Иврит и арабский язык: заклятые родственники. История семитских народов. Часть 1

Nov 17, 2023 18:00




Как же так получается, что евреи и арабы, которые выходят из некогда единой семитской общности, сегодня так ненавидят друг друга? Это, конечно, не редкость, и далеко ходить не надо - славяне тоже вполне наглядно демонстрируют ненависть к ближнему.

Но про славян мы и так часто говорим, а сейчас, пожалуй, когда в Секторе Газа в очередной раз полыхает ад, пришло самое время разобраться с семитской историей.


Вообще, семитские народы отличаются завидным постоянством дислокации: с самого своего появления они занимают примерно одни и те же территории. И хотя насчёт семитской прародины существуют различные версии, они не отличаются слишком кардинально: речь всегда про Аравию, Сирию и север Африки. Чаще всего, объединяя данные лингвистики, генетики и археологии, в качестве места, откуда вышли семиты, указывают на Левант, и я предлагаю нам с вами этим удовлетвориться.



Можно разве что упомянуть, что по лингвистическим данным вряд ли их прародина могла находиться сильно южнее (в Аравии или Африке), потому что в прасемитском языке восстанавливаются такие слова как *dubb- "медведь" *ri’m- "тур" и *pVl- "слон", но нет ничего про верблюда, страуса или гепарда (полагаю, эти данные были проверены биологами, или кто там изучает древнее расселение животных).

Впрочем, прародиной афразийской семьи, куда входят семитские, всё же считается именно север Африки, так что технически и семиты тоже оттуда, просто это было ну очень, очень давно - примерно двенадцать тысяч лет назад. В то время как распад прасемитского языка на отдельные относится к периоду пяти-семи тысяч лет назад. То есть совпадает по времени с распадом индоевропейской общности, кстати. Но сейчас не об этом.



Сегодня семиты распространились на значительно более протяженные территории, но всё равно продолжают жить в районе своей прародины. Теплолюбивые товарищи.



Семитские языки - это не самоназвание, так их обозначили европейцы ещё в XVIII веке, произведя это слово от имени Сима, библейского прародителя этих народов (в те времена гуманитарные науки ещё опирались в первую очередь именно на священные тексты). Слово "семитский" пишем через "е", потому что имя Сим на иврите звучит как שֵׁם [Šēm], ну и по-гречески, соответственно, Σημ [Sēm]. Получается, что в идеале им было бы быть вообще "шемитами".

Прасемиты явно уже занимались сельским хозяйством, потому что имели слова "веять", "поле", "пахать", "гумно", "пшеница", "просо", и скотоводством ("баран", "овца", "коза", "пасти", "бык", "свинья", "собака", "осел", "молоко", "сливки", "масло"). А такие слова как *ṯawr- "буйвол" (рус. "тур") и *ḳarn- "рог" (англ. "horn") были, скорее всего, заимствованы у праиндоевропейцев (вероятно, через анатолийцев, например, хеттов).

Древнейшим семитским языком считается аккадский - первый текст на нём относится к середине третьего тысячелетия до нашей эры. В это время многочисленные семитские народы соседствуют в районе плодородного полумесяца с загадочными шумерами, которых позже и ассимилируют (в первую очередь это сделают как раз аккадцы), но чью культуру, как более развитую, перенимают: в том числе градостроение, мифологию и письменность.

Важно: шумерский язык не семитский, и вообще не родственен ни одному другому из известных науке языков.

Примерно в 2300 г до нашей эры в аккадской (тогда ещё просто восточносемитской) среде яркой звездой появляется некто Саргон. Его имя на аккадском звучало как Šarrum-kīn, где 𒈗 [šarrum] означает “царь”, а 𒄀𒈾 [kīnum] - “законный”. Законный царь, получается.

Кстати, в иврите и сегодня שַׂר [sár] означает "правитель, командующий".

Так вот, этот Саргон смог создать из отдельных шумерских городов и аккадского населения первое в истории государство. Неудивительно, что даже если кто-то не знает, чем именно Саргон знаменит, его имя до сих пор на слуху у всех. Кстати говоря, несмотря на имя (а скорее как повод к появлению оного) Саргон был не царских кровей, а сыном простолюдина и якобы плыл по реке в корзинке, в которой его и нашли. Фиксируем первое в мире появление этого сюжета.

Столицу он помещает в городе Аккаде, по названию которого и получили название язык, народ и государство. Само название перевести пока не удалось, но есть робкое предположение, что оно как раз означало просто "город".



Правил Саргон целых 56 лет, и к концу этого периода шумерский язык почти полностью вышел из употребления, вытесненный аккадским. Дети и внуки Саргона уже не имели такого успеха и были вынуждены тратить своё время на подавление огромного количества восстаний. Очевидно, что государство Аккад держалось на личности одного человека - Саргона. Тем не менее, несмотря на упадок государства, аккадский теперь становится языком международного общения во всём регионе.

