Не устаёшь повторять: большое вам спасибо, западные вы наши «партнёры», за ваши антироссийские санкции. Ведь зачастую просто диву даёшься, как санкционные пакеты, должно быть, натянутые на голову определённого рода российским чиновникам, заставили этих самых чиновников шевелиться и перейти в режим относительно эффективной работы. Новый день - новая информация о шевелении заинтересованных лиц. На сей раз речь идёт о крупном российском бизнесе, который в своё время был явно напуган угрозами западных «друзей» готовностью к отключению российского банковского сектора от платёжной системы Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications (SWIFT).
Для начала стоит напомнить о том, что в 2014 году в качестве одной из составляющих пакета антироссийских экономических санкций звучала идея западных «партнёров» по выводу российских банков за пределы системы SWIFT, которая является не только международной площадкой для осуществления платежей, но и полем обмена информацией между различными банками. В Брюсселе, где и располагается главный офис SWIFT, заявили, что отключение России от системы «позволит нанести непоправимый удар по российской экономике». Если бы такое отключение состоялось, то российская экономика действительно оказалась бы под серьёзным ударом. Банковский сектор, который в последнее время оказался, что называется, завязанным на SWIFT, мог бы потерять многое, и такие потери привели бы к целой серии необратимых последствий для всех без исключения отраслей экономики Российской Федерации.
Однако ни в 2014-м, ни в 2015-м отключить Россию от международной системы межбанковского обмена информацией и совершения платёжных операций не решились. Почему? Да просто потому, что российские банки к тому времени уже вошли в систему глобальной экономической деятельности, и такое отключение ударило бы по огромному числу зарубежных банков и компаний, которые так или иначе с Россией сотрудничают. Бить по своей собственной голове западные «партнёры» не стали, зато дали повод российским банкирам задуматься над тем, что положение российских банков в этой самой глобальной системе весьма шатко. И шатко оно в первую очередь потому, что в России отсутствует собственная (защищённая от санкционных позывов) площадка для обмена информацией между банками и осуществления межбанковских платежей различного рода, в том числе и с выходом на зарубежные финансовые организации.
Теперь Банк России (он же Центробанк) объявляет о том, что за 2015 год успел набрать обороты российский аналог SWIFT, носящий название Сервис по передаче финансовых сообщений (СПФС). О каком наборе оборотов идёт речь?
Если верить статистике Центробанка, то до начала 2015 года система работала фактически в тестовом режиме. К январю 2015-го к СПФС решили подключиться около 90 банков, руководство которых решило, что лучше раньше найти альтернативный SWIFT вариант, чем потом сталкиваться с фактическим блокированием финансовых операций. По сообщениям газеты «Известия», ссылающейся на тот же Центробанк РФ, число банков, подключившихся в СПФС к январю 2016 года, достигло значения в 330 финансово-кредитных организаций. Это около 46% всего банковского сектора России. Процесс подключения российских банков к отечественной альтернативе SWIFT активно продолжается.
Насколько серьёзно СПФС сегодня можно называть альтернативой международной системе Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications? Безусловно, до глобальных масштабов пока далеко, хотя бы потому что SWIFT обслуживает свыше 10 тысяч финансовых структур по всему миру. Масштабы СПФС существенно скромнее. Но тут нужно понимать и то, что системе SWIFT в этом году исполняется уже 43 года, а СПФС находится в совсем ещё нежном возрасте. Однако, несмотря на свой младенческий возраст, российский сервис по передаче финансовых сообщений уже достиг определённых успехов не только внутри России. Сейчас идут межправительственные контакты по линии БРИКС, которые в скором времени способны привести к выходу российского СПФС на глобальный рынок.
Одновременно с этим появление и развитие российского СПФС отсылает, как говорится, далеко и надолго американскую систему так называемого мониторинга международной финансовой деятельности. Речь о том, что после терактов 11 сентября 2001 года в США, американские «спецструктуры» получили доступ ко всем видам деятельности SWIFT под предлогом отслеживания финансирования террористов через те или иные банки. Так уж вышло, что финансирования международного терроризма самими Штатами «спецструктуры» упорно не замечали, зато практически на постоянной основе отлавливали в разных странах мира людей (чаще всего иностранных граждан), которых могли обвинить либо в коррупционных преступлениях, либо в связях с террористами, либо в торговле оружием. И ладно бы, если бы такая работа велась в рамках законности, но зачастую аресты проводились в третьих странах такими методами, самым демократичным из которых был метод мешка на голове и дальнейшей отправкой задержанного в одну из спецтюрем - нередко ещё и без суда и следствия…
Да, отключение российских банков от SWIFT не парализовало бы финансовую систему страны полностью (пример длительное время находившегося под санкциями Ирана показал, что жить, в принципе, можно и без SWIFT), однако привело бы к целому ряду негативных последствий, вплоть до серьёзного затруднения проведения финансовых расчётов по крупным контрактам (утрированно: возили бы наличку мешками…). Но когда у страны есть как собственная платёжная система, так и сервис передачи финансовых сообщений, это не просто часть гарантии работы банковского сектора, но и выход государства на качественно иной уровень в сфере обслуживания физических и юридических лиц. В конце концов, это новый элемент в фундаменте финансовой безопасности страны.
Не лишним будет в очередной раз сказать: спасибо за санкции, «партнёры»!
Володин Алексей