Рустам Арифджанов В мае 1942 года его объявили фашизму мусульмане Советского Союза
Слово "джихад" пугает и даже отталкивает. А сочетание его со святыми для нас определениями кажется кощунственным. Но именно джихад - священную войну - германскому фашизму объявили в мае 42-го года мусульмане Советского Союза. На съезде Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири это сделал муфтий Габдрахман Расулев.
Ссылки на Коран
Это было вовсе не публицистическое выступление одного эмоционального человека. Богословы подготовили документ по всем правилам исламского правоведения - фикха. Там много ссылок на строки главной книги мусульман. Для верующего человека это важно: знать и понимать, что дело, которое ты начинаешь и которому собираешься следовать, не твое своеволие или решение отдельной группки людей, а освящено именем Всевышнего, подкреплено и обосновано Божьим законом, благословлено высшими авторитетами твоей религии. Ислам схоластичен. Впрочем, как и любая другая религия.
Так Дмитрий Донской перед битвой с Мамаем шел за благословением к преподобному Сергию игумену Радонежскому и получал его: "И если Бог поможет тебе, ты победишь".
Так вставали из окопов "за царя, за Родину, за веру" русские люди в Первую мировую войну. Так, помолившись, шли на смерть за Россию мусульмане из Дикой дивизии.
Мощь, подкрепленная верой, убедительнее силы без веры. Но только тогда, когда за ней правда. Бог не прощает ни лицемерия, ни самонадеянности. Потому что правда в том, что Бог один. И он, как говорили предки, все видит.
Эта вера в единого и всевидящего Бога поднимала в атаку и придавала силы в окопах. Потому что, когда смотришь в глаза самой смерти, нужны не лозунги, нужна вера.
Тысячи и миллионы
Мусульмане принимали самое непосредственное участие в отражении фашистской агрессии. И чтобы там ни придумывал враг: открывал мечети на оккупированных территориях (церкви открывал тоже), объявлял безбожной большевистскую власть, создавал националистические легионы и батальоны, - все было напрасно. Мусульмане открывали свои святые предания - хадисы и читали: "Хуббуль ватан миналь иман", что означает: "Любовь к Родине - часть твоей веры". Они открывали Коран и читали: "Помогайте своей армии имуществом, скотом и другими, всеми путями, знайте, в этом благо для вас". Нет, это не советская пропаганда была убедительнее нацистской. Это правда побеждала ложь. А Бог, как всегда, был там, где правда.
Мусульмане СССР собирали пожертвования на покупку танков и самолетов. Муфтий Габдрахман Расулев написал письмо Сталину: "Воодушевленный успехами нашей славной Красной Армии, я лично вношу 50 тыс. рублей на строительство танковой колонны и особым посланием приглашаю верующих мусульман жертвовать на постройку колонны танков". Сторонники муфтия собрали 10 млн рублей. Инициативу подхватили. В короткий срок в Туркменской ССР было собрано 243 млн рублей, в Узбекской ССР -365 млн рублей, в Казахстане и Таджикистане по 1 млрд.
Казань и Уфа, Ташкент и Алма-Ата принимали эвакуированных. Казахстан принял миллион человек, Узбекистан еще миллион. Семья кузнеца Шамахмудова усыновила и воспитала 15 детей-сирот разных национальностей.
Перед праздником Победы или просто, когда разговор заходит о прошлой войне, очень часто звучат цифры. Считают ушедших на войну, погибших на ней, получивших ордена и медали. Только звания Героя Советского Союза в годы войны были удостоены более полутысячи мусульман: 161 татарин, 96 казахов, 69 узбеков, 57 дагестанцев (6 кумыков, 5 аварцев, 3 лезгина, 2 даргинца, по одному - каратинец, рутулец, лакец...), 43 азербайджанца, 39 башкир, 18 туркмен, 14 таджиков, 12 киргизов, 8 кабардинцев, 6 адыгейцев, 6 чеченцев, 6 крымских татар. Извините, если кого забыл или в цифрах напутал. Статистики, как и принято, спорят.
Но дело даже не в процентном высчитывании количества представителей той иной национальности или религии среди героев. Дело в том, что и сегодня, спустя три четверти века после начала той войны, для людей это важно, это принципиально, что их народ вырастил героев, что их вера воспитала.
Предатели были почти в каждом народе. Но сегодняшняя память людей не сохраняет их имена, сопротивляется, выталкивает. Поспрашивайте на улицах Бахчисарая, Баку и Казани - нет, не вспомнят. Это если нация здорова. Если нет, то она славит шухевичей и бандер, а по улицам ее городов маршируют неонацистские демонстрации.
Просто усердие
На самом деле "джихад" в точном переводе никакая не война. Война в исламе называется по другому- "харб". Джихад - это просто усердие на пути к Богу. Над собой усердие, за страну, ради Бога. Оно становится войной и борьбой, когда нападают на твою родину, притесняют людей, выгоняют их из домов и делают из них рабов. Человек, объявляющий джихад своей стране, идет против Бога. И это уже не джихад, а терроризм. Человек, убивающий стариков, женщин, детей, священнослужителей и других мирных людей, называющий это джихадом, - не просто террорист, но уже богоотступник. Его поражение неизбежно.
"Прав ли я?" - вопрошал князь Дмитрий у игумена Радонежского перед тем, как свершить величайшее усердие в жизни. И получил ответ. "Правы ли мы?" - обратился к святому Корану муфтий. "Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, - ответил стихами Корана Всевышний, - ибо Бог не любит несправедливых".
Крымский татарин летчик Ахмет-Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза. Погиб в 1971 г. при испытании нового самолета.
В начале войны узбекский кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Акрамова взяли на воспитание 15 детей, потерявших родителей и эвакуированных в Ташкент. За обеденным столом.
Сбор средств на танковую колонну "20 лет советского Узбекистана" вели десятки тысяч жителей Узбекской ССР. И весной 1945 года колонна танков Т-34 была передана наступающей Красной армии.
Калининский фронт. Гвардейцы-снайперы дивизии им. Панфилова киргиз Токтогул Шабеков и казах Рохомбай Бекенов уничтожили по 50 фашистов каждый.