Кстати, выглядели аккадцы, судя по реконструкциям, уже очень похоже на современных семитов:



После недолгого периода раздробленности на том же месте возникает новое объединенное царство - шумеро-аккадское (2112-2003 до н.э.), которое характеризовалось недолгим "ренессансом" шумерской культуры (которая на тот момент уже считалась довольно древней). Но эта шумерская песнь оказалась лебединой, потому что вскоре пришли новые кочевые семитские племена, в первую очередь амореи, и государство опять развалилось.

Но тоже ненадолго. В начале второго тысячелетия на базе шумеро-аккадского эти амореи во главе с Хаммурапи образуют новое царство, которое в итоге делится на Вавилон (название по главному городу) и Ассирию (с центром в Ашшуре). Название Вавилона местные жители понимали как "ворота бога" ("bab" на аккадском это "ворота", а "ilum" - "бог"), а про этимологию Ашшура ничего не известно.



Итак, Вавилон рождается под властью амореев в начале второго тысячелетия до нашей эры, а в XIV веке с северо-запада ему начинает противостоять Ассирия. Но новый расцвет Междуречья внезапно сменяется угрозой не просто упадка, а полного вымирания.

Дело в том, что в XIII-XI веках до н.э. происходит так называемая катастрофа бронзового века, которая привела в упадок очень многие цивилизации и большинство городов в Леванте, Малой Азии и Греции. Огромное количество поселений за эти два века разрушаются, покидаются людьми и больше никогда не заселяются, например, столица хеттов Хаттуса. Тогда же хетты утрачивают письменность. Это как должно вас перетрясти, чтобы забыть, как писать!

Тогда же исчезает и знаменитая крито-микенская цивилизация, чья письменность, кстати, до сих пор не расшифрована. На её место приходят индоевропейцы - греки.

Египет смог пережить этот кризис, но потерял былое могущество, тем самым ослабив своё влияние в Ханаане (так называлась часть плодородного полумесяца, которая включает берег Средиземного моря, как раз та, где уже вот-вот появится Израиль).

Причиной катастрофы мог стать комплекс факторов: эпидемия чумы, засуха и голод, землетрясения, извержения вулканов, набеги "народов моря", в том числе филистимлян и очередных пока ещё не цивилизованных семитов - евреев и арамеев.



И как раз буквально сразу после этого, в X веке, в освободившийся Ханаан, где до бронзового коллапса югом владел Египет, а севером хетты, приходят новые семитские кочевники - евреи, заселяют эту чудную прибрежную территорию и называют себя Израилем.

Впрочем, достаётся им не весь берег, потому что на севере уже живут семиты финикийцы, которые пришли чуть раньше и уже были более цивилизованными, а на юге - те самые филистимляне, которые недавно приплыли откуда-то из-за моря.



Таким образом, вне еврейского влияния остаётся ныне печально известный город Газа, потому что это город филистимлян (хотя изначально, судя по всему, его основал Египет), а филистимляне уступать евреям ни пяди земли не собирались. Они, вероятно, приплыли как раз с Крита и сначала бодро и самонадеянно напали на Египет, проиграли, но назад не уплыли, кое-какие земли чуть к северу всё-таки отжали и осели в пяти городах на них, после чего долгое время враждовали с евреями, одновременно обмениваясь культурой и генами.

В IX веке до н.э., после двух веков упадка, возрождается Новая Ассирия, и это будет та самая Ассирия на вершине своего могущества - с блэкджеком и... с садами Семирамиды и Ашшурбанапалом. Одновременно из окрестных земель набегают очередные семиты - халдеи и арамеи, которые говорят на арамейском языке, и этот новый семитский язык, наконец, постепенно вытесняет старый семитский - аккадский.

Тогда же, в IX веке, Израиль из-за внутренних конфликтов распадается на два - северный и южный. Северный становится собственно Израилем (со столицей в Самарии), а южный - Иудеей (столица - Иерусалим). Название "Израиль" происходит от эпитета, данного Иакову (יִשְׂרֶה אֵל [yisré 'él] - "сражающийся с богом", хотя версии есть и другие). "Иудея" - от יָדָה [yadá] ("молиться, поклоняться"), "Самария" - от שָׁמַר [shamár] ("охранять"). "Иерусалим" впервые встречается в виде "Урусалим", и, видимо, происходит от корней *uru (“город”) и *salim (имя бога Шалима). Первый корень встречался ещё у шумеров в названиях городов Ур, Урук, Ниппур.

