«Антисоциальные соцсети». Дисфункции коммуникации в социальных сетях (продолжение)

May 19, 2023 19:15


Матвейчев О.А.

5. Социальные сети провоцируют «зависимость». Трудность кроется в том, что, как и алкоголизм, интернет-зависимость подкрепляется своим гормоном. В данном случае речь идет о дофамине, «гормоне удовольствия», который выделяется в организме всякий раз, как человек получает положительный опыт, будь то потребление пищи, секс, отдых, любимое хобби или даже достижение желаемой цели, когда нас волей-неволей охватывает чувство удовольствия или удовлетворения. Стремление получить это удовольствие постоянно подталкивает человека к повторению положительного опыта, поэтому дофамин положительно влияет на мотивацию и процесс обучения, повышает инициативность и уверенность в своих силах. Напротив, недостаток в организме этого гормона сопровождается хронической усталостью, раздражительностью, апатией или даже депрессией.

Также важно отметить, что еще одним фактором, вызывающим выработку дофамина, является встреча человека с чем-то новым, которая заставляет человека переключить свое внимание на новые обстоятельства и соответствующе на них реагировать, перестроиться с одной деятельности на другую. Лента социальной сети - это настоящий конвейер, бесперебойно поставляющий нам разрозненными кусками новую информацию, что вынуждает внимание человека метаться от одного к другому, потом к третьему, вызывая в результате неизбежный дофаминовый ответ, который сопровождается легким кайфом. И, соответственно, чем больше человек проводит времени в социальной сети, тем больше в нем растет зависимость от дофамина, как у наркомана, чей организм привык регулярно получать определенную дозу.

Как мы знаем, отказ от наркотического вещества вызывает у наркомана физическую ломку. То же самое происходит с интернет-зависимым человеком, если ему перекрыть доступ к сети. Видеороликов с примерами жесточайшей психологической ломки у детей, отлученных родителями от компьютера или телефона, по сети гуляет множество. На них дети в моменты психологического срыва визжат, кричат и готовы крушить всё, до чего только могут дотянуться. Чем они не наркоманы, которым не хватает привычной дозы наркотика? Та же самая привычка постоянно получать дофаминовый ответ заставляет взрослого человека бросить книгу через 15 минут чтения и переключиться на что-нибудь другое: покурить, сделать себе кофе, залезть в интернет и погрузиться в новости, и листать, листать ленту до тех пор, пока вдруг не очнёшься и не поймешь, что несколько часов пролетели как один миг.


Итак, резюмируя всё вышесказанное, скажем, что листание ленты социальной сети вызывает чувство легкого удовольствия, кайфа и погружает человека в неглубокий транс или сон. А что есть «сон»? Сон по-гречески значит «гипноз» (в греческой мифологии Гипнос - бог сна). Известно, что человек, находящийся в стоянии гипноза, максимально расслаблен и внушаем, то есть его критичное отношение к чужим установкам и убеждениям стремиться к нулю. Но не только за счет гипноза можно человеку внушать что угодно, а еще и с помощью постоянной бомбардировки одной и той же информацией. Если человеку навязчиво вдалбливать даже самый абсурдный, с точки зрения здравого смысла, факт, через какое-то время он его будет воспринимать как реальность. Мы знаем, что убеждение у человека возникает либо вследствие логических доказательств, либо, когда убеждение внушается как аксиома, не требующая доказательств. Именно такой способ внушения используется современными соцсетями, вследствие чего возникает так называемый феномен «постправды», когда при формировании общественного мнения субъективные убеждения превалируют над реальными фактами.

Очевидно, что социальные сети отдают предпочтение короткому контенту, как и современная пропаганда, которая всячески избегает сложных логических конструкций. Причем, проследив развитие социальных сетей в течение последних 20 лет, мы увидим, как размер контента становиться всё короче и короче.

