Приветствую Вас, уважаемые коллеги и друзья!!! В этой заметке я хотел бы ознакомить Вас с одним примечательным и на мой взгляд очень необычным эпизодом Второй мировой войны. Речь пойдет о том, как немецкие подводные лодки невольно сорвали одну из самых непонятных и эксцентричных идеологических операций сэра Уинстона Черчилля. В своих мемуарах сэр Уинстон неоднократно упоминает угрозу подводных лодок и неприятности, которые они ему доставляли, но про нижеописанный эпизод ничего не написал и истинный мотив своей задумки, к сожалению унес с собой, поэтому нам остались только наиболее правдоподобные версии.
Эту историю поведал в своей книге "Путь кенгуренка" ( 1966 год) известнейший английский зоолог, натуралист и писатель Джеральд Даррелл, ушедший от нас в 1995 году. Его имя я думаю в особых представлениях не нуждается, напомню только, что писатель был при жизни признан классиком английской литературы, основал фонд охраны дикой природы и зоопарк на острове Джерси для исчезающих видов животных ( где и скончался) именно с него началась слава документальных фильмов ВВС о дикой природе. В 1962 году Даррелл посетил Австралию, с целью съемки фильма о местном животном мире и впоследствии написал об этой экспедиции вышеупомянутую книгу. В Австралии он познакомился с известным местным натуралистом Дэвидом Флэем, разговор с которым, описанный в книге, я и предлагаю Вашему вниманию. Но для начала очень краткая (латинские термины опущены), справка из Википедии:
Утконос - водоплавающее млекопитающее отряда однопроходных, обитающее исключительно в Австралии. Это единственный современный представитель семейства утконосовых; вместе с ехиднами образует отряд однопроходных - животных, по ряду признаков близких к рептилиям. Это уникальное животное является одним из символов Австралии; оно изображено на реверсе австралийской монеты в 20 центов.
Ну и собственно сам разговор:
- Знаете, в Англии в войну ходил один странный слух, - сказал я Дэвиду. - Это было примерно в сорок втором, если не ошибаюсь. Кто-то рассказал мне, будто в Лондонский зоопарк был отправлен утконос. Больше я ничего не слышал и решил, что все это пустые разговоры. Вы случайно не знаете об этом?
- Нет, то были не пустые разговоры, - усмехнулся Дэвид. - Это факт.
- Как, - удивился я, - в разгар мировой войны через все моря везли утконоса?
- Вот именно, - подтвердил Дэвид. - Чистое сумасбродство, верно? В самый разгар войны Уинстон Черчилль вдруг решил, что ему нужен утконос. То ли он рассчитывал, что это хорошее средство поднять дух людей, то ли собирался как-то обыграть это в пропаганде, то ли просто захотел получить утконоса - не знаю. Так или иначе, Мензис обратился ко мне и поручил поймать утконоса, приучить его к неволе и подготовить к плаванию. Ну так вот, я поймал красивого молодого самца, готовил его полгода, потом решил, что можно его отправлять. Проинструктировал человека на судне, которое должно было везти утконоса, снабдил его кучей письменных наставлений. Команда страшно увлеклась этим заданием, все старались мне помочь, и вот утконос вышел в плавание на «Порт Филипе».
Дэвид остановился, внимательно посмотрел на утконоса, который вознамерился съесть его ботинок, нагнулся, осторожно взял озорника за хвост и водворил обратно в «спальню».
- Представьте себе, - продолжал он, - утконос пересек весь Тихий океан, прошел Панамский канал, пересек Атлантику, и вдруг в двух днях пути от Ливерпуля - подводные лодки! Понятно, пришлось бросать глубинные бомбы. А утконосы, как я уже говорил, страшно впечатлительны и очень восприимчивы к шуму. Разрывы глубинных бомб оказались для нашего путешественника последней каплей, и он испустил дух. В двух днях пути от Ливерпуля!
Мне эта история показалась одним из великолепнейших примеров донкихотства, о каких я когда-либо слышал. Человечество раскололось на два враждующих лагеря, идет самая лютая война в истории, а тут Черчилль с его неизменной сигарой приказывает, чтобы ему подали (подумать только!) утконоса. И вот уже на другом конце света Дэвид терпеливо растит молодого утконоса и старательно готовит его к долгому плаванию через моря, кишащие подводными лодками. Жаль, что у этой истории не было счастливого конца. И все-таки: какой великолепный идиотизм! Сомневаюсь, чтобы Гитлер, даже в минуты умственного просветления, был способен на такое чудачество - в разгар войны потребовать утконоса!
Умственные способности Черчилля у меня сомнений не вызывают и я думаю, что Флей был прав и Черчилль несомненно как-то хотел обыграть прибытие животного и использовать его в своих целях. Английский менталитет и психологию иногда понять трудновато. Но у-боты одним своим появлением убили и животное и идею сэра Уинстона. Так что в счете к Деницу он наверно добавил и невинную зверушку - один из символов Австралии. В заключение хотел бы добавить одно- поражаюсь в каких самых неожиданных местах можно найти немецкие подводные лодки. Так и хочется воспользоваться слоганами фильмов жанра "хоррор" и сказать - "Они везде... Они вокруг нас..".
С уважением друзья,жду Ваших комментариев, для Вас трудился Максим Дианов.