так случилось, что вчера я вдруг решила сравнить содержание вагнеровских основных эпосов с классической схемой Жозефа Кэмпбелла "путешествие героя". Кемпбелл систематизировал структуру приключений мифологических героев и ввел понятие "мономифа" в середине прошлого века, чем сильно повлиял на дальнейшее мифотворчество. последующие саги создавались под влиянием этой схемы. самый яркий и открытый пример - "звездные войны".
а что же Вагнер?, подумала я. он же как раз большие героические саги писал. и точно, писал, как прям по схеме Кэмпбелла, хотя тот еще не родился.
раз уж весна, то возьму любимого "парсифаля":
1. стабильность - жизнь с матерью
2. зов к приключениям - в прямом смысле, сделал себе лук, покинул мать и отправился в путь
3. ментор - гурнеманц
4. пересечение порога - попал на мансальват, в окрестности храма. да, согласно схеме которую я загрузила, сначала ментор, а потом пересечение реальности, но я видела много подобных схем, в которых ментор появляется уже после пересечения порога нового, т.е. деталь когда ментор появляется не принципиально, но он обязательно появляется.
5. испытания, неудачи, - убийство лебедя, присутствие на открытии граля. знакомство с амфортасом. так ничего не понял, был выгнан, дальше блуждал долго и тяжело
6. новые навыки и умения - во время блужданий окреп духом и умом. второе испытание - девочки цветы. устоял.
7. смерть и перерождение - поцелуй кундри
8. откровение - Amfortas! Die Wunde!
9. последние изменения - дальнейший диалог с кундри
10. расплата - в результате прозрения, парсифаль понимает, что в общем, став спасителем, он перестает быть простым человеком. он уже не будет тем кем был.
11. получение подарков - копье
12. возвращение измененного героя - 3 акт, страстная пятница
13. стабильность 1. по кругу - сын Лоэнгрин.)
в эту же схему в принципе прекрасно втискивается и Зигфрид. только он не завершает круга, а уьирает по пути. пункты 1-6 совершенно очевидны, даже писать лень. но начну с
7. смерть и перерождение - встреча с Брунгильдой, ее разбужение поцелуем. тут же и
8. - откровение. это совершенно параллельно парсифалю. метаморфоза главного героя происходит в момент наивысшего потрясения от встречи с женщиной и непреодолимого желания.
а дальше - Зигфрид так и не понял, у него не было такой даже возможности понять, что вокруг него происходит, кто он есть на самом деле и что и зачем он.
10. - расплата - окончательная смерть.
а уж как в эту схему прекрасно ложиться Тангейзер! да и Голландец тоже, если взять за героя Сенту.
Лоэнгрин наоборот: его "нормальная" жизнь происходит на мифическом мансальвате в храме Граля, а переход к новому, пересечение границы - он появляется в Брабанте, банальная Германия.
в конце не могу не удержаться, чтоб музыку не поставить.
Nur eine waffe taugt!
Click to view