Во время майского официального споттинга в Сургуте удалось снять три Ту-154... Один я уже показывал в репортаже... теперь чуть поподробнее...
Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless - «Беззаботный», на сленге советских пилотов - «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка», или «Аврора») - трёхдвигательный реактивный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, разработанный в 1960-х в СССР в КБ Туполева для замены Ту-104. Первый полёт был выполнен 3 октября 1968 года. Производился серийно с 1970 года по 1998 год, пережив несколько модернизаций. Темп выпуска иногда достигал 5 машин в месяц. С 1998 по 2013 годы велось мелкосерийное производство самолётов Ту-154М на самарском заводе «Авиакор». В феврале 2013 года завод сообщил об окончании, с выпуском борта № 998, производства самолёта данного типа. Ту-154 - самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который до конца первого десятилетия XXI века оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности в России. Самый короткий беспосадочный маршрут, на котором используется Ту-154, - Ташкент - Наманган (189 км), а самый протяжённый - Москва - Якутск.
1. Туполев Ту-154М || RA-85056 || UTair (ТюменьАвиаТранс - ТАТ)
Выпущен 21 августа 1990 г. Первый полет совершил в 1990 г. Оборудован законцовками крыльев в 2007 (
http://russianplanes.net/reginfo/2849). В марте 2011 года борт получил имя Николая Константиновича Байбакова.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/214603206.4b/0_e90aa_86fe1b30_XXL.jpg)
Налет - более 22000 ч.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5310/214603206.4b/0_e90a9_86737ba0_XXL.jpg)
Самолет эксплуатировали в разное время - Varna Intl Air - VIA, Oriental Airlines, Macedonian Airlines - MAT.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6103/214603206.4b/0_e90ad_85f5c8a3_XXL.jpg)
С 11.2013 - на хранении в Сургуте. Хорошо бы, если самолет не порежут, а установят как памятник...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9650/214603206.4b/0_e90ae_dbdf2754_XXL.jpg)
Передняя стойка
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/214603206.4b/0_e90ab_dbe173d9_XXL.jpg)
Задняя стойка
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/214603206.4b/0_e90ac_9aae6b1_XXL.jpg)
Недалеко от торца полосы находятся еще два ТУ-154. Подъедем к ним...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/214603206.4b/0_e90a8_555b512_XXL.jpg)
2. Туполев Ту-154Б-2 || RA-85504 || UTair (ТюменьАвиаТранс - ТАТ)
Дата выпуска: 7 августа 1981 г. В эксплуатации: с 15 сентября 1981 г. С 2009 г. - на хранении в а/п Сургут без двигателей, с закрашенными номерами и логотипом. Возможно используется как тренажер для СПАСОП. Налет более 42000 часов.
Летал под ливреями Аэрофлот - МГА СССР (Толмачевский ОАО, Кемеровский ОАО), C-Air (Кемерово), Север Аэро, ОмскАвиа (AirUnion), Сибавиатранс - СИАТ (AirUnion), Татарстан, UTair.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/214603206.4b/0_e90af_2cd4b071_XXL.jpg)
3. Туполев Ту-154М || RA-85784 || Когалымавиа (Колавиа)
Lата выпуска: 28 июля 1993 г. В эксплуатации: с 10 августа 1993 г. Более 26000 ч. налета.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/214603206.4b/0_e90b0_201c9c76_XXL.jpg)
Летал под ливреями Колавиа и Taban Air. С 2012 г. в Сургуте на хранении.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9650/214603206.4b/0_e90b1_47356107_XXL.jpg)