В итоге северный Израиль попадает под влияние Финикии, тогда же он перенимает финикийское письмо, которое станет их будущим алфавитом. Параллельно финикийцы развивают мореплавание, основывают колонии, в том числе Карфаген, торгуют с греками, в процессе чего и греки тоже заимствуют их письменность, наследниками которой станут и латиница, и кириллица.

Любопытно, что египетские иероглифы и шумерская клинопись не стали мировым способом записывать информацию, а вот семитские буквы актуальны до сих пор. Прямо сейчас вы смотрите на них. Хотя на финикийский оригинал уже, конечно, слабо похоже...



Более или менее спокойная жизнь евреев заканчивается спустя два века, причем заканчивается она сразу и навсегда. В VII веке до н.э. Израиль завоевывает ненасытная разросшаяся Ассирия. Но можно сказать, что евреям повезло, потому что к этому времени в Ассирии уже ушли от древней традиции вырезать под ноль завоеванные народы (как буквально недавно поступили с хурритами). Ассирийцы придумывают идею переселения, чтобы перемешивать всех со всеми, своих и чужих, коренных и завоёванных, стирая различия и превращая всех в ассирийцев, независимо от происхождения.

Таким образом возникает первый в истории "плавильный котёл", который, кстати говоря, обычно сопутствует удачливым с политической точки зрения империям (например, Рим и США).

В общем, часть северных евреев (то есть тех, кто в Израиле) депортируют на территорию Ассирии. А после Израиля Ассирия, поверив в своё всемогущество, под командованием Ашшурбанапала идёт покорять Египет. И ей это удаётся, но, во-первых, ненадолго, а во-вторых, эта война внезапно подрывает её силы. Слишком большую территорию она уже подмяла под себя, слишком сложная система управления для этого требовалась и слишком много человеческих ресурсов. На внутренние противоречия наложились внешние враги, и когда Вавилон заключил договор с Мидией, Ассирия пала. Началось Нововавилонское царство.



Вавилонянам удалось дожать финикийцев, забрать себе теперь ещё и южных евреев, то есть Иудею, и дать Египту такой мощный бой, что тот навсегда отказался от мысли, что ему что-то может принадлежать в Малой Азии. Евреи, конечно, были против очередных завоевателей, на что те предприняли ряд радикальных мер: вывезли из Ханаана вообще всех (это событие называется Вавилонским пленом) и разрушили евреям храм. Тот самый первый храм, построенный ещё при легендарном Соломоне.

Именно в эти полвека жизни в Вавилоне евреи осознают себя иудеями с точки зрения религии. Их разрозненные культы, посвященные разным богам, в том числе Яхве, приобретают всё больше черт монотеизма, а из местной религии они перенимают истории о сотворении мира, о потопе, о младенце в корзинке (вспомним Саргона). Когда в Вавилоне руками депортированных народов, говорящих на разных языках строят гигантский зиккурат, это событие для евреев становится прообразом Вавилонской башни.

Тем временем после бронзового коллапса в пустынях Аравийского полуострова появляются ещё одни семитские кочевники, то есть на сцену выходят, наконец-то, арабы.

Однако сильно радоваться пока не будем, потому что большая их часть в первом тысячелетии до нашей эры занималась только торговлей специями и благовониями, которые они возили из Индии в Месопотамию, а в свободное время развлекалась враждой между собственными кланами. Взять с них другим особо было нечего (да и по пустыне за ними гоняться - ничего весёлого), поэтому в таком состоянии они будут существовать ещё довольно долго. Впрочем, на юге они тогда всё-таки создали собственное царство Саба (оно же Шеба, откуда в фольклор попала царица Савская) - когда одной из арабских групп удалось особенно сильно обогатиться.

А в VI веке до н.э. на Вавилон, где сидят в плену наши евреи, обрушилась следующая завоевательная волна, и впервые для Месопотамии она не была семитской.

Итак, встречаем персов во главе с Киром Вторым.

Персы - это часть индоевропейцев, которая вместе с будущими скифами, сарматами, мидийцами и индийцами отделились от праиндоевропейцев, когда они обитали ещё на прародине, то есть в Причерноморье, Поволжье и окрестностях. Это произошло ещё во времена аккадского царя Саргона, и с тех пор они потихоньку перемещались в сторону юга, расселялись, стараясь лишний раз никому не мешать, оседали в удачных местах, перенимали у соседей интересные изобретения (например, клинопись) и привносили своё, индоевропейское (например, любовь к лошадям).

К началу первого тысячелетия до нашей эры персы осели окончательно неподалеку от семитов и начали с ними сотрудничать - например, с Ассирией. А через несколько веков благодаря внутренним мидийским конфликтам и даже заговорам, Кир захватил Мидию, потом набрал ещё окрестных земель, и в конце концов взял сам Вавилон, где персы старательно переняли развитую местную культуру, как мудро поступали все завоеватели до них.

