Продолжаем осмотр экспозиции Музея железнодорожной технике в Новосибирске. Прошлый раз мы осмотрели
паровозы и тепловозы. Теперь электровозы и электропоезда.
Электровозы.
В коллекции музея 12 моделей электровозов.
1. ВЛ8-1232 построен на Новочеркасском электровозостроительном заводе в 1959 г. В 1965 г. присвоен индекс ВЛ8-1232. С завода поступил в ТЧ Златоуст. В 1963 г. передан в ТЧ Дёма. В 1970 г. передан в ТЧ Тайга. В 1977 г. передан в ТЧ Тбилиси. В 1981 г. передан в ТЧ Тбилиси-Сортировочный. В 1981 г. передан в ТЧ Хашури. В 1983 г. передан в ТЧ Туапсе. В 1983 г. передан в ТЧ Кировобад. В 1983 г. передан в ТЧ Туапсе. В 1998 г. передан в Новосибирский ж.д. музей. ВЛ8 (Владимир Ленин, 8-осный; до 1963 - Н8 - новочеркасский) - советский магистральный грузовой электровоз постоянного тока с осевой формулой 20+20+20+20, выпускавшийся с 1953 по 1967 год. До 1961 года (до появления ВЛ10 и ВЛ80) был сильнейшим локомотивом страны. В 1960-х наравне с ВЛ60 и ТЭ3 являлся одним из основных локомотивов на советских железных дорогах. Заводы - НЭВЗ, ТЭВЗ, ЛТЗ. Всего построено - 1722 + 1 ВЛ8в. Род службы - грузовой. Конструкционная скорость - 90 км/ч (ВЛ8М - 100 км/ч)
2. ВЛ22М-1442. Построен на Новочеркасском электровозостроительном заводе в январе 1956 г. С завода поступил в депо Иркутск-Сортировочный. В 1957 г. передан в депо Белово. В 1966 г. передан в депо Свердловск-Сортировочный. В 1978 г. передан в депо Каменск-Уральский. В 1994 г. передан в депо Пермь-II. 10.2007 - передан в депо Белово. Позднее отправлен в Музей ЖТ в г. Новосибирск. ВЛ22м (ВЛ22 модернизированный) - советский шестиосный электровоз постоянного тока выпускавшийся с 1947 по 1958 гг. Конструктивно является дальнейшим развитием электровоза ВЛ22, от которого отличается более мощными тяговыми электродвигателями. Первый советский крупносерийный электровоз (было построено свыше полутора тысяч), также последний представитель семейства сурамских локомотивов. Всего построено -шт. Род службы - грузопассажирский. Конструкционная скорость - 75-90 км/ч.В настоящее время 12 электровозов серии ВЛ22М эксплуатируются в Челябинске на ОАО «ЧМК» и ТЭЦ-2.
3. А вот этого гламурного ВЛ22М-1932 не обнаружено. Фото с паровоз.ком
4. ВЛ23-501. Завод-изготовитель: Новочеркасский электровозостроительный завод. Построен: 09.1958. С завода поступил в депо Белово. В 1959 г. передан в депо Москва-1. В 1959 г. передан в депо Тула. В 1960 г. передан в депо им.Ильича. В 1973 г. передан в депо Ленинград-Сортировочный-Московский. Электровоз ВЛ23 - советский электровоз постоянного тока «Владимир Ленин», 23 тонны - осевая нагрузка. В 1954 году Новочеркасский электровозостроительный завод разработал эскизный проект нового электровоза, который послужил бы заменой электровозу ВЛ22М, основным минусом которого являлось быстрое падение силы тяги с увеличением скорости движения и конструкция тележек, не позволявшие эффективно эксплуатировать его на линиях с холмистым и равнинным профилями. Годы постройки - 1956-1961. Всего построено - 489. Конструкционная скорость - 100 км/ч. Электровозы серии ВЛ23 использовались на многих участках для обслуживания грузовых, а в ряде случаев и пассажирских поездов. В 1959-1960 гг. электровозы ВЛ23-070 и ВЛ23-162 возили пассажирский поезд Москва - Рязань, состоявший из двухэтажных вагонов. На главном ходу Октябрьской железной дороги (Москва-Ленинград) электровозы ВЛ23 сменили в грузовом и вывозном движении электровозы ВЛ19 и ВЛ22М. Водили грузовые поезда они и на электрифицированных постоянным током равнинных участках Западно-Сибирской дороги (Новосибирск - Барабинск). Вовсю, вплоть до начала 90-х годов, ВЛ23 работали на Курском направлении Московской ЖД (приписка депо Тула и Орёл). В период 1960-80-х годов были самыми надёжными (по количеству отказов на единицу пробега) локомотивами на магистральных железных дорогах СССР. К середине 1990-х массовая эксплуатация ВЛ23 была закончена. Остались лишь несколько электровозов для вывозной работы на пассажирских станциях. Два электровоза приобрело Бакальское рудоуправление (Челябинская область). Один в рабочем состоянии ВЛ23-419 с припиской в депо Орёл. Еще один, ВЛ23-401, работал в депо Тула, а в 2010-м году был передан в музей Самарского ГУПС.