Как только в конце 90-х годов в вузах и научно-исследовательских институтах появились компьютеры, то одними из первых пользователей интернета стали представители научной элиты, которые отдавали предпочтение длинным сообщениям. Особой популярностью в то время пользовались форумы, на площадке которых порой разворачивались настоящие дискуссии, обсуждались теории и строились гипотезы, делились мнениями о прочитанных книгах и так далее. Стоит также отметить, что культура общения на форумах была на высоте, а любой нарушитель правил тут же блокировался.

Далее на смену форумам пришел популярный Живой Журнал, который предоставил пользователям новые возможности. В этой социальной сети появилась «лента друзей», разбивка на сообщества, рейтинг лучших постов и чуть позже рейтинги блогеров. Тем не менее, пользователи Живого Журнала все еще тяготели к длинным текстам, лонгридам. Социальную сеть Одноклассники, которая появилась спустя несколько лет, пропустим, так как она изначально создавалась не для обсуждений, да и ленты как таковой там не было, а исключительно для поиска и объединения одноклассников. А вот появившаяся следом социальная сеть ВКонтакте, которая до сих пор в России не сдает лидирующих позиций, была изначально рассчитана на потребности молодежи, которая отдавала предпочтение короткому и вирусному контенту, в то время как длинные тексты ЖЖ на них уже навевали скуку.

Следующий этап развития социальных сетей связан с социальной сетью Фейсбук, где улучшена «лента друзей», которая заточена изначально под короткие сообщения, а продвинутый искусственный интеллект позволяет наполнять ленту, исходя из потребностей и психики современного человека. Но «прогресс» не стоит на месте, и на пятки Фейсбуку наступает Твиттер, где размер сообщения вообще строго ограничен, как говориться, написал пару предложений и достаточно.

В Ютубе вообще кроме комментариев читать нечего, только сиди и смотри. Но много ли сейчас найдется охотников досмотреть длинный ролик до конца? Как показывают исследования, решение, смотреть или не смотреть, пользователь принимает в течение первых 30 секунд просмотра. И, как правило, взыскательный пользователь спасует перед длинным роликом и остановит свой выбор на коротком ролике на ту же тему, а между прикольным контентом и познавательным выберет первое. Что касается Инстаграма, то его контент состоит главным образом из фотографий, а Телеграм изначально делал упор на короткие телеграфные сообщения.

В данное время на пике популярности находится социальная сеть ТикТок. Секрет ее популярности кроется в минимуме текста и коротких, ограниченных по длительности, самодельных видеороликов. Если на Ютубе все-таки, наряду с любительскими, немало профессиональных видеороликов и даже фильмов, то ТикТок - это ролики, сделанные на скорую руку, как правило, содержащие чисто развлекательный контент. Видео с «приколами» в ТикТоке вообще вне конкуренции и составляют основную часть его контента. А главная цель пользователей - что-нибудь учудить на камеру, выложить в сеть ролик, который задаст направление новому флешмобу или челленджу, когда другие пытаются повторить за автором ролика его чудачества.

Таким образом, мы видим, что в течении 20 лет эволюции социальных сетей стремительными темпами прогрессирует примитивизация! Тем не менее, стоит отметить и то, что старые социальные сети все-таки не исчезли и остались востребованы людьми, которых не удовлетворяет короткий формат.

Нельзя сказать, что у современного человека с клиповым мышлением нет мировоззрения, но его картина реальности подобна мозаике, состоящей из разрозненных мелких фрагментов, никак не связанных друг с другом. Можно назвать это фасеточным мировоззрением, по аналогии со зрением насекомого. Главная проблема в том, что многие фрагменты оказались включены в эту картину реальности путем повторяющегося внушения, а раз они не зиждутся на фактах, то зачастую абсолютно противоречат друг другу. Раз мы имеем дело с мозаикой, то один фрагмент можно спокойно удалить и заменить другим без ущерба для всей картины в целом. Такое положение дел идеально для ситуации постправды, так как человека с таким мировоззрением мало беспокоит явная противоречивость его взглядов, а факты для него обесценены.

