4. О подлости и неподлости

Feb 27, 2013 16:38


И что стало понятно за последнее время. Сейчас между людьми вот эта разделительная линия проходит не столько по имущественному и классовому принципу, как было в начале двадцатого века. Карлу Марксу было немножечко проще, чем нам сейчас, потому что всё было понятно: бедный / богатый - там не ошибёшься, очень было просто ориентироваться. Сколько там денег, сколько власти. Какое количество - всё было можно посчитать, увидеть, потрогать и определить - свой или чужой.

Сейчас этот принцип уже в такой степени как раньше не работает. Конечно, всё равно классовая ненависть возникает. Если показать условного абрамовича с непонятно откуда взявшейся кучей денег, который на пляже в трусах разноцветных сидит со всякими тимченками - поднимается ярость. Но это уже в такой степени как раньше людей не поднимает. И уже видно, что сейчас люди соорганизовываются - а необходимо ориентироваться где проходит граница они / мы, свои / чужие - и очень важно найти новые критерии /_идентичности_. И сейчас становится актуальным не столько количественные критерии, сколько качественные критерии. То есть, есть у человека совесть / нет у человека совести, подлый / не подлый - то есть совершенно такие трудно определимые и уловимые вещи.

Проблема.

И проблема, похоже, в том, что количественные критерии - они всегда очевидны для всех. Там можно посчитать сколько у человека денег, сколько он построил, сколько украл, во что он одет, сколько там пальцев у него растопырено и так далее. А вот совесть, порядочность - это совершенно не очевидно. Это невозможно ни измерить, ни взвесить, ни на каких весах не померить. И тем не менее, сейчас, действительно ситуация такая, похоже, что действующая так называемая власть начинает вызывать реальное возмущение (действительно выходят люди на улицы, начинают что-то делать) в первую очередь по этим самым трудноопределимым критериям. Люди начинают действовать, люди начинают выходить на улицу, люди начинают что-то там менять, возмущаться. И вот это возмущение оно возникает именно по критериям справедливо / не справедливо, есть совесть / нет совести.

И вот, если говорить на примерах, это прямо видно с самого начала всей этой волны, которая сейчас поднялась: от удачно найденного термина, что это ЖиВ - жулики и воры (это же тоже этический принцип) до вот этой недавней совершенно чудовищной истории, вот она действительно людоедская. Так называемый закон подлецов. Когда уже стало понятно, что это похоже уже вообще даже и нелюди. “А вот лишим детей возможности иметь семью - только лишь бы про Магнитского нам не говорили. А заодно будем сеять страх, рознь и ненависть”. Вот прямо раз, так, и перейдена какая-то граница, которая уже не только социальная граница. Потому что социальная граница - это конкуренция, борьба за власть. Цель оправдывает средство; если выиграл - то прав; победителей не судят. Вот, это уже не социальная граница. Перейдена какая-то вообще человеческая граница.

И сразу видно кто ужаснулся, а кто нет. И начинается объединение или разъединение. Именно по этому трудноуловимому признаку.

Подлец / не подлец.

Есть совесть / нет совести.

Порядочный человек / негодяй.

Чувство собственного достоинства, самоуважение / продажность, самомнение.

И сейчас вот этим объединяющим / разъединяющим принципом становится отношение вот к этому самому пресловутому нравственному императиву. Потому что до недавнего времени единственный способ в нашей стране добраться до денег, до власти, вот этот социальный лифт (ну то, что определяет экономическую и политическую свободу) - это врать и воровать. (И, похоже, это чуть не стало “нац.идеей”). Это же было совершеннейшей нормой ещё год назад. Ну вот эта знаменитая лояльность в обмен на беспредел. Эта норма была совершенно общепринятая: если кто-то там не ворует, не врёт - ну это просто лох какой-нибудь. Который просто не вписался в систему - ну, и сам дурак - сиди, точи зубы. Это просто было социальной нормой. Человек соврал, сделал подлость, утащил свой кусок - и его не видно. Никто пальцами не покажет, еще и завидовать будут. И одно из главных достижений всего предыдущего года, от всей этой активности: так называемой, протестной, оппозиционной, - ничего не слили никуда, ни в каком месте. Потому что как раз начинает меняться норма. Вот эта самая, которая не очевидна. Вот это пресловутое чувство собственного достоинства. Тренд начинает меняться. И сейчас важно этот тренд не потерять и назвать. Потому что сама проблема... в чём ее сложность и непривычность:

- это (первое) что эти критерии невозможно ни померить, ни взвесить и они совершенно необъективны (всё необъективно, но это предельно субъективно). Есть люди, у которых есть нравственное чутьё, а есть люди у которых его просто нет - они глухие. Бессовестные. И самое главное, что это чутьё - его можно воспитывать. Культивировать. Это тонкий инструментарий, который можно настроить. Вкус развивается, совесть развивается. И если уже настройка сбита до того, что человек глухой и просто этим не парится - пока рядом не окажутся люди со слухом - глухого и не видно.

Вторая сложность. Дело в том, что поскольку это идеальные критерии, абсолютно не врать и не воровать невозможно. Любого человека можно поймать, даже самого кристально честного. Хоть кто-то, но в детстве пирожки из школьной столовой тырил - и всё. Тварюга страшная. Поэтому здесь очень важен вопрос меры. Чтобы, это - без фанатизма. Иначе это начинается уже инквизиция. Есть люди, которые с удовольствием присвоют себе право судить по моральным критериям. Вот в этом ещё вторая сложность. Но об этом чуть позже.

РЕШЕНИЕ
Возможное решение этой проблемы:

Первое. Очень важно называть - что является нормой. Потому что норма в нашей стране сбита до предела всей предыдущей
историей. А неназванного, как известно, не существует. Что иметь совесть - это нормально, это прилично (потому что сейчас то, что пафосно - это прямо ужасно и это не должно быть, а совесть как раз как бы из области пафоса). Есть совесть / нет совести. Просто называть, что эту совесть иметь нормально, прилично и необходимо: просто быть человеком, чувство собственного достоинства.

Второе, что необходимо - это вытаскивать из тени вот этих самых жуликов, воров и сейчас уже точно негодяев. Уже новый у них критерий появился. Потому что они начинают громко и стремительно саморазоблачаться. С каждым новым шагом они всё больше и больше увязают именно в этой теме. Сначала эта история с железняком, где, собственно, четко, ясно и доказательно было названо, что это лицемер. Он даже не понял за что его ловят, за что кусают. Он пытался за деньги, машины оправдаться. А речь шла совсем о другом, что он просто негодяйский врун и лицемер.

А дальше пехтиныастафовыиктотамеще - просто обвал пошел. Забурлила мутная пена.

И еще дело в том, что все эти жулики и воры - они очень хорошо умеют имитировать все эти нравственные критерии. Очень хорошо умеют ими прикрываться. На чём держалась вся эта система тринадцать лет - на одном парне, который прекрасно создавал образ человека нравственного, заботливого, внимательного. Такой большой отец всех народов. За предыдущий год этот образ безвозвратно был потерян. Очень важно как раз воров вытаскивать - они очень хорошо умеют прятаться - поэтому, называть, ловить и вытаскивать. Опять же, до определённой границы - есть частная жизнь, в которую нельзя вмешиваться. Но если человек заявился на общественную жизнь, определённые вещи должны быть максимально прозрачны и открыты. Сразу чтобы стало видно, что этот человек не в социальном качестве проигрывает, а чисто в человеческом. Что реально подонок. И он рвётся к власти, чтобы оставаться подонком, а не для того, чтоб принести пользу.

Есть еще третий шаг и четвертый.
Previous post Next post
Up