Материал блога "Our Finite World", давно отслеживающего связи между физической и "бумажной" экономиками. Неплохое продолжение, считаю,
дискуссии о том, что важнее - энергия или технологические инновации.
Итак, цены на нефть, как и ряд других ресурсов, недавно упали. Хороший это знак или плохой?
Низкие цены на нефть: Знак коллапса долговых пузырей, ведущий к сжатию предложения нефти?
***
Цены на нефть, как и на ряд других ресурсов, недавно упали. Хороший это знак или плохой?
Цены на нефть, уголь и продовольствие (Brent spot oil price from EIA; Australian Coal from World Bank Prink Sheet; Food from UN’s FAO)
Я считаю, это плохие новости. Они означают, что долговой пузырь, который поддерживал мировую экономику очень длительный период после Второй Мировой, как минимум, не способен теперь расти с достаточной скоростью. А если этот пузырь коллапсирует, возникнут большие проблемы.
Многие люди считают, что падение цен на нефть означает сокращение себестоимости производства, и что пресловутый "пик нефти" пока далеко. Но это неправильная интерпретация, особенно с учетом того, что одновременно идет сокращение цен сразу на многие группы ресурсов. Для цен на мировом рынке основным вопросом является доступность. И даже за нефть, уголь и еду, являющихся практически необходимыми, потребители не могут заплатить больше, чем они могут себе позволить.
Имеет место одновременно несколько разных проблемных явлений, перечислю некоторые из них:
1. На краткосрочном периоде, цены на ресурсы никак не отражают их себестоимость - они отражают, что покупатели могут позволить.
К примеру цены на нефть, устанавливаются в рамках планеты, но себестоимость меняется в зависимости от месторождений. Очевидно, что цена на нефть не привязана к формуле "себестоимость плюс некоторая прибыль" для конкретных производителей.
Если цены на нефть падают, это вовсе не означает, что себестоимость добычи упала, тем более, что по всему миру многие производители говорят о неприемлимо низких ценах и сокращении инвестиций - смотри, например,
заявление генерального директора Royal Dutch Shell.
На краткосрочных интервалах такие падения цен сигнализируют, что сокращается количество, которое может быть продано. Нефть или еда очень востребованные продукты. Почему их может меньше требоваться? Проблема в доступности, которая основана на 1) доходах и 2) долгах. Доходы пока более или менее стабильны. Остается предположить, что проблема заключается в меньшем росте долгов.
2. Экономический рост имеет склонность к созданию долговых пузырей.
Многие считают, что ключ к экономическому росту - технологические инновации. По моему мнению, однако, экономический рост требует следующую комбинацию:
(Доступность кредитов) + (Доступность энергии) + (Доступность других ресурсов) + (Технологические инновации)
Когда экономика растет, растет и кредитование (речь идет не только о капиталистической экономике, это имеет место и при социализме, отражая, в том числе, инвестиции в долгосрочные проекты и инфраструктуру с длительным сроком окупаемости за счет госкредитования). При возникновении проблем с ресурсами, экономика продолжает расти за счет роста долгов, но это уже неустойчивая база - экономический рост будет временным, так как ресурсы со временем становятся все дороже.
Проблема, лежащая в основе роста себестоимости ресурсов (и энергетических, и других) в том, что самые легкодоступные разрабатываются в первую очередь. Инновации продолжают случаться, но проблема "падающего возврата" бьет по всем ресурсам, и требования к технологиям, чтобы сохранить доступность цен на ресурсы, все выше и выше. Рано или поздно, себестоимость ресурсов с учетом всех технологий возрастает настолько, что экономический рост становится невозможен, причем к этому моменту построена гигантская куча долгов.
Без ископаемого топлива, мир будет работать с тем, что можно сделать при помощи дров и других простых ресурсов, таких как шкуры зверей, хлопок или глина. Некоторое небольшое количество металлов или стекла также можно будет произвести, но вырубка лесов быстро станет проблемой и ограничителем, так как для их производства требуется жар.
Ветер и вода, конечно, тоже источник энергии, но это механическая энергия, а не тепловая - если, конечно, не сконвертировать их сперва в электричество, а потом в тепло. Количественно, они никогда не были основой хозяйства и до начала работы с углеводородами:
Когда научились работать с углем, его доступность открыла дверь многим инновациям, так как обеспечила жар в количестве, никогда не доступном ранее. Идея парового двигателя была известна длительное время, но только начало работы с углем сделала возможным его масштабное внедрение.
Возможность выплавки стали и производства цемента в больших количествах (а это очень энергоемкие процессы) создала возможность создания ГЭС и высоковольтных линий электропередач, что сделало электричество общедоступным продуктом. Нефть открыла дорогу двигателю внутреннего сгорания, механизации сельского хозяйства и авиации. Благодаря углю и нефти, многие покинули сельское хозяйство и стали работать в других секторах.
Трансформация, имевшая место в этот период, была гигантской. Причем, в предшествующий период способность генерировать прибыль, доступную для капитальных инвестиций, была серьезно ограничена, как и покупательная способность населения.
Использование механизмов кредитования позволило ускорить разработку ресурсов (пока они были легкодоступными), путем форсирования инфраструктурных проектов и потребления. В этом смысле, долги и ресурсы находятся в некотором симбиозе.
(1) Комбинация кредитов, доступного ископаемого топлива и других ресурсов позволила нарастатить выпуск продукции, повысить уровень жизни. Это и есть то, что называется "экономическим ростом".
(2) При экономическом росте создается добавочный продукт, позволяющий вернуть создаваемые долги, зачастую ненапрямую, а в виде "высокой производительности рабочих". Эта производительность возникала за счет улучшений при помощи различных устройств, ставших возможными при использовании ископаемого топлива - от ткацких станков до компьютеров. Рост производительности труда помогал также и корпорациями, и правительствам - через более высокие продажи и налоги, что помогало и им в обслуживании своих долгов.