6. Пиксельное мышление. Главное свойство современного мышления, сформированного социальными сетями, заключается в его пиксельности (мозаичности), а мозаика чужда всякой иерархии. Все элементы мозаики абсолютно равноценны, среди них нет более важных или менее важных, первостепенных или второстепенных и так далее. Все большая подверженность такому пиксельному мышлению заставляет весь мир отвергать иерархию и вертикальные структуры, как нечто устаревшее и ненужное.

Как говорил Аристотель, «познание начинается с удивления». Именно удивление порождает главный вопрос - «Почему?», с которого и начинается любое исследование, а с вопроса «Почему вообще есть сущее, а не, наоборот, Ничто?»9 началась философия - мать всех наук. Вопрос «Почему?» задается о причине того или иного явления, о реальности существования того или иного факта, о правомерности того или иного утверждения. Но современный человек не вопрошает «Почему?», так как его пиксельное мировоззрение характеризуется поверхностностью, в нем нет крепких опор и фундамента, а, следовательно, его при необходимости можно заменить на другое, что и виртуозно проделывает пропаганда.

Указывать такому человеку на противоречивость его взглядов, приводить реальные факты, сыпать аргументами, взывать к его логике - абсолютно бесполезное занятье. Замена мировоззрения может произойти либо через полный снос, вызванный неким глобальным событием, которое протрясет человека до основания, либо через избирательную и точечную бомбардировку человеческого сознания новым контентом, когда старые элементы мозаики выбиваются, а на их место внедряются новые. Если же эти два способа используются одновременно, то эффективность вырастает в разы.

7. Утрата мотивации и энергии. Как было сказано выше, в случае, если человек проводит много времени в интернете, то он привыкает к частому дофаминовому ответу, достичь которого можно не прилагая никаких усилий. В результате организм постепенно отучается ставить далеко идущие цели, а главное - не стремиться их достигать. К примеру, увлечение порнографией, с одной стороны, позволяет быстро получить желаемое без всяких хлопот, а, с другой стороны, снижает влечение и стремление добиться внимания со стороны противоположного пола. Человеку становиться жаль тратить время и силы на это в реальной жизни, тем более, что такие попытки могут грозить неудачей.

Среди характерных недугов, которые захлестнули в последние 20 лет человечество, депрессия и энергодефицит, утрата мотивации и прокрастинация. В этой связи работодатели совсем не в восторге от молодых людей, которые по большей части не умеют ставить перед собой цели, не хотят достичь каких-то высот, даже карьера и деньги их мало волнуют, главное их стремление - жить ради удовольствия, по возможности избегая всяких хлопот и забот. Отсюда возникает дефицит подходящих кадров среди молодежи, так как большая часть просто бестолковы: к работе относятся с долей равнодушия и небрежности, не проявляют интереса и инициативы, не стремятся к профессиональному росту, многое пропускают мимо ушей, так как постоянно отвлекаются. У кого есть более-менее состоятельные родители, готовые содержать своего выросшего отпрыска до старости, или квартира под сдачу, или урывочные заказы на фрилансе, становятся дауншифтерами, то есть сматываются, например, в Таиланд или Индию, где жизнь значительно дешевле, и «живут ради себя». А есть и такие молодые люди, которых вообще не заставишь трудиться не то что на благо общества, даже ради себя, так как у них нет ни сил, ни мотивации. Сидит такой бездельник целыми днями дома, сутками шарит в интернете, играет, вот и вся от него польза.

