Осознание своей изначальной смертности является фундаментальным психологическим порогом в нашем сознании. Миллионы лет эволюции не только людей, но и всего живого вообще, неразрывно связаны с феноменом смерти. Для нас вчерашних и нас сегодняшних жизнь без смерти немыслима. Это железобетонная догма нашего сознания. Мы не смеем, нам страшно идти
(
Read more... )
Comments 22
Выводы мне только кажутся недостаточными. _Как именно_ вы предлагаете разуму противостоять смерти?
И еще вот эта ваша идея мне не нравится: "Интересы «своей» биологической системы являются кровными интересами разума". Мне кажется, если разум будет продолжать связывать себя с "биологией", он будет продолжать умирать, невзирая на любые его усилия. Онтологию волей не отменить. Тут нужен радикальный отрыв от жизни - только так может быть позабыта смерть..
Reply
"Онтологию волей не отменить". - Это вы очень удачно сказали. Есть онтологическая триада: неорганическое-органическое-разумное, и здесь уж никакой волей не "позабыть" и не отменить завязанность последующих слоев на предыдущие. Бытие едино, и это замечательно, и у нас есть инструмент свободы - разум, и у разума есть инструмент для действия - наука.
Reply
Reply
Reply
В одном сборнике по теоретической биологии прочел я примерно следующее: ни по такому структурному признаку невозможно живую материю отличить от неживой.
Правда, читал я тот сборник очень давно. Может, тезис этот уже устарел.
Reply
Reply
Возможно.
В структурном плане живое есть то что "сначала создается новое (потомство), а потом рушится старое (родители)". В не живом такое не происходит.
И это не есть какой нибудь каламбур. Способы преобразования есть более общее даже закона сохранения энергии...
Reply
В-общем, вполне справедливо - ведь смерть не может оказаться ни в каком личном опыте, она не перживается, мы говорим о ней лишь как о чисто внешнем факте - как о чей-то смерти (проекции на собственное будущее не в счет - это не опыт).
Тогда возникает вопрос - с какой стати разум вообще должен проивопоставлять себя чему-то, что его не касается? В конечном счете не существует опыта сосбственого небытия. "Естественная цель и задача разумной системы - точно такое же противостояние внешним факторам, которые угрожают разумной системе понижением ее онтологического статуса", - пишете Вы. Откуда разум вообще может взять идею какого-то понижения собственного статуса, если это ему не знакомо в принципе?
Откуда берется проблема смерти?
Спасибо за статью.
Reply
Потому что мы не "разумы", а люди) "Разуму" как таковому не может быть знакомо вообще ничего. Разум - абстракция. Есть разумные существа, которые в опыте своего действительного существования видят сумасшествие (-1) и смерть (-2).
Проблемой смерть становится когда 1) человек осмысливает ее как чудовишное ограничение своей свободы и 2) когда человек един с другими людьми, т.е. проще говоря, любит их.
Здесь гораздо интереснее ситуация, когда нет либо первого, либо второго, либо, как правило, ни первого ни второго сразу. А вкупе с религиозными и идеалистическими галюциногенами это дает по-настоящему убойный эффект.
Reply
Кстати, в одной книге автор вспоминает, как он встречался с последним представителем одной изуверской секты, кажется скопцов. Так вот по представлениям этого сектанта он был бессмертен - в отличие от всех нас, которых он считал мертвыми. А когда ему указывали на то, что остальные члены секты умерли, и он сам их хоронил, то он просто не воспринимал это как довод, словно это что-то совершенно не значащее, не имеющее отношение к делу. Он бессмертен - и этого ему было достаточно, железная уверенность.
Reply
Reply
Leave a comment