Для евреев это оказалось поворотным моментом, потому что персы разрешили им вернуться в Израиль и заново отстроить себе храм. Впрочем, это не был комплимент лично евреям. Новые завоеватели позволили вернуться вообще всем ранее депортированным народам, потому что персидские позиции в регионе были ещё слабы, и им нужно было заручиться максимальной поддержкой населения. Часть евреев - те, кто смог хорошо устроиться в Вавилоне - остались там.

За время плена евреи чудным образом успели перейти с иврита на арамейский, пережениться на чужестранках и чужестранцах, забыть многие ритуалы, но именно под угрозой полной ассимиляции с вавилонянами они начинают вырабатывать принцип, который приведёт к далекоидущим последствиям - не смешиваться с не иудеями. И если до плена их верования ещё оставались разрозненными и языческими, особенно на севере, среди самаритян, то после возвращения сложилась та монотеистическая религия, которую уже можно уверенно называть иудаизмом.



Уже двести лет при персах евреи вырабатывали это ощущение самости и изоляции от других, когда в IV веке до н.э., пришёл наш следующий герой - Александр Македонский. Он двигался из Греции через Египет, захватил, наконец, даже неприступную Газу, и дальше по дороге в Иерусалиме спросил: "Не подскажете, как пройти в Персию?"

И заодно завоевал Израиль, в связи с чем вскоре в этих землях начался самый что ни на есть греческий период. Греки - вообще товарищи весёлые, да и по другим причинам жить евреям становится интересно. Мимо всё время носятся арабы со своими: "Кому благовония, недорого!", греки вторят: "Лучшие вина! Масла! Не подделка, пробуем!", следом идут сирийские ослы, груженые тканями, и всё это богатство ездит прямо мимо евреев. Прямо через евреев. И никак иначе. Тогда евреи, наверное, впервые и понимают, что торговля - это прекрасное и достойное поприще. Ну а к какому выводу можно прийти, когда ты живешь на перекрестке миров?

Более того, после смерти Александра его империя в этих местах делится между бывшими полководцами Птолемеем и Селевком. Птолемей и его династия отныне правят Египтом, а селевкиды - Сирией (там греки спросили местных: "А что здесь раньше было? Ассирия? Ась? Сирия? Поняли!" Ну, может, не совсем такой разговор был, но то что Сирия - от Ассирии, это факт).



И представляете, какой там был проходной двор и национальный хаос? Потомки всех видов семитов, которые населяли Ассирию и Вавилон, потомки персов, расплодившихся за два века процветания, арабы, которые богатеют на глазах, и евреи, которые пытаются со всем этим не смешаться.

И, кстати, в III веке до н.э. особо разбогатевшие арабы образуют по соседству царство Набатея с центром в Петре. Говорили они тогда, как и все в регионе, по-арамейски, но разработали набатейское письмо, которое станет прообразом арабского. Набатейцы сотрудничали с Птолемеями против Иудеи и Сирии, но исторически важных для нас последствий не оставили.



При всём этом культурном многообразии эти места теперь часть греческого мира, и это очень чувствуется: появляются греческие театры, греческие храмы, спортивные площадки и агоры. Евреи тем временем активно перемещаются по другим греческим землям, всё больше увлекаясь финансами и торговлей.

Поскольку храм у евреев может быть только один, и он находится в Иерусалиме, то для молитв они придумывают строить в разных городах синагоги (по образцу греческой агоры). Само слово "синагога" - греческое (от σῠ́ν [sún], “вместе” и ᾰ̓́γω [ágō], "веду"), и появилось именно в этот период. Многие евреи, конечно, начинают говорить на греческом, отправлять детей учиться в Грецию.

И, возможно, на этом история иудаизма постепенно бы и закончилась, растворившись в греческих верованиях, если бы в какой-то момент греки не перегнули палку. Во II веке до н.э. они взяли и превратили Иерусалимский храм в святилище Зевса. Тогда евреи очнулись и с криком: "Братцы! Что ж мы делаем-то! Я и сыну обрезание забыл сделать, тьфу, клятая гречня!" начали организовывать грандиозные недовольства, что в итоге вылилось в восстание Маккавеев, как прозвали членов семьи Хасмонеев от арамейского слова "makkaba" ("молот").

И это славный момент в истории евреев, потому что им удалось добиться создания фактически независимого государства, которое даже не должно было платить никому дань, хоть формально и оставалось частью Греции. В те годы евреям удалось сильно увеличить свою территорию и распространить иудаизм.

Город Газа в это время тяготеет к эллинизму, население там преимущественно греческое, поэтому она постоянно воюет с иудеями, то вырывая у них свою независимость, то уступая под натиском.



Часть 2, Часть 3

источник

языки, арабы, история, евреи

Previous post Next post
Up