Да и взрослые люди, попавшие в зависимость от интернета, также начинают страдать этими же недугами. К примеру, жена, которая полгода не может добиться от мужа смазать петли двери. Дверь с каждым днем скрипит всё больше и больше, раздражая домочадцев, в том числе и самого мужа. Но для него, лежащего на диване и залипшего в соцсетях, взять масленку и смазать петли равносильно подвигу, на который из-за прокрастинации у него не достает ни энергии, ни мотивации. Проблему вечного откладывания какого-то дела на потом часто оправдывают мнимым недостатком времени, другими целями или излишней занятостью. Особенно в таких случаях любят прикрываться «личностным ростом».

Кстати говоря, некоторые люди действительно пытаются побороть прокрастинацию и начинают одержимо посещать мотивационные тренинги, которые обещают им личностный рост, повышение мотивации к действию и заодно обретение нового смысла жизни. Под первым этапом обретения смысла жизни всегда подразумевается некое обнуление прошлой жизни и прошлых связей (!!!), которое также называют «выходом из зоны комфорта». Мотивационный тренер Тони Роббинс, собирающий целые стадионы, продавая один билет за 15 тысяч долларов, непременно расскажет, что когда-то он был счастлив, потом всё потерял, и от него все отвернулись, но, несмотря на это, ему удалось буквально с нуля построить новую успешную жизнь. Прочие коучи также внушают людям, что самый верный способ начать «жизнь сначала» начинается с разрушения социальных связей со всем своим ближайшим окружением. Абсолютно также поступает любая секта, которая всеми способами отрывает человека от близких родственников и друзей, чтобы он полностью оказался под ее влиянием. Причем неважно под каким названием скрывается секта: «Хроники Акаши», «Открой в себе богиню» или «Весна жизни», продают ли они «Бхагавад-Гиту» или «Гербалайф», все равно методы у них одни и те же. Стоит человеку попасть под их тлетворное влияние, он с ходу перессориться со всей родней и друзьями. Если станете указывать на его заблуждения, он ответит, что вы не «продвинутые, вы не понимаете». В результате такой человек разводиться, уходит из семьи, где его не понимают, рвет все социальные связи и полностью погружается в секту. Если ему повезет, и он избежит тотальной зависимости, сумасшествия и суицида, то через несколько лет, когда помрачение сойдет, он к ужасу обнаружит, что его жизнь в руинах, что он потерял всё и всех. Лишь единицам дано справится с этой трагедией, а остальные вливаются в другую секту либо попадают под влияние другой зависимости.

8. Утрата авторитета учителя и невозможность образования. Современный мир и социальные сети обесценивают иерархию и вертикальные связи и учат детей горизонтальным отношениям! Современный мир внушает: «Ты центр, вокруг которого крутиться весь мир. Ты всех лучше, умнее и талантливее. Никого нет выше и круче тебя. Твоя жизнь самая ценная и значимая. Весь мир, затаив дыхание, ждет твоих откровений о том, что ты ешь и пьешь, где ты находишься, как ты отдыхаешь, что ты делал сегодня и что будешь делать завтра, как ты умеешь делать то и это, что ты думаешь о том-то и о том-то. Без остановки снимай себя, любимого, и выкладывай в сеть, чтобы весь мир смог налюбоваться тобой и поставить тебе лайки. Какие авторитеты, если ты умнее этих отсталых родителей, которые не знают, с какой стороны к компьютеру подойти, не говоря уже про гаджеты. Но ты всё знаешь, всё умеешь. Это ты их учишь. Они у тебя спрашивают, на какую кнопку им нажать, что значит то или иное слово. Чему тебя, такого продвинутого, могут научить эти динозавры? Чему могут тебя научить учителя, для которых ТикТок - дремучий лес, которые не слыхали про Майнкрафт, не знают, что такое сториз в Инстаграме? Они учат какой-то физике, математике, истории, которые тебе никогда в жизни не пригодятся. Всё, что нужно, ты уже умеешь лучше их. Зачем тебе слушать президента, у которого даже телефона своего нет и аккаунта в соцсети? Бог - это сказки, Церковь - сборище тронутых чудиков, а всё вместе - это такая седая древность, которая годится только для твоей бабки, которая даже не знает, что такое Skype».