Повышение цен на ресурсы ломает этот цикл, особенно на энергоресурсы. Так, например, в США при ценах на нефть выше $40-50 рост зарплат останавливается (цены и зарплаты на графике очищены от инфляции, это доллары 2012 года!):
С более высокими ценами на нефть, останавливается рост уровня жизни для большинства рабочих, хорошо оплачиваемую работу все сложнее найти. Причины этого в следующих факторах:
(1) Конкуренция с более дешевыми энергоресурсами. При росте цен на нефть, страны имеющие очень высокую долю нефти в своем энергобалансе (например, это страны PIIGS в Европе, Япония и США) становятся менее конкурентоспособными, и начинают отставать от Китая и Индии, имеющих значительно более высокую долю дешевого угля:
(2) Цены на товары должны оставаться прежними. Корпорации, несмотря на рост цен на нефть, стремятся сохранить цены прежними, чтобы не потерять долю рынка. Основные составляющие себестоимости - энергия и фонд оплаты труда. Когда растет нефть, появляется мотивация сэкономить на зарплатах. Делается это либо аутсорсингом в другие страны, или ограничением зарплат.
3. Обслуживание долгов очень большая проблема в стагнирующей или сокращающейся экономике.
Когда рост останавливается, или очень мал, долговой пузырь склонен к краху, так как обслуживать долги и ссудный процент в сокращающейся экономике гораздо сложнее, чем в растущей.
Правительство может маскировать эту проблему путем выпуска новых долгов для погашения старого, а также путем сокращения ставок до 0. Но причины проблемы это не устраняет, и рано или поздно система рухнет.
При этом, изменения которые влекут сокращение мировой торговли, подталкивают мировоую экономику к сокращению, и, соответственно, делают обслуживание долгов более сложным. Из этого, в частности, следует, что санкции США/ЕС против России, как и встречные, подталкивают мир к более быстрому долговому коллапсу.
4. Рост цен на нефть и другие ресурсы - большая проблема, особенно для стран-импортеров.
В пояснениях особо не нуждается.
5. Падение цен на нефть и другие ресурсы - большая проблема, если их себестоимость не падает при этом аналогичным образом.
Такое падение цен влечет сокращение желания производителей производить. Сокращение инвестиций и т.д. - и сокращение производства в будущем. Экспортеры нефти могут зависеть от поступающих налогов, и при падении цен на нефть, вынуждены сокращать различные программы, такие как продовольственные программы бедным или системы опреснения воды, что может повлечь беспорядки, следствием которых опять же станет сокращение производства нефти.
6. Рост продаж нефти в Китай и другие развивающиеся страны был основан на долговом пузыре, который теперь стагнирует.
Большая часть спроса на нефть в последние годы возникла вне США-Европы-Японии, а в остальном мире, в первую очередь Китае:
Ряд
исследователей считает, что достигнуто это за счет очень бурного роста кредитования в Китае (взятого совокупно по всем секторам):
Но теперь этот долговой рост
замедляется:
и возникает вопрос - а как это повлияет на мировые цены на нефть и другие ресурсы?
7. Долговые пузыри были проблемой и в прошлых коллапсах.
Многие исследователи считают, что Великая депрессия была в значительной степени результатом пузырей, раздутых в 20-е. Сейчас, например, многие указывают на кризис сабпрайм-кредитования.
8. Если сейчас случится коллапс долгового пузыря, обвалятся цены и на многие ресурсы. Это может повлечь коллапс объемов производства различных видов энергии, примерно одновременно.
Моя оценка возможного сценария выглядит так:
Ясно, что правительства попытаются остановить коллапс цен на ресурсы. Вопрос лишь в том, насколько они в этом преуспеют и как долго. В любом случае, добыча ископаемых топлив рано или поздно начнет падать, вопрос лишь в точных сроках.
9. Сценарий резкого падения выше противоречит более мягкому графику пика нефти Хабберта.
Противоречий нет. Хабберт давал сценарий в предположении, что *другой* тип топлива придет на замену до исчерпания углеводородов. Он даже обсуждал возможность синтеза нефти при использовании ядерной энергии. Вот так он описывал процесс
в своей публикации 1956-го года:
Но это сценарий "наилучшего будущего", и вряд ли он описывает текущее состояние дел.
10. Экономика - сетевая система. Увеличение долгов это то, что позволяет экономике расти. Но если доходы не могут расти со скоростью долгов, система движется к краху.
Экономику можно представить как самоорганизующуюся сетевую систему из корпораций, потребителей, правительств, финансовых систем и международной торговли.
Многие приверженцы "пика нефти" считают, что если проблема в финансовой системе, достаточно запустить новую, с обнулением долгов. Проблема в том, что долги необходимая часть существующей системы. Себестоимость энергоресурсов такова, что без долгов наращивать их производство невозможно. Когда стоимость ресурсов высока, система, основанная на долгах, больше не работает. Но и любая основанная финансовая система, основанная на тех же принципах, не будет работать!
А если мы попытаемся построить систему без углеводородов, это будет перезапуск с нуля, так как даже "возобновляемая" энергетика основана на углеводородах. Придется начинать с дров и ресурсов, не требующих для производства высоких температур.
Уже созданные "возобновляемые источники" поработают еще какое-то время, но лишь до тех пор, пока не потребуется ремонт или замена. Другие части системы (высоковольтные линии, батареи и т.д.) могут перестать работать даже более быстро, чем они сами (особенно с учетом предсказуемой волны мародеров и "сборщиков металла").
источник,
via