или Куда идем мы с Пятачком...
За время московского международного кинофестиваля я посмотрел в общей сложности девять фильмов, - больше я и не хотел, чтоб в голове в итоге не осталась полная каша из разных фильмов. Все фильмы - наши. Не то, что меня не интересуют иностранное кино; просто Гран-При московского кинофестиваля вот уже несколько лет подряд прямо свидетельствует, что фестиваль все больше превращается в этакий киномеждусобойчик, и приличных фильмов ни Запад, ни Восток на него не посылают. Феллини и Куросава, Фабри и Скола, - все остались далеко в прошлом. Так чего ж удивляться, что именно российские фильмы из года в год собирают букеты призов на ММКФ?! И я, кстати, не вижу в этом ничего особенно катастрофического. Просто из этого, по-моему, надо делать правильные выводы, поэтому, например, я и хожу исключительно на "Российские кинопрограммы".
Однако, как это ни прискорбно, но и в "Российских кинопрограммах" в этом году потрясений не было. Хорошие фильмы да, были, а потрясений, увы... Может, это от того, что русское кино уже несколько лет подряд не может вырваться из бермудского треугольника одних и тех же тем и мотивов (вы их в том или ином виде найдете практически в любом современном российском фильме), что очень бросалось в глаза особенно на этом кинофестивале:
1) церковь и все, что с нею связано. Даже если, казалось бы, в ней по сюжету нет никакой необходимости, ей все равно найдется в фильме место, как, например, в фильме, "
Антонина обернулась", где один из центральных диалогов происходит в пустой церкви. Мог бы происходить - в кафе, в машине, просто на улице... Но нет, тогда бы это было не "русское кино".
2) сумасшествие. Причем, не в смысле Ивана Дурака, нет. А самая что ни на есть махровая медицинская патология. Что здоровых людей в стране вообще не осталось, что ли?! Или это только среди режиссеров, отчего психические неврозы и отклонения находят в их сердцах такой живой отклик?! Фильм без хотя бы одного ярковыраженного ебанарика в современном русском кино, похоже, считается моветоном.
3) мантры и всякая прочая индийская ботва. С тех пор, как русские открыли Индию (видимо, плыли в Америку) и, в частности, Гоа, в мозгах менеджеров средних и прочих звеньев наступил явный крен. Они ж не привыкли к чему-то относиться без фанатизма, - и теперь они бОльшие бодхисатвы, чем любой индус. Причем, выражается это, разумеется, по большей части во внешней атрибутике: одежде, ароматических палочках и прочей хрени. Это как если бы индусы накупили бы себе матрешек, перехали в Тамбовскую область, и возомнили себя русскими и православными. Короче, все это плотно соприкасается с предыдущей краеугольной темой российского кино, а именно - с "сумасшествием". А на Гоа индусов уже сто лет днем с огнем не сыщешь, - где им потянуть "московские" цены-то?! - они почли за благо разбежаться, как от чумы, в другие индийские штаты.
Вот. А теперь, если мы сравним это с темами, которые волнуют мировой кинематограф, то и заметим, что, как и во многих других сферах, мы идем к полной независимости своим особым путем. Идем очень гордо, никто не спорит, вот только слегка настораживает, что никто не знает, куда...