Благодаря такому внушению рушатся все иерархические вертикальные структуры, развенчаны все авторитеты, и человек застревает в горизонтальной связи, которая не подразумевает никакого развития. Как в известной фразе «рожденный ползать - летать не может», так и человек, утративший понимание иерархии, способен перемещаться по горизонтали, но не достичь каких-то новых высот. Для него движение вверх абсолютно бессмысленно, так как верха не существует. Он считает себя во всем самым-самыми, и для него нет такого авторитета, за которым бы он пошел, к которому бы он захотел приблизиться. Нужно отметить, что человеку очень повезёт, если жизнь преподаст ему такой урок, после которого он образумиться и вернется в иерархическую структуру.

Раньше авторитетом для человека были отец, учитель, гуру и глава государства, которые воспитывали, обучали и давали ему мировоззрение. И человек воспринимал это как должное, потому что они были умнее, опытнее и лучше его самого. Но если для человека нет иерархии, нет авторитетов, то значит он не развивается, ни у кого не учится, а, следовательно, у него нет своих убеждений. Все его убеждения - результат внушения тех, кто на самом деле руководит социальной сетью, пастухов из мира офлайна, которые как раз имеют убеждения и дирижируют общественным мнением. Удел же общественной массы быть безвольным стадом, которое движется туда, куда идут все остальные, не понимая, что ими управляет пастух.

9. Потеря личности. Когда мы называем человека «личностью», то подразумеваем, что он является субъектом, который в полной мере обладает сознательностью, способностью к познанию, имеет собственную шкалу ценностей, убеждений, принципов и целей. Про такого человека мы говорим, что у него есть внутренний стержень, то есть доминанта. Как было сказано выше, человек под воздействием социальной сети впадает в состояние легкого транса, сна и утрачивает свою доминанту. Таким образом, уподобляясь дьяволу, социальные сети крадут твою душу, лишают тебя воли, внушают тебе лживые убеждения и манипулируют тобой, преследуя свои цели, потому что в состоянии, хоть и легкого, транса ты легко внушаем, а без доминанты ты становишься мягким как пластилин.

Пусть вас не вводят в заблуждение постоянные призывы к современному человеку стать свободной личностью и лидером, не обращать внимание на чужое мнение, руководствоваться только своими принципами, убеждениями, целями, активно общаться с другими людьми и так далее, потому как подобная субъективность лишь видимость.

Как известно, человек не рождается личностью, а становиться в результате трудного пути, и подросток, утверждающий, что он «свободная личность», которую нужно уважать и признавать, просто глуп и смешон. Конечно, у него есть потенциал стать личностью, как и у любого другого, и свобода как дает шанс любому дорасти до личности, так и может привести к потере своей личности. Свобода - это процесс, результат которого не предопределен. Свобода позволит сыну сантехника стать великим ученым, личностью с мировым именем, или остаться на том же уровне, а может и упасть еще ниже.

Кроме этого, право называть себя «свободной личностью» нужно еще доказать, и здесь не сработает аргумент: «Я свободная личность, потому что вышел на митинг и подрался с полицейскими». Это скорее признак дурости, а не личности. Для начала, например, докажи, что ты личность, став президентом, которого ты постоянно критикуешь. Ведь стать президентом легко, и каждый дурак так сможет, а уж тем более такая «свободная личность» как ты. Докажи это и пройти его путь от начала и до конца: получи образование, закончи вуз, стань мастером спорта по дзюдо, поработай на ответственных должностях, заслужи уважение коллег, по праву войди в высшую элиту страны, где тебя заметит президент, оценит и сделает своим преемником. Только пройдя этот путь, ты можешь назвать себя «личностью», которой позволено покритиковать других президентов, находящихся теперь на одном и том же уровне с тобой.

