парсифалии 2 - ближе к телу

Mar 22, 2017 21:24

в этом году у нас очень специальный парсифаль - мы ждем премьеру. я так прямо с замиранием сердца, поскольку "парсифаль" для меня это А и О, и вообще всё самое святое в музыке.
поэтому я сейчас хочу немного вспомнить те "парсифали" которые были до этого и которых уже не будет.

предыдущая постановка Кристиане Мелитц вызывала у всех вокруг страшное недоумение, вопросы и порой местами раздражение. неприятие в общем. это возможно и объективно, ибо Мелитц дама радикально-феминистически настроенная, для своего времени вполне авангардная, между делом давно ее старые постановки слегка вышли из актуальности. привязка ко времени вещь неумолимая.
мне же венская постановка никогда особо не мешала, она всегда была на втором плане и не вылезала наперед с глупыми вопросами типа "почему в дальнем углу портрет карла маркса висит" - не волнует меня что там в каком углу висит, я обычно настолько глубоко потрясаюсь в зале, что из меня почти слезы льются непроизвольно. а все почему, потому что в вене, по счастью, "парсифаль" занимает особое место и очень почетное. это одно из немногих мест в мире, если вообще не единственное, где свято соблюдается обряд не апплодировать после первого акта. там не нужны апплодисменты, мне понятен этот ритуал, потому что после первого акта я нахожусь в состоянии трансцендента той или иной степени в зависимости от дирижера.
важно езе и то, что эта постановка была моим первым "парсифалем". первым настолько, что я до этого ни разу не слышала даже отрывков этой оперы в записи.
я помню много деталей первого парсифаля - дирижировал Шнайдер, и его тяжелый оркестр меня буквально подавил. такое чувство потерянности, чувство полного погружения в этот фантастический мир, которое я испытала после первого акта своего первого "парсифаля", я видела со стороны еще раз однажды только у своего супруга после первого акта нашего первого "Тристана". это когда включают свет, начинается пауза, ты встаешь с кресла и не понимаешь где ты, зачем ты, что здесь происходить и почему так много людей вокруг и что они все здесь делают.
как жаль, что невозможны первые впечатления еще раз.
последние годы в вене свято блюдется и датирование парсифаля - "зеленый четверг", "пасхальное воскресенье" и последующая среда. мы ходили всегда в воскресенье, исключительно по причинам комфорта, мы вообще любим "второе" представление в сете. на парсифале, по случаю реальной пасхи, полнейший венский паноптикум, если не считать случайно забредших туристов. священнодействие подчеркивается не только зрителями, сколько в превую очередь, оркестром. так как ванские филармоники исполняют парсифаля, так они не исполняют больше ничего, это действительно шедеврально. до последнего года за первым пультом всегда сидел главный из четырех концертместеров Райнер Кухль, который играет "парсифаля" в венской оперы еще с времен караяна, если не раньше. в прошлом году он вышел на пенсию, этот славный концертмейстер, звезда и почет всей австрийской культуры.
о постановке и деталях и отдельных исполнениях я писала регулярно и неоднократно. в течение этих лет наши парсифали всегда хорошо исполнялись - и дирижеры и исполнители были всегда если не лучшие, то одни из - вентрис, бота, гульд и доминго. кауфман пытался встрять но очень неудачно. не раз мы слышали кундри вальтрауд майер, она лучшая, следом за ней моя любимая ангела деноке. амфортасы были тоже знатные, среди которых любимые штрукман и конечный.

теперь у меня такое чувство, что должно произойти чудо - что новый "парсифаль" будет новым шедевром, осознанием, спасением и все мтаким прочим.
я знаю, что мечты напрасны, дважды в одну реку не входят.
дирижировать будет Семен Бычков и на него у меня большие надежды - после его "Хованщины", я очень предполагаю и надеюсь на столь же глубокого "Парсифаля", тем более что у меня есть некоторые вагнеры в его интерпретации.
петь будет "старый-конь-борозды-не-испотит" Ветрис. это очень хорошо. моя любимая из поющих выскодраматическая Брунгильда Нина Стемме будет петь в Вене свою первую Кундри - я в предвкушении. Амфортасом будет Финли, надеюсь, это будет лучше чем я ожидаю. ок.
ставит Херманис. это для начала и не плохо и не хорошо. могло бы быть и хуже и лучше.
что он поставит - большой вопрос который меня интересует. обычно я не подглядываю наперед и тем более никогда не пишу заранее.
тут не выдержала.
что же на сообщает официальный источник (сайт венской оперы). он сообщает, что действие перенесено в вену до первой мировой, примерно 1900-ый годы. типа вена тогда была столицей как культур искуств, так и наук и исследований. в том числе и психоанализа. в постановке будет играть роль наша знаменитая психугка "Штайнхоф" с церковью - шедевром архитектуры Отто Вагнера в Югендстиле. содержание оперы, поиск св. Граля, это аллегория будет представлена в виде терапии главных героев.  ээээ это все хорошо. но только уже было. было не толкьо непосредственно в 1900 году. но и чуть позже, в постановке Тангейзера в 2010 Клаусом Гутом - там все это уже было. и вена 1900, и психоклиника Штайнхоф и церковь Отто Вагнера в Югендстиле прямо на сцене и терапия Тангейзера. Вот прям так по тексту и было.
и что теперь? Тангейзер даже не родственник Парсифаля, как например, Лоэнгрин. и даже не друг каким собирался стать Тристан.
пишут на сайте оперы, что основное действие будет все прям в клинике. гурнеманц и клингзор - оба два врачи. ок. гурнеманц будт др.фройд, а клингзор кто тогда? в смысле разделения добра-зла? а пациенты, Амфортас и Парсифаль к примеру, находясь в 1900, в рамках терапии будут думать что они ищут св. Граль в другом месте и в другое время. заканчивает сайт оперы свое предварительное вступление к премьере так, типа если получится у Херманиса сделать все хорошо, то мы все зададимся вопросом Ницше "создал ли Вагнер чтонибудь лучшее?". а если у Херманиса не получится, спрашиваю я. тогда мы все зададимся другим вопросом Ницше: "может вагнер это болезнь?"

напоследок лучшая на мой взгляд совратительница. 40 минут чистейший хард кор

image Click to view


высокодраматическое сопрано, pasticcio, stop, музыкальный киоск, parsifal

Previous post Next post
Up