5. ВЛ40С-1066-2. Завод-изготовитель: Новочеркасский электровозостроительный завод. Построен: 11.2003. 11.2003 г. модернизирован на Новосибирском ЭРЗ из секции ВЛ80С-1066Б, с переоборудованием в односекционный локомотив.
Передан в МЖТ на ст. Сеятель из ТЧ Карасук зимой 2005/2006 года. ВЛ40 - советские четырёхосные пассажирские электровозы переменного тока.
6. ВЛ60К-649. Завод-изготовитель: Новочеркасский электровозостроительный завод. Построен: 1963. Настоящий номер - ВЛ60ПК-1165. ВЛ60 (Владимир Ленин, тип 60, до января 1963 - Н6О, - Новочеркасский 6-осный Однофазный; прозвища - Шестидесятка, Малыш, Утюг) - первый советский магистральный электровоз переменного тока, запущенный в крупносерийное производство. В 1960-х наравне с ВЛ8 и ТЭ3 являлся одним из основных локомотивов на советских железных дорогах. Годы постройки - 1957-1967. Всего построено - 2618. Род службы - грузовой, пассажирский (ВЛ60п). Конструкционная скорость - 100 км/ч (110 км/ч для пассажирских). Всего был выпущен 501 электровоз серии ВЛ60К. Такое же наименование получили и все ранее выпущенные ВЛ60, переоборудованные с игнитронных выпрямительных установок на полупроводниковые (кремниевые).
7. ВЛ10-271. Завод-изготовитель: Тбилисский электровозостроительный завод. Построен в 1970 г. ВЛ10 (Владимир Ленин, тип 10, до 1962 - Т8 - Тбилисский 8-осный) - советский магистральный грузопассажирский электровоз постоянного тока, выпускавшийся Тбилисским и Новочеркасским электровозостроительными заводами с 1961 по 1977 годы. Был создан с использованием части электрооборудования электровозов серии ВЛ8, по механической части унифицирован с электровозами серии ВЛ80. Послужил основой для электровозов ВЛ11 и опытного ВЛ12. С середины 1960-х основной грузовой локомотив на линиях постоянного тока железных дорог Советского Союза. Самая массовая модель в модельном ряду НЭВЗ и ТЭВЗ из локомотивов постоянного тока. Всего построено - 1899 шт. Конструкционная скорость - 100 км/ч. В настоящее время ВЛ10 - основной грузовой электровоз постоянного тока. Как и многие грузовые локомотивы, ВЛ10 используется и в пассажирском движении, к примеру на СКЖД, Львовской ЖД (там вообще нет пассажирских электровозов постоянного тока), Армении и Грузии.
8. ВЛ80С-005. Построен на Новочеркасском электровозостроительном заводе в 1980 г. Ранее приписан к ТЧ Карасук. Электровоз ВЛ80 (Владимир Ленин; первоначальное обозначение - Н8О - новочеркасский, 8-осный, однофазный) - грузовой магистральный электровоз переменного тока с осевой формулой 2(20−20). Прозвища: «Аврора», «Выльник», «Кайсер», «ВОСЬМИДЕСЯТка», а также, в зависимости от индекса, «Кашка», «эСка», «эРка», «Тэшка». Электровозы ВЛ80 всех индексов строились Новочеркасским электровозостроительным заводом (НЭВЗ) по проектам разработанным ВЭлНИИ в период с 1960 по 1995 год. Механическую часть, тяговые двигатели, вспомогательные электромашины завод изготавливал сам. Некоторые важные комплектующие завод получал от других заводов: тяговый трансформатор, главный выключатель. Всего построено - 4921. Конструкционная скорость - 110 км/ч. Каждый электровоз ВЛ80 с завода выходил составленным из двух секций, но схема электровозов ВЛ80с предусматривает синхронную работу трёх или четырёх секций. ВЛ80С- строился с 1979 по 1995 год, выпущено 2746 ед. Фактически ВЛ80С - это ВЛ80Т, дооборудованный для работы в составе более чем двух секций при управлении из одной кабины по системе многих единиц (СМЕ). Изначально электровоз строился с возможностью работы только двух или четырёх сцепленных секций.
9. ЧС1-073. Выпущен - 12.1959. Электромотриса. 02.04.1960 поступил в ТЧ-1 Москва-Курская, 10.1961 передан в Москву-Рязанскую, 08.1968 передан в ТЧ-3 Барабинск, 08.1983 передан в Новосибирск, 01.2002 передан в Барабинск, использовался ПЧ Тогучин. 09.2011 отправлен в МЖТ на ст.Сеятель. Электровоз ЧС1 (Чехословацкого производства, тип 1. Заводские обозначения - 24Ео, 41E) - пассажирский электровоз постоянного тока. Завод - Škoda Works. Годы постройки - 1957-1960. Всего построено - 102. Конструкционная скорость - 120 км/ч. Электровозы серии ЧС1 первоначально работали на линиях Москва - Курск - Харьков, Москва - Владимир, Москва - Ленинград, а с 1961 года и на участке Москва - Рязань. В 1963 году локомотивы ЧС1 начали эксплуатироваться на Приднепровской, а в 1968 году - на Западно-Сибирской железной дороге. В конце 1970-х, начале 1980-х годов почти все электровозы ЧС1 были исключены из инвентаря и порезаны. Единственным эксплуатирующимся электровозом, переделанным в автомотрису, долгое время оставался ЧС1-073, на Западно-Сибирской ж.д.
10. ЧС2-039. Построен: 08.1962. Списан: 2000. С завода поступил в депо Харьков-Октябрь. В 1964 г. передан в депо Куйбышев. В 1967 г. передан в депо Москва-Киевская. В 1969 г. передан в депо Ожерелье. В 1970 г. передан в депо Ясиноватая-Западная. В 1977 г. передан в депо Барабинск. В 1992 г. сильно поврежден в столкновении на переезде с панелевозом. На июнь 1999 г. находился в эксплуатации. С 2000 г. находится в музее Западно-Сибирской ж.д. на ст. Сеятель. ЧС2 (заводские обозначения - 25Ео, 34Е; прозвище - «Чебурашка») - магистральный пассажирский электровоз постоянного тока, строившийся на заводах Шкода с 1958 по 1973 год для железных дорог Советского Союза. Завод - Шкода. Всего построено - 942. Электровозы ЧС2 различных модификаций до 2007 года оставались основными пассажирскими электровозами на линиях, электрифицированных на постоянном токе. В 2006 году был изготовлен первый электровоз ЭП2К, который пришел на смену ЧС2.
11. ЧС3-73. Построен: 1961 г. До конца 1980 х эксплуатировался в ТЧ Барабинск. После находился на б/з Кожурла. Электровоз ЧС3 (29Е) - четырёхосный пассажирский электровоз постоянного тока (напряжение в контактной сети 3 кВ), выпускавшийся в 1961 году на заводе Škoda в Пльзене. Осевая формула - 20−20. Всего было выпущено 87 электровозов этой серии. Конструкционная скорость - 120 км/ч. В начале электровозы ЧС3 обслуживали участок Москва - Харьков - Иловайск, а затем были переданы на Транссибирскую магистраль, где и эксплуатировались до 1991 года, постепенно заменяясь электровозами ЧС2.
12. ЧС4-023. Построен: 02.1967. 27.03.1967 - поступил в ТЧ-45 Брянск-I Московской ж.д. В конце 1967 года передан в ТЧ-1 Киев-Пасс. Юго-Западной ж.д. В 1987 году передан в ТЧ-11 Саратов Приволжской ж.д. В марте 2006 года поступил в музей ж.д. транспорта Западно-Сибирской ж.д. Электровоз ЧС4 (Чехословацкий, тип 4; заводское обозначение - 52Е, прозвище - аквариум) - пассажирский магистральный электровоз переменного тока. Выпускался заводом Шкода с 1965 по 1972 гг. для советских железных дорог. С 1973 года завод перешёл на выпуск модели ЧС4Т, отличающейся формой кузова, конструкцией отдельных аппаратов, а также наличием реостатного тормоза. Всего построено - 230. Конструкционная скорость - 160 км/ч. Электровозы ЧС4 первоначально поступали для работы в локомотивные депо Кавказская и Брянск-2, затем в депо Киев-Пассажирский, Киров, Балашов, Россошь. После электрификации участка Саратов-Ртищево в 1989 году - в депо Саратов.
13. IIКП2А-05. Завод-изготовитель: Новочеркасский электровозостроительный завод. Построен: 1950. Работал на узкоколейной железной дороге Текелийского Свинцово-цинкового комбината.
Электропоезда. В экспозиции представлены 5 электропоездов.
14. Ср3-1239. Завод-изготовитель: Рижский вагоностроительный завод. Построен: 1953. С завода поступила в ТЧ Апрелевка. В 1961 г. передана в ТЧ Ярославль-Гл. Списана в 1997 г. В 1999 г. передана через ТЧ Инская в Новосибирский железнодорожный музей. Электропоезд С - ряд серий электропоездов различных модификаций, строившихся и эксплуатировавшихся в СССР с 1929 года по 1958 г.. Название серии говорит о том, что электропоезда создавались для работы на Северных железных дорогах. Максимальная служебная скорость -
85 км/ч. Число вагонов в составе - 3.
15. Эр1-02. Завод-изготовитель: Рижский вагоностроительный завод. Построен: 05.1957. Списан: 1999. Построен в десятивагонной составности. С завода поступил в депо Москва-Октябрьская. В 1970 г. передан в депо Ленинград-Балтийский. В 1983 г. передан в депо Свердловск-Пассажирский. Вагоны 01, 02 переданы в Новосибирский музей железнодорожного транспорта на станции Сеятель. Электропоезд ЭР1 - Электропоезд Рижский, первый тип. Электропоезд постоянного тока, выпускавшийся с 1957 по 1962 год на Рижском вагоностроительном заводе для железных дорог СССР. Составов построено - 259 (+ 4 отдельных головных вагона). В эксплуатации - с 1957 г.
16. Эр2-673. Завод-изготовитель: Рижский вагоностроительный завод. Построен: 01.1970. Электропоезд построен в восьмивагонной составности. С завода поступил в ТЧ Новокузнецк. Списан в 2000 г. Секция 67308-67309 передана в музей Западно-Сибирской ж.д. на ст. Сеятель. Летом 2010 года настоящие вагоны 67308-67909 были отправлены в депо Инская, где были сожжены и порезаны, взамен в музей под номером ЭР2-673 передан головной вагон ЭР2-835 и моторный вагон 47910. ЭР2 (электропоезд рижский, 2-й тип; заводское обозначение - 62-61) - серия электропоездов постоянного тока, выпускавшихся с июня 1962 года по август-сентябрь 1984 Рижским вагоностроительным заводом (латыш. Rīgas Vagonbūves Rūpnīca, RVR), который строил их совместно с Рижским электромашиностроительным (латыш. Rīgas Elektromašinbūves Rūpnīca, RER, поставлял электрооборудование) и Калининским вагоностроительным (КВЗ, поставлял тележки, а также одно время и кузова вагонов) заводами. По конструкции ЭР2 является модернизированной версией электропоезда ЭР1, от которого отличается комбинированными выходами и более совершенным электрооборудованием. Со второй половины 1960-х на протяжении более 4 десятилетий выполняет основной объём пригородных пассажирских перевозок на железных дорогах Советского Союза и постсоветского пространства. Составов построено - 850 (без учёта модификаций). Вагонов построено - ~9211. В эксплуатации - с 1962. Конструкционная скорость - 130 км/ч.
Фото с сайта трейнпикс.орг
17. Эр9П-86. Завод-изготовитель: Рижский вагоностроительный завод. Построен: 05.1965. Построен в десятивагонной составности. С завода отправлен в депо Барнаул. В апреле 1969 г. был передан в депо Алтайская. Вагон 8608 списан 09.2002 г. Секция 8605-8606 списана 10.2007 г. Секция 8609-8610 в феврале 2000 г. была перемещена в МЖТ на ст. Сеятель. В 2010 году вагон 8609 был подменён головным вагоном ЭР2-47901, настоящий вагон 8609 порезан в депо Алтайская под номером ЭР2-33901. ЭР9 (Электропоезд Рижский, 9-й тип) - серия электропоездов переменного тока, выпускавшихся с 1962 года на Рижском вагоностроительном заводе для железных дорог СССР. Составов построено - 648. Обслуживаемые линии - более 100 маршрутов в РФ,Белоруссии, Украине и Казахстане. Конструкционная скорость - 130 км/ч.
Фото с сайта трейнпикс.орг
Эр200-2. Построен: 1991 г. Вагоны 203, 232, 234, 242, 244. Электропоезд построен в 6-вагонной составности: ЭР200-201, 212, 214, 222, 224, 203. 1991 - с завода поступил в ТЧ-8 Ленинград-Пасс.-Московский. 1992 - построены вагоны ЭР200-232-234. 1993 - построены вагоны ЭР200-242-244. 1994 - построены вагоны ЭР200-252-254, запущены в эксплуатацию в мае 1994 и августе 1994 года соответственно. 2000 - передан в ТЧ-10 Санкт-Петербург-Московское. 02.2009 - совершил последний рейс с пассажирами по маршруту Санкт-Петербург - Москва. 01.03.2009 - отправлен на Октябрьский ЭВРЗ для проведения КР. 03.2011 - секция ЭР200-252-254 вместе с головным вагоном ЭР200-107 передана в Музей железнодорожной техники Самарского государственного университета путей сообщения. 09.2012 - вагоны ЭР200-201, 212, 214, 222, 224 отправлены в Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта, а вагоны 232, 234, 242, 244, 203 - в Новосибирский музей железнодорожной техники (ст. Сеятель). Поезд официально исключён из инвентаря 23.10.2012 г. ЭР200 (иногда встречается ЭР-200 - электропоезд рижский, с эксплуатационной скоростью 200 км/ч, заводское обозначение - 62-110) - советский скоростной электропоезд постоянного тока. Выпускался Рижским вагоностроительным заводом (латыш. Rīgas Vagonbūves Rūpnīca, RVR), который строил его совместно с Рижским электромашиностроительным заводом (латыш. Rīgas Elektromašinbūves Rūpnīca, RER, поставлял электрооборудование) при участии ряда научных институтов (МИИТ, ТИАСУР и др.). Регулярная эксплуатация электропоезда началась 1 марта 1984 года. Составов построено - 2. Вагонов построено - 28 (6 головных и 22 промежуточных). В эксплуатации - 1 марта 1984 года - 28 февраля 2009. Конструкционная скорость - 200 км/ч. Максимальная служебная скорость - 180 км/ч (допустим кратковременный разгон до 200 км/ч)