Или докажи, что ты «личность», став великим ученым, писателем, изобретателем, художником, композитором, или принеси пользу обществу, которое за это назовет тебя человеком, личностью, достойной всяческого уважения. Также можно совершить подвиг как в гражданской жизни, так и на войне, встав на защиту Родины. Но на каком основании может присваивать себе звание «свободной личности» тот же незрелый подросток, который пока только получал от общества различные блага и еще ничего не вернул взамен. То же самое касается и многих взрослых людей, которые ничего из себя не представляя, ничего существенного не добившись, считают себя вправе критиковать государство, власть, президента, считают, что уж они бы навели порядок, получше руководили бы государством. Очень любят порассуждать на эту тему таксисты и парикмахеры, которые только по досадной случайности еще не президенты страны. Или, например, врач, который сидит на диване, критикует президента, а копнешь его поглубже и оказывается, что в своей-то профессии он яйца выеденного не стоит: не светило медицинской науки, не уважаемый главврач, не заведующий отделением, не хирург с мировым именем, к которому едут перенимать опыт врачи со всего света, даже не врач, к которому выстраивается очередь из пациентов, а напротив ты доктор, чьему диплому грош цена в базарный день, да и в семейной жизни ты не состоялся, бросил жену и детей. В общем, о личности здесь и речи нет.

К сожалению, многим людям сейчас не хватает скромности и адекватной самооценки, так как социальные сети учат их быть самовлюбленными нарциссами, нескромными и хвастливыми людьми с завышенным мнением о себе, которое не имеет никаких реальных оснований. Социальные сети также внушают ложную идею о том, что свобода личности выражается в том, что ты имеешь только права и не обременен никакими обязанностями, ты волен делать и говорить всё, что хочешь, наплевать на чужое мнение и попирать ногами авторитеты.

Мы исследовали ряд особенностей «социальных сетей», но будет неверным впечатление, что статья технофобская. Это совсем не так, и принцип древних греков «во всем нужна мера» служит нам ориентиром. Кстати говоря, в Греции сейчас можно повсеместно купить любопытный сувенир - «кружку Пифагора», которая служит наглядной иллюстрацией этого принципа. В кружку можно налить жидкость только до определенного уровня. Если чуть превысил меру, то вся жидкость выльется, и ты останешься ни с чем. Вспомним, старуху из знаменитой сказки Пушкина про золотую рыбку, которая превысила меру, загадывая желания, и вновь оказалась у разбитого корыта. Также и пользуясь социальными сетями, нужно соблюдать меру. Если перешел черту, погрузился в социальные сети, что называется, с головой, то запускается процесс деградации личности, начинается развал в отношениях, в личной жизни, в карьере. На примере Украины мы можем видеть, к какой катастрофе могут привести такие ущербные люди, если число их переходит определенную черту, и они дорываются до власти.

Где же та мера, которой следует держаться, при использовании интернета и социальных сетей? В качестве ответа на этот вопрос процитируем отрывок из статьи «Отрешенность» Мартина Хайдеггера. «Было бы безрассудно вслепую нападать на мир техники. Было бы близоруко проклинать его как орудие дьявола. Мы зависим от технических приспособлений, они даже подвигают нас на новые успехи, но внезапно, и не осознавая этого, мы оказываемся настолько крепко связаны ими, что попадаем к ним в рабство. Но мы можем и другое. Мы можем пользоваться техническими средствами, оставаясь при этом свободными от них, так, что мы сможем отказаться от них в любой момент… Мы можем сказать «да» неизбежному использованию технических средств и одновременно сказать «нет», поскольку мы запретим им затребовать нас и таким образом извращать, сбивать с толку и опустошать нашу сущность… Я бы назвал это отношение одновременно «да» и «нет» миру техники старым словом «отрешенность от вещей».

начало

секты, Матвейчев, конфликт, скулшутинг, образование, клиповое сознание, соцсети, экстремизм

Previous post Next post
Up