женского православного монастыря, о чем желающие могут прочитать здесь:
http://maxilla-k.livejournal.com/7657.html. На этот раз судьба катапультировала нас в женское медрессе.
Урок, посвященный житию пророка Мухамеда, ведет 23-летняя преподавательница Лейля Сейтягьяева. В хиджабе учительница выглядит ровесницей многих учениц. Урок проходит по-турецки. Дело в том, что Турция оказала серьезную поддержку в создании Азовского медрессе, открывшегося после затяжного 4-х летнего строительства только в 1998 году. Кроме того, по словам директора Наримана Решетова, крымско-татарский язык отличается от турецкого не больше, чем русский от украинского. И по сию пору в медрессе преподают учителя из Турции. Пикантность ситуации заключается в том, что, в отличие от учениц, турецкие учителя не говорят ни на каком другом языке, кроме турецкого, и поэтому за пределами села Азовское они практически нигде и не бывали. Однако, по словам учительницы поклонения (это предмет такой), турчанки из турецкого города Казантип (занятное совпадение), они и от Азовского в шоке: девицы в коротких юбках с сигаретами, - ужас. В медрессе девочки ходят в платках и традиционных мусульманских одеждах, скрывающих все женские соблазнительные изгибы. И скрывать там порой очень даже есть чего.
На уроке, посвященном житию пророка Мохамеда, 18-летняя жгучая брюнетка с очень красивыми пронзительными глазами в бирюзовом платке и платье в тон поднимает указательный пальчик правой руки вверх, - так здесь сигнализируют о желании ответить на вопрос. А вопрос весьма непростой, - вы за кого: за энсаров или за мухаджиров?! Мнения класса, состоящего из 15 девушек, разделились. Я, ранее никогда не слышавший ни про тех, ни про других, довольно быстро понимаю, в чем суть дела. Мухаджиры оставили все свое нажитое в Мекке богатство, чтобы переселиться в Медину, где им предстояло вести бедную, но более духовную жизнь, а энсары - коренные богатые жители Медины, которые предлагали переселившимся жителям Мекки помощь: вплоть до до половины своих нажитых богатств.
Лейла, как потом выяснилась местная спортивная активистка, что, впрочем, можно было понять и по ее, скажем так, весьма спортивной фигуре, которую порой не способно было скрыть никакое даже самое закрытое платье, яростно болела за мухаджиров и в итоге оказалась права.
- Жители Медины в то время были кто? - спрашивает учительница.
- Богачи, - робко отвечает одна из девушек.
- Евреи, - поясняет учительница.
Ну, мне лично дальше все понятно.
А вообще занятно, как все героические истории у разных народов напоминают друг дружку: обязательно они героически противостоят многочисленно превосходящему по количеству противнику, жаждущему отомстить за какую-нибудь их воинскую доблесть, совершенную ранее. Если все эти истории сложить вместе, то, подозреваю, получится одна история, и она будет полнейшим и откровенным (хм-м...) вымыслом.
Ну да, собственно, и бог с ним! Занятно, тем не менее, что жителей Мекки девочки называли мекканцами, и я, не сразу привыкший к их произношению, поначалу принял их за американцев, - тоже больших врагов мусульман.
Но самое интересное, конечно, началось, когда девочки к нам более-менее попривыкли. Сначала робко, а потом все чаще и чаще они стали спрашивать, есть ли у нас странички вконтакте и одноклассниках. На мой вопрос, есть ли у них интернет в медрессе, ответ был "только у ней", что значило у главной учительницы, а она им не разрешает им пользоваться. В православном женском монастыре интернет был открыт и даже не было ограничения на просмотр страниц (подробнее об этом здесь:
http://maxilla-k.livejournal.com/6623.html). Впрочем, и сестры находились там все-таки более осознанно и полностью на добровольной основе. Здесь же, у меня создалось впечатление, что некоторые девочки находятся здесь скорее больше по желанию родителей. У одной из девочек, например, были накрашены ногти. Да и вообще, ношение хиджаба не в традициях крымских татар, это все-таки больше турецкое влияние. У девочек из медрессе скоро летние каникулы, и только Аллах знает, как некоторые из них оторвутся за эти три месяца, компенсируя строгие нравы, царящие в медрессе.
Одна из девочек нам даже предлагала остаться у них на ночь, не имея, впрочем, в виду